Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Дхарамсальские миниатюры. Часть 1

16 января 2011 | Версия для печати
| Еще
Когда ваши знакомые слышат, что вы были в Дхарамсале, как правило, они спрашивают: «А где это?». Привычная ситуация? Если да, значит вы один из редких счастливчиков, которым повезло объяснять своим знакомым, чем же замечателен этот небольшой городок в предгорьях Гималаев.

Как проще всего ответить? Я обычно говорю: «Это место, где живёт Далай-лама»! Знакомый диалог? (Говоря откровенно, Его Святейшество живёт скорее в самолёте, чем в своей резиденции, однако это уже нюансы…) Обычно после этого люди понимающе кивают головой и почти всегда засыпают тебя вопросами. Упоминание о Далай-ламе произвело свой обычный эффект!..

Большинство моих друзей и знакомых не имеют к буддизму никакого отношения, однако, стоит упомянуть о Далай-ламе и тут же в глазах зажигается живой интерес. Магия имени. К сожалению, сейчас на планете немного гуманистов такого уровня, ещё не так давно были живы Иоанн Павел второй, мать Тереза, Швейцер. Сейчас у нас есть Далай-лама, и для того чтобы доходчиво объяснить, что же такое Дхарамсала, достаточно просто упомянуть о нём.

Итак, главный и абсолютно самодостаточный повод, чтобы поехать в Дхарамсалу - это поехать на учения, которые даёт Его Святейшество. В последние годы благодаря работе активистов-организаторов состоялось несколько таких учений специально для русскоязычных буддистов, последнее - в ноябре-декабре 2010 года. (За что им отдельное огромное чистосердечное спасибо! Если кто-то из них читает этот опус, то специально для них: «Ребята, вы молодцы!»). Писать отзывы об учениях Далай-ламы или как-то их комментировать, само по себе отдает дурновкусием в стиле многочисленных книг, которые можно подогнать под название «Я и Далай-лама», поэтому хочется остановиться на том, что окружает главное событие.

Что же такое Дхарамсала помимо Далай-ламы? Что, так сказать, мы получаем «в нагрузку»?

Часть первая, нюансы.

Замечательные горные пейзажи. По этому поводу первая миниатюра.

Обычно перед новогодними учениями, в МакЛеодганж (самая живописная, горная часть Дхарамсалы) приезжает много паломников, и найти хорошее жильё становится трудно. Поэтому, если у вас есть время, стоит приехать на несколько дней раньше, чтобы подготовиться к учениям и поселиться без проблем. В один из приездов, мне позвонили друзья, которые должны были прибыть на пару дней позже и попросили забронировать номер, но обязательно «с живописным пейзажем»…

Вы можете взять комнату с видом на стену соседского дома, или на улицу, или на горы… Вначале, этому не придаёшь внимания, ищешь комнату по цене, по комфорту, по близости к месту проведения учений. Но уже со второго приезда начинаешь понимать, что таких гор в окне больше нигде не увидишь. Можно сказать, что пейзаж за окном включён в стоимость комнаты, просто ещё один вид сервиса. Если на ночь оставить окна расшторенными, то перед тем как заснуть, будет лишний повод удивиться, до чего причудлива иллюминация в МакЛеоде – разноцветные огни домов, разбросанных по ближним склонам; а утром разбудит солнце, выходящее из-за дальнего хребта. Некоторое время можно полежать и посмотреть на игру теней в ущельях и на то, как свет постепенно заливает дальние склоны. Можно выйти на балкон с чашкой чая, чтобы погреться на солнышке. В МакЛеодганже это отдельный вид удовольствия, потому что ночи там холодные. И, медленно попивая чай, наблюдать за воздушными боями орлов и ворон на фоне трёх горных хребтов, выглядывающих друг из-за друга.

Это обычный индийский городок, со всеми своими прелестями и «прелестями». По поводу «прелестей» распространяться не буду – все, кто бывал в Индии, их знают хорошо: это и скученность, и мусор, и запахи, и изувеченные нищие, и попрошайки, и т.д. и т.п. и пр.

А вот по поводу интересного миниатюра вторая.

В каждом индийском городке хозяйничают обезьяны. На окраинах они ведут себя так, что закрадывается подозрение – может, это организованная мафия профессиональных вымогателей? Любой путешественник рано или поздно сталкивается с ними. В первый свой приезд я поселился в новом гестхаусе с отличными комнатами, но очень скоро обнаружил одну особенность – каждое утро крупный самец макаки совершал обход балконов. Похоже, он искренне считал их своей вотчиной. И каждый раз он непременно что-то тащил в обратную сторону – незадачливые постояльцы забывали закрыть окна или балконные двери, и всё, что у них было съестного, рассматривалось как законная добыча. Обезьяна вела себя настолько спокойно и уверенно, что было понятно - для него такой способ взимания дани уже устоявшаяся традиция, и он не видит в этом ничего для себя опасного или хотя бы беспокоящего. Каждое утро я наблюдал, как в очередной раз на чьём-нибудь балконе наглец потрошит кулёк с фруктами или буханку хлеба. Иногда всё это сопровождалось возмущёнными криками хозяев, на которые, впрочем, грабитель не обращал никакого внимания.

По соседству со мной жила калмычка, которая была в Индии впервые и, естественно, ей уже пришлось выплатить дань наглой обезьяне. Теперь моя соседка была настороже, и каждый раз перед уходом проверяла изнутри, как закрыты окна и двери, которые, в свою очередь, обезьяна проверяла снаружи - наверное, ей понравилось угощаться в этой комнате.

Однажды я спокойно сидел в своём номере с книгой и блокнотом в руках, как вдруг меня буквально подбросило в воздух от истошных криков. Дверь на балкон была открыта, и из соседнего номера на звенящей ноте неслось «Ом мани падме хум – Ом мани падме хум». Я выскочил на балкон – по перилам соседского балкона в мою сторону приближался вышеописанный наглец с огромным помидором в зубах. За ним на безопасном расстоянии возмущённо крича, следовала соседка с полотенцем в руках, которым она размахивала больше для того, чтобы успокоить себя, чем напугать грабителя. Оказалось, он вошёл в комнату и схватил помидор прямо со стола, не обращая никакого внимания на хозяйку, которая как раз приготовила завтрак. Захватчик совершенно не обеспокоился криками и преследованием, он медленно и спокойно перешёл на перила моего балкона и уселся в метре от меня.

Нужно было что-то делать. Во-первых, проучить и прогнать его, чтобы он прекратил рэкет постояльцев, во-вторых, попробовать отнять добычу, чтобы, опять же, отвадить добывать еду подобным способом, в-третьих, вступиться за достоинство человеческого вида, угнетаемого жестокой обезьяной.

В руках у меня был блокнот, которым я несколько раз махнул перед мордой захватчика. Нельзя сказать, чтобы это не произвело никакого эффекта, конечно произвело. Но только эффект этот был совершенно не тот, которого я пытался добиться – обезьяна смотрела озадаченно и хмуро. Было очевидно, что он даже представить не может, что в подобной ситуации можно чего-то бояться. Ситуация складывалась не в нашу пользу, в моём лице, человечество, как вид, теряло инициативу и проигрывало сражение. Нужно было предпринять более решительные шаги. Я, как типичный горожанин, всегда считал, что нельзя проявлять жестокость по отношению к животным. Поэтому единственное, что мог позволить себе в такой ситуации, это поднести блокнот чуть ближе к морде противника и легко шлёпнуть по удерживаемому помидору. На этот раз я получил колоссальный эффект – глаза обезьяны в прямом смысле полезли на лоб, пасть открывалась всё шире, казалось, он от возмущения проглотит помидор целиком. Поза из расслабленной стала агрессивной – до мерзавца дошло, что кто-то оспаривает его право владения помидором. Наконец, когда помидор почти полностью исчез в пасти (ей богу, я до сих пор не понимаю, как можно было втянуть такой огромный помидор), показались отличные клыки впечатляющей величины, и я понял, что следующее, что попадёт под эти клыки, будет моя рука. Я решил не переводить общение между видами в ещё менее цивилизованной русло и, попятившись с балкона, с облегчением закрыл за собой дверь.

Битву между человеком и обезьяной выиграла обезьяна.

Единственное, что мы могли сделать, это устроить успокоительное чаепитие, осудить всем этажом наглые происки и не поддаваться на провокации.

Что ещё может быть интересным в животном мире МакЛеода, так это неприлично благополучный вид уличных собак. Я это заметил только в последний приезд, и не удивительно – собак ведь и у нас полно. Но что интересно, даже если вы найдёте дхарамсальскую собаку со стройными лапами и вытянутой мордой, и по всем понятиям она должна быть худой и подтянутой, то спина у неё все равно окажется широченной, и собака будет выглядеть очень даже упитанной! Тумбочкообразные какие-то собаки в МакЛеоде! Кроме того, они совсем не боятся людей и очень спокойные, видно им там очень неплохо живётся. Может, потому что их там не гоняют? А может, потому что там и к собакам относятся по-человечески?

Это место где расположено несколько монастырей, и постоянное присутствие монахов на улицах создаёт особую атмосферу города.

Это место проживания довольно большой тибетской общины.

Это место, где расположены офисы Тибетского правительства в изгнании, что вносит политическую компоненту. Обычно её не чувствуешь, но иногда эта сторона становиться доминирующей.

На этих двух пунктах нельзя не остановиться… Частенько мне говорили: «Меня интересует только дхарма, а тибетско-китайский вопрос это политика…». Как-то повсеместно сейчас слышно такое: «Я политикой не интересуюсь, политика – грязное дело, и вообще духовность и политика не совместимы».

Безусловно, политика – грязное дело, если ею занимаются внутренне грязные люди с грязными мотивациями. Если интересоваться политикой для того, чтобы улучшить свою жизнь (например, вступить в политическую партию, набирающую силу, чтобы урвать себе побольше благ и льгот), то такое с духовностью несовместно. И конечно, если вы живёте в Швеции или Дании, то лезть в политику и тратить на это свою жизнь, вместо того чтобы интересоваться духовными дисциплинами, по меньшей мере, предосудительно, если не глупо!

У нас ситуация радикально отличается: в наших странах демократия ещё очень молода. Мы-то живём не в Швейцарии, в наших странах быть аполитичным просто аморально. Получается, что чаще всего, люди, бравирующие своей аполитичностью, просто оправдывают внутреннюю лень. «Зачем мне что-то делать, ведь всё равно ничего не изменишь, там ведь всё куплено» - конечно, не изменишь, если не делать.

Не интересоваться политикой вообще и не интересоваться тибетским вопросом, это, в общем, одинаковые понятия. Если нас не интересует, что творится в нашем доме, то почему у нас должна болеть душа за каких-то тибетцев или сомалийцев?

Меня всегда удивлял такой парадокс: мы живём в благополучных странах, может, не в самых лучших, но уж в относительно благополучных точно! У нас даже есть возможность ездить в Индию. И, тем не менее, мы находим поводы впадать в уныние и постоянно жаловаться на жизнь… И куда же мы едем за помощью? В Дхарамсалу. Я не встречал ещё не одного человека, который по приезду оттуда не сказал бы: «Как мне помогла эта поездка!».

И к кому же мы едем за помощью? К тибетским беженцам! К людям, потерявшим родину, близких, друзей, многие из которых сидели в китайских тюрьмах и трудовых лагерях. После некоторого знакомства с тем, что им пришлось вынести, оставаться в стороне, значит расписываться в собственной чёрствости.

Ведь действительно, странно как перекручено у нас в сознании, вот уж «битый не битого везёт». Получается, что мы, благополучные европейцы, приезжаем за помощью к тибетцам, получаем её, и нас не интересует, а что, собственно, происходит с теми, кто нам так великодушно помог? Может, стоит поинтересоваться хотя бы из благодарности?

Миниатюра третья очень короткая и грустная.

В школах тибетской общины много детворы, родители которых остались в Тибете, но смогли переправить детей в Индию для учёбы. Во время проведения пекинской олимпиады китайские власти учинили расправу над демонстрантами в Лхасе, все мы помним эти события, количество погибших не будет установлено никогда. Фотографии расстрелянных попали в интернет. Помню одну фотографию того периода – тибетские дети стоят перед доской объявлений, на которой вывешены фотографии погибших.

Тогда меня пронзила мысль: они хотят убедиться, что их родителей нет на этих фотографиях. Добавить нечего… Пусть каждый решает для себя, быть или не быть аполитичным.

Это место совершенно нетипичного для Индии климата, и если вы собираетесь туда ехать, то к нему стоит подготовиться заранее.

После 2-3 недель в МакЛеоде, очень хочется попасть домой в наши добрые холода, чтобы отогреться от неласковой индийской «жары». Обычно когда мне говорят: «Тебе повезло, ты был в Индии зимой», то обычно я отвечаю: «Таки да, и это самая холодная на планете страна». Холод в Дхармасале особенного свойства – он повсеместный. Нас, конечно, не испугать температурой от 0 до +10 (при этом с высокой влажностью). Но когда это и внутри комнаты тоже... Когда даже внутри комнаты изо рта идёт пар, и спать иногда ложишься, закутанный как луковица, то начинаешь понимать, что попал совсем не в сказку. В наших домах можно согреться, придя с улицы, дома же в Дхарамсале почему-то все как один очень холодные – тонкие бетонные стены, одинарные окна и двери с большими щелями. Так что, возвращаясь на родину, понимаешь, что самые закалённые люди живут в северной Индии.

Учения обычно проводятся в холодный период, раньше это был февраль-март, последние годы ноябрь-декабрь, так что, собираясь в жаркую Индию, не забудьте пуховик и спальник, поверьте, они будут там не лишними!

Это окрестные летние курорты – Багсу и МакЛеодганж куда состоятельные индийцы приезжают, чтобы спрятаться от летнего индийского зноя.

Это место проживания многочисленной и очень разношёрстной, а местами даже странной толпы «лиц европейской национальности», в том числе и таких, кто явно перепутал буддизм с мистицизмом. И вы встретите самых разных людей из самых разных стран, живущих в Дхармасале десятилетиями. И когда у них спрашиваешь, а почему, собственно, они переехали сюда жить, то можно услышать самые удивительные ответы.

Продолжение следует

Евгений Бульба (специально для www.savetibet.ru)
Просмотров: 2741  |  Тэги: общество

Комментарии:

AA (Гости) | 17 января 2011 02:31  
Автору явно более удаются опусы про обезьян.

Политические инсинуации лишенные логики выглядят просто невыносимо тоскливо. Например, "Не интересоваться политикой вообще и не интересоваться тибетским вопросом, это, в общем, одинаковые понятия." -- это как так вам удалось вывести?
Или "Получается, что чаще всего, люди, бравирующие своей аполитичность, просто оправдывают внутреннюю лень." Из чего получается??

Имхо, хилый закос на политического агитатора явно не удался, как впрочем и сбор статистических данных, основанный на "Частенько мне говорили...", "Как-то повсеместно сейчас слышно такое..". (стиль последней фразы просто не будем принимать во внимание, однако, не ясно "как-то" везде или "сейчас" и везде???) (ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. удержусь от каламбура)

Если вы, уважаемый, призываете нас к Благодарности и Состраданию, то они никак с политикой не связаны. Если выросшие в вашем сердце эти чувства столь глобально-возвышенны почему вы еще не в Тибете или Дхармасале, почему еще не помогаете там детям и больным? Опять таки "хилый закос на любовь"? Неведение -- корень страдания и нам нужно всем сердцем стремится к тому что бы устранить это неведение из потока своего ума для и тем самым получить возможность помогать всем существам. Этим, имхо, и нужно заниматься по мере сил опираясь на Наставников. А агитировать нада после того как "видишь там на горе возвышается крест, повиси как на нем, а когда надоест...", вот тут самое время).

Евгений Бульба, специально пишите про обезьян, честное слово.
bu (Гости) | 17 января 2011 11:35  
Для АА.
1 Спасибо, за критику стиля, обязательно учту.
2 Эта статья художественная, излагаю личный опыт, естественно он у каждого свой, на статистический обзор не претендую.
3 Конечно есть люди, которым аполитичность противопоказана, - они просто выше этого, я таких за всю жизнь видел единицы.
4 А откуда Вам знать, кто, кому, и в чём помогает?
5 За комплимент про обезьян спасибо! - порадовали.
автор
Asanga (Гости) | 17 января 2011 14:23  
По поводу обезьян, тут вообще надо быть осторожными. Особенно если вы приехали с ребенком. Бывали случаи нападения на детей.
Обезьяна - опасный, умный зверь.
Wind (Гости) | 17 января 2011 18:01  
АА, вы демонстрируете завидные познания в области русского рока. Сыплете цитатами из БГ и Наутилуса прямо как выдержками из Арьядевы и Нагарджуны. Но для того чтобы использовать их в диспуте, нужно, чтобы обе стороны были согласны с их доказательной силой.

И что собственно вас так сильно задело? Призыв обращать внимание не только на духовную сторону тибетского вопроса, но и на политическую? Не хотите? Предпочитаете сначала победить неведение? Ваше право. В борьбе с неведением, как известно, помогает осознавание бессамостности и взаимозависимости всех явлений. Нет такого рубежа, где заканчивается духовность, и начинается политика или где заканчивается политика, и начинается духовность. Все взаимосвязано, и если бы не усилия Его Святейшества Далай-ламы (в том числе и на ниве политики) и не поддержка его (в том числе и политических) инициатив отдельными людьми и организациями по всему миру, то уже давно не осталось бы ни тибетских монастырей, из которых вышли ваши учителя, научившие вас тому, что «неведение - корень страдания», ни текстов, в которых написано, что нужно его «устранять из потока ума».

А вот цитата из Его Святейшества: «Люди часто повторяют, «грязная политика». У меня здесь такая точка зрения: политика очень важна, это инструмент служения людям, служения обществу, служения стране. Она необходима. В самой по себе политике нет ничего грязного, [лишь] когда политикам недостает нравственных принципов, их политика становится грязной...»

И еще: "Я всегда подчеркиваю, что люди, проявляющие искреннюю заботу о судьбах нашей страны, отстаивают не интересы Тибета. Они отстаивают Справедливость»...

А если хотите БГ, то вот вам песня.
reader (Гости) | 26 января 2011 22:26  
Мне кажется важно то, что автор сумел передать антураж. Окружающая обстановка часто становится незаметной за главным событием. Специально для "АА" вопрос: "...призываете нас к Благодарности и Состраданию, то они никак с политикой не связаны" "-- это как так вам удалось вывести?"
Minakcha (Гости) | 6 февраля 2011 15:22  
Спасибо автору за статью. Снова хочется возвращаться в Верхнюю Дхарамсалу:в мечтах, просматривании фото, чтении статей.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Январь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100