Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Кенсур Чой-Доржи Будаев: «Мы предлагаем вернуться к истокам»

| Еще
Настоятель общины «Ламрим» Чой-Доржи (Александр Нимбуевич) Будаев со своими соратниками много лет строил буддийский комплекс на юго-западе Улан-Удэ. Скоро он откроет свои двери для верующих. Первый Хамбо лама постсоветской эпохи, ученик Досточтимого Еше Лодой Ринпоче, рассказал в эксклюзивном интервью «Номер один» о своем непростом пути и большой миссии, которую он несет на протяжении долгого времени.

Кенсур Чой-Доржи Будаев: «Мы предлагаем вернуться к истокам»

- Александр Нимбуевич, сколько лет потребовалось, чтобы ваша община наконец-то обрела свой дацан?

- Еще в 2005 году мы получили разрешение на землю, но по факту стали строиться гораздо позже - в 2007-м. В наше время ведь такие проекты целиком и полностью зависят от финансов, приходилось изыскивать разными способами, через кредиты, предпринимательскую деятельность. Больших меценатов и инвесторов у нас не было, строили своими силами, и вот за шесть лет все-таки построили. Мы всегда старались быть независимыми, не просили ни у кого денег, открыли в свое время ресторан «Чинтамани», чтобы люди ели вкусную домашнюю еду, а на доходы строили храм. Хотели открыть 6 июля, в день рождения Далай-ламы, но скорее всего не получится в силу некоторых причин, откроем чуть попозже, постараемся в течение июля.

- Правда ли, что на открытие храма прибудет сам Далай-лама?

- Нам этого очень хотелось бы. Его Святейшество обещал самолично освятить храм, и это обязательно будет, но не сейчас, возможно, в следующем году, чтобы мы смогли встретить Его Святейшество как полагается.

- Насколько мне известно, у Далай-ламы достаточно сложные отношения с МИД России…

- Его Святейшество, с тех пор как отказался от любой политической деятельности по Тибету, уже был в Калмыкии с пастырским визитом. Главное, не превращать все в политику, и тогда Бурятия сможет во второй раз встретить у себя Далай-ламу. Процедура приглашения достаточно простая. По религиозным канонам Его Святейшество нужно приглашать три раза, три раза в течение некоторого времени подносить хадак, плюс дублировать приглашения официальными письмами. А по светским правилам, в соответствии с законодательством я могу оформить приглашение в любом ОВИР, конечно, согласовав через Москву. Я думаю, с этим сложностей не возникнет. Мне кажется, все-таки пришло время для визита Далай-ламы в Бурятию. Еще несколько лет назад это было невозможно, не только по политическим причинам. Мне было бы стыдно принимать его пять или шесть лет назад. Традиционная Сангха не горит желанием приглашать Его Святейшество в Иволгинский дацан, например. Есть, конечно, Ринпоче, мой учитель из Тибета, который был бы очень рад, но ведь мы, буряты, сами должны принимать Его Святейшество. А сейчас, когда мы построили новый буддийский комплекс, у нас есть хороший повод и есть что показать ему.

- Вы очень тесно общаетесь с Его Святейшеством, интересуется ли он делами в Бурятии? Знает ли, что тут очень много буддистов, последователей Северной школы, для которых он – живой бог?

- В последний раз мы встречались с Его Святейшеством 24 апреля. Да, он в курсе того, что у нас происходит, мы ему рассказываем, если он спрашивает, конечно. Далай-лама очень тактичный и дипломатичный человек, никогда не спрашивает что-то конкретное, не требует полных отчетов. Я думаю, он и сам все знает и понимает. Его Святейшество сказал, что будет освящать наш храм, а то, что говорит он, обычно сбывается. Уже сейчас мы чувствуем его покровительство. В прошлом году на аудиенции я попросил у него разрешения отправить нам несколько монахов из тибетского монастыря Гьюме (Гьюдмед), сильнейшего тантрического монастыря в мире, он известен еще со времен зарождения буддизма в Тибете. Монахи этого монастыря - величайшие мастера философии. Сам Далай-лама, когда находится перед дилеммой, прибегает к их помощи, они помогают разрешать сложные ситуации. Его Святейшество поначалу удивился этой просьбе, так как обычно Бурятия связана с монастырем Дрепунг Гоман в Индии, до сих пор наши ламы получали образование там. Он так меня и спросил: «Почему ты хочешь именно монахов из Гьюме?» Дело в том, что их помощь нам сейчас просто необходима. После стольких лет гонений советской власти, атеизма, репрессий, войн и убийств, разрушенных храмов наша земля нуждается в очищении. Конечно, сейчас буддизм на подъеме, и ламы, которые сейчас возрождают дацаны, делают много, но этого недостаточно. Может быть, это и наше упущение, но 20-30 лет назад люди относились к религии более искренне, старшее поколение в то время могли даже нас, лам, учить и наставлять в этом плане. Сейчас же поколение 60-летних мало что могут дать, и это не их вина. Дай бог, чтобы все изменилось. У нас сложная ситуация, а монахи Гьюме большие мастера. Далай-лама согласился с моими доводами и отправляет нам пять монахов, которые уже скоро прибудут в Бурятию. Из-за небольших проблем с визами и откладывается открытие храма нашей общины «Ламрим». Но как только они приедут, мы торжественно откроемся и начнем свою работу. Кроме этого Далай-лама написал нам письмо, в котором сказал, что попросил трех сахюусанов помочь в нашем деле очищения, это отец всех десяти сахюусанов - Гомбо, Чойжил, который забирает человеческие грехи и очищает нас как огонь костра Дугжууба, и самый близкий людям сахюусан Дамжил Варна, известный у нас как Дамжил Дарлиг, покровитель ремесленников.

Кенсур Чой-Доржи Будаев: «Мы предлагаем вернуться к истокам»

- Значит ли приезд монахов Гьюме (Гьюдмед), что ритуалы в вашем храме будут отличаться от тех, что делают по всей Бурятии?

- Безусловно. Одна из причин приглашения представителей именно этого монастыря заключается в том, что мы хотим преподносить буддизм в его истинном, чистом значении, правильном понимании. Монахи должны быть настоящими монахами, нести обет безбрачия, соблюдать нормы своей жизни, быть чистыми, а ритуалы, службы и молитвы должны быть в своем первоначальном виде. Это довольно ново для Бурятии, где появилась некая разновидность «бурятского буддизма». Например, у нас ламы все носят монашеские одеяния, хотя не все являются монахами. Я сам не монах, и это одеяние еще со времен служения в Иволгинском дацане меня очень тяготило. Когда Далай-лама в своем обращении к монголоязычным народам высказал свое негативное отношение к такой практике, я вздохнул свободно, уже три года не ношу монашеские одеяния и живу без угрызений совести.

Мы предлагаем вернуться к истокам. Например, мы полностью уберем практику частных приемов лам. Это пережиток советского прошлого, когда во время гонений люди тайком встречались с ламами и просили разрешить их бытовые проблемы. Я не отрицаю полезность такой практики с психологической точки зрения, лама может выслушать, дать совет и так далее, но личные приемы не должны выходить на первый план. Гораздо важнее, чтобы люди ходили на хуралы и принимали участие в ритуалах, слушали лекции по буддизму и семинары. Ни один лама на личном приеме не сделает, не прочитает молитву так, как это сделают несколько монахов на большом ритуале. Тем более личные приемы всегда связаны с деньгами, так не должно быть. Пожертвования – это не плата за услугу, это должно идти от сердца, от души. Нужно искоренять засевшие в нас стереотипы. Это касается и подношений. Я знаю, что многие бедные люди не ходят в дацаны только потому, что у них нет денег для ламы или денег на молоко, водку и печенье с конфетами. У людей иногда и на хлеб-то денег нет. Это тоже неправильно, это стереотипы. Всегда можно прийти без подношений и денег, просто помолиться, очиститься… У меня вообще есть мечта поездить по деревням, найти места хорошие и очистить их, чтобы каждый человек, который живет далеко от дацана, мог прийти на это место и просто помолиться, найти успокоение.

- Очень интересный подход, можно сказать революционный…

- Не отрицаю. Мы, вообще, много чего нового хотим внести. Например, у нас принято проводить Дугжуубу (очищающий костер) только перед Сагаалганом, раз в год. Однако в Тибете этот ритуал чуть ли не каждую неделю делают. И это правильно. Неужели мы так мало грешим, чтобы только раз в год, в самый мороз очищаться? Будем этот ритуал проводить каждый месяц. У нашего дацана скоро появится свой Интернет-сайт, где можно будет не только заказать молитву, но и следить за хуралами в онлайн режиме. У нас уже сейчас на территории храма есть вай-фай. Еще у нас будет монитор в самом храме, где будут высвечиваться имена людей, заказавших молитву, и их монахи будут читать прямо оттуда во время хуралов. Сделаем лифт для пожилых людей и инвалидов, лестница к храму достаточно крутая и высокая, будут красивые праздничные ворота, через которые, мы надеемся, скоро пройдет Его Святейшество.

Евгения Балтатарова, «Номер один».
Просмотров: 5458  |  Тэги: Бурятия, Чойдоржи Будаев

Комментарии:

Sever-Antonin (Посетители) | 6 июля 2013 12:43  
Так хорошо, что трудно поверить, но очень хочется верить, спасибо за труды
Juris (Посетители) | 2 марта 2015 18:14  
http://www.novayagazeta.ru/society/67490.html
Очень печально,что бурятские буддисты принимают участие в войне.Разве люди,исповедующие дхарму,могут так поступать?Очень горько мне,тоже буддисту,осозновать,что это факт.И таких же,из Бурятии,там немало...Почему они ослеплены неведением?

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Июль 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru