Сохраним Тибет > Дзонгсар Кхьенце Ринпоче. Правила пользования социальными сетями для так называемых «практиков ваджраяны». Ответ на комментарии
Дзонгсар Кхьенце Ринпоче. Правила пользования социальными сетями для так называемых «практиков ваджраяны». Ответ на комментарии8 июня 2013. Разместил: savetibet |
Эта статья написана в продолжение обсуждения правил пользования социальными сетями для изучающих ваджраяну, которые я опубликовал пару месяцев назад.
Во-первых, хотел бы принести извинения тем читателям, которые выразили неудовольствие по поводу употребленных мною «крайних» и «крепких» выражений, аналогий и идиом − хотя, по правде сказать, это неизбежно наводит меня на мысль о том, что подобные отклики есть свидетельство того, что мой пост достиг поставленной цели. Читая разнообразные, оставленные вами комментарии, я обратил внимание на упоминание некоторых читателей о том, что поскольку буддийская Дхарма подразумевает «изначальную всеобъемлемость», то хранить в тайне учения (в особенности ваджраяны) совсем не обязательно, ведь эти учения, по самой их природе, «сами хранят себя в тайне». Если у вас есть способность в них «въехать», то вы въедете, и тот факт, что столько людей в них «не въезжают» служит подтверждением этой истины. Эта идея того, что учения «сами хранят себя в тайне», без сомнения, отсутствует в ваджраяне. На эту тему, правда, любил высказываться Дуджом Ринпоче наравне с обсуждением всевозможных других традиций, таких как ношение на себе мантр, мудр, изображений, чакр и даже привязывание их к животным для создания связи между существом и Дхармой; а также «освобождение посредством видения», или слышания, или вдыхания запаха, или прикосновения к определенным людям и вещам. Однако нужно понять вот что. Когда мы читаем дзогченовский текст корове, то лишь создаем особую связь с этим конкретным существом посредством голоса (при условии, конечно, что у нас есть намерение помочь этому существу) − сама же корова не станет изучать это учение. И хотя корова, скорее всего, не продемонстрирует вам благоговейного трепета к полученному учению, она избавлена и от риска зародить сомнения и нечистое видение в отношении учения или учителя. Мы же (по крайней мере, большинство из нас) – не коровы. У нас непременно возникнут мысли, и вероятность появления сомнений гораздо выше, чем однонаправленной веры. Поэтому одно дело – предоставлять доступ к учениям таким существам, как коровы, и другое – полностью открывать их тем, кто способен к размышлению и исследованию, а следовательно, и нечистому восприятию. Еще один читатель приводит неплохой аргумент в поддержку размещения тантрических изображений, спрашивая, почему вывешивать ваджраянские тханки в своей гостиной можно, а их же фотографии на Фейсбуке – нельзя? Другие вполне обоснованно отмечают, что некоторые ламы, в том числе обладающие высочайшим авторитетом, открыто преподают ваджраяну, выставляют на обозрение мандалы, показывают тайные священные танцы и даже продают билеты, чтобы заработать на этом. Они пишут, что благодаря интернету, учения по махамудре и махасандхи сейчас в одном клике от нас в виде расшифровок учений, аудио-файлов, видео-потоков и т. д. Все это показывает, как широко распространились учения, и мы, буддисты, ничего не можем с этим поделать – нам остается только сорадоваться. Нужно помнить, однако, что мы обсуждаем здесь набор правил для практикующих, отдельных людей, а не для духовного пути, которым они следуют. Буддийский путь не нуждается в помощи правил, а вот люди, идущие им, нуждаются. Поэтому важно проводить четкое различие между путем и его последователем, «дзогченом» и «дзогченпой», «чагченом» и «чагченпой», «демократией» и «демократом». Если у нас есть набор правил и мы следуем им, то это помогает укрепиться в дисциплине, а как вы знаете, дисциплина крайне важна на духовном пути. Тот же самый человек, который преподал нам, что все, открывающееся нашему глазу и другим органам чувств, иллюзорно и не существует, также преподал и так называемые «шесть парамит», вторая из которых имеет отношение к дисциплине. И я считаю своим долгом подчеркнуть, что мы обсуждаем здесь дисциплину человека, следующего по пути; «идущего путем», а не сам путь. Вообще-то говоря, чем бы вы ни занимались, какую бы цель ни преследовали, даже если хотите сварить простейшую чашечку кофе, вам не обойтись без дисциплины. Кто-то из вас указал, что хранить в тайне священную тантру нужно не потому, что в ней есть что-то омерзительное или непристойное, подлежащее сокрытию, но потому что сохранение тайны – одна из основополагающих практик ваджраяны. Вообще-то, принцип сохранения тайны может быть применен ко всем аспектам ваджраяны, даже к тем обетам самайи, которые при поверхностном взгляде могут представляться чем-то совершенно обыденным; даже то, что есть такой день недели, как среда, придется держать в тайне от всего мира, если ваш гуру накажет вам так поступать. И дело тут не в том чтобы начать доказывать, что весь мир уже и без вас знает о существовании среды. Главное, чтобы вы как индивидуум, – что бы ни случилось, – держали это в тайне. Почему? Потому что именно «тайное» порождает «священное». Когда Гуру Ринпоче впервые прибыл в Тибет, рассказывают, что царю Трисонгу Децену и всем его людям пришлось много раз упрашивать его сообщить им имя своего коренного гуру, прежде чем они смогли убедить его пойти на этот шаг. Если бы те, кто заявляет о своей любви к ваджраяне, уделили хотя бы немного внимания истории буддизма, то поняли бы, как сильно пострадала ваджраяна от того, что абсолютное большинство людей в этом мире не способно принять ее учений. Для большинства людей невероятно трудно принять даже истину «знай, что есть страдание, и оставь причину страдания», как могут они согласиться с тем, что «самсара – это блаженство», а «эмоция – мудрость»? В таких странах, как Таиланд и Тайвань, продолжают бушевать старые, как мир, дебаты о том, является ли ваджраяна со всеми ее разговорами о сексе и поклонением божествам путем, сбивающим с толку последователей. Тут нет ничего нового. Вы можете сказать: «Что с того? Те, кто не способен верить, не поверят. Им же хуже!» Но ведь мы – последователи Будды, всемилосердного, и к тому же взяли на себя задачу привести всех живых существ к пробуждению. И если нам не под силу привести их к пробуждению, мы, по меньшей мере, не должны отдалять ни одно из них от него. Даже мимолетная тень отвращения к любому аспекту тантры на многие-многие кальпы лишит вас возможности обрести чистое видение ваджраянской мандалы. Кто-нибудь из вас слышал о «ваджрном аде»? Скорее всего, мы ощущаем на себе этот «ваджрный ад», когда теряем открытость, которая позволяет видеть исключительную мудрость ваджраяны, и вместо этого становимся ограниченными и не желаем даже взглянуть на эту поразительную мудрость. Породить такое отвращение в ком-то – значит, лишить его возможности создать связь с этим невероятным путем. Быть может, его и не будут жечь, поджаривать или резать на мелкие кусочки в каком-нибудь аду наподобие теистического, но неспособность оценить мудрость ваджраяны сама по себе уже – ваджрный ад. На нас, изучающих ваджраяну, лежит ответственность за то, чтобы не сбивать людей с буддийского пути. Есть тибетская пословица: «Не подобает шакалу прыгать так высоко, как лев», ведь если шакал вздумает подражать льву, то в конце концов свернет себе шею. Великие бодхисатвы прошлого и настоящего вершат свои деяния, руководствуясь глубокой уверенностью, и если вы взрастите в себе такую уверенность, то я как практикующий смогу только порадоваться за вас и сказать: вперед, публикуйте все, что хотите. Таково сердечное предупреждение, написанное человеком, изучающим ваджраяну, и обращенное к своим братьям по духовному пути, хотя я вполне уверен, что оно ничего не изменит. Тем не менее, несмотря на изобилие тантрических изображений, информации и прочего в открытом доступе, я все же хочу напомнить нам всем, что в ваджраяне сохранение тайны – это практика. 9 апреля 2013 г. Перевод Юлии Жиронкиной Видео по теме:С Дзонгсаром Кхьенце беседовал Роман Сухоставский. Перевод: Мария Васильева. 14-15 мая в Киеве состоялись учения Дзонгсара Кхьенце Ринпоче по теме "Основы буддийского воззрения: учение о Четырех печатях". Дзонгсар Кхьенце Ринпоче — неординарный буддийский учитель, известный кинорежиссёр, снявший такие фильмы как «Кубок» и «Странники и маги Тибета», художник и писатель — один из самых творческих и передовых тибетских лам, наших современников. Ринпоче родился в Бутане в 1961 году и является учеником Кхенпо Аппэ Ринпоче. Он возглавляет знаменитый монастырь Дзонгсар, монастырскую школу, а также несёт на себе бремя ответственности за благополучие и образование приблизительно 1600 монахов, живущих в шести монастырях и институтах по всей Азии. |