Сохраним Тибет > Нгаба: смертный приговор по сомнительному обвинению о сфабрикованном самосожжении жены
Нгаба: смертный приговор по сомнительному обвинению о сфабрикованном самосожжении жены20 августа 2013. Разместил: savetibet |
Долма Кьяб приговорен к смерти по обвинению в убийстве жены, которая, согласно тибетцам в эмиграции, 13 марта 2013 г, совершила самосожжение в знак протеста против китайского правления в Тибете. Суд средней ступени Аба-Тибетско-Цянского автономного округа провинции Сычуань приговорил 32-летнего “мужчину тибетской народности по имени Джолмагял к смертной казни и лишил политических прав по обвинению в умышленном убийстве своей жены”. Русская служба Синьхуа ограничивается формулировками, далекими от политики: “муж, несмотря на обещания, вновь начал пить”; “следствие установило, что мужчина задушил свою жену, а затем сжег ее тело”. Однако на сайте Global Times подчеркивается, что 32-летний тибетец Долма Кьяб (Drolma Gya) осужден на расстрел за то, что представил это так, как будто 29-летняя Кунчок Вангмо (Kunchok Wangmo) совершила самосожжение (а это уже политическое дело). Как говорится в постановлении суда, в ходе ссоры, вспыхнувшей 11 марта в 23 часа в их квартире в уезде Дзогэ (Zoige), жена пригрозила задушить себя шарфом. Тут Долма Кьяб схватил шарф и воскликнув, "если ты так страдаешь, я тебе помогу прекратить это", задушил ее. Потом, около 2 часов ночи, вынес тело наружу, облил бензином и поджег. Всего через два дня, 14 марта, он был арестован милицией по подозрению в умышленном убийстве, продолжает англоязычное издание рупора компартии Жэньминь жибао. В 1998 году он уже был приговорен к тюремному заключению сроком на 5 лет за воровство (в русской версии почему-то значится «мошенничество»), но в 2000-м вышел на свободу в связи со смягчением приговора. Далее “краснознаменная” Global Times приводит высказывания, позволяющие усомниться в выводах поспешного следствия. Адвокат Су Хайцзюнь (Su Haijun), защищавший тибетца на последнем процессе, заявил, что Долма Кьяб и его жена “жили в добром согласии” и ее родители не верят, что он мог ее убить. "Я не собирался убивать ее, я ее любил", - сказал Долма Кьяб после суда. Он заявил, что намерен подать апелляцию в суд высшей ступени провинции Сычуань, так как у него есть 7-летняя дочь и пожилая мать. "Как они смогут пережить то, что я уйду? Не хочу, чтобы моя дочь стала сиротой", - сказал Долма Кьяб. Как сообщалось в марте, Кунчок Вангмо, 31 года, подожгла себя в знак протеста против китайского правления в Тибете и призывая к возвращению Далай-ламы на родину. Напомним, что это произошло в преддверии назначения нового генсека Си Цзиньпина на пост председателя КНР и в канун годовщины тибетских волнений в Лхасе. По сведениям зарубежных тибетских сайтов, Долма Кьяб был арестован после того, как отказался подчиниться указаниям местных чиновников и объявить причиной самосожжения внутрисемейные размолвки. Подобным же образом аппаратчики всех уровней пытаются заглушить огненные протесты и в других местах, по большей части навязывая родственникам компенсацию за молчание. По данным Тибетского центра прав человека и демократии (TCHRD), в ноябре 2012 года агентами внутренней госбезопасности был тайно задержан Дхоне (Dhonue), муж Долкар Цо, скончавшейся в результате самосожжения 7 августа 2012 года возле монастыря Цо Ганден Чолинг в городе Цо округа Канлхо (в провинции Ганьсу). Он отказался взять деньги, предложенные местными чиновниками за подпись под документом, что его жена подожгла себя из-за семейной ссоры, а не в знак протеста. В том же регионе семье тибетца по имени Сенге Гьяцо (Sangay Gyatso) предлагали миллион юаней за подписи, удостоверяющие, что его самосожжение не было нацелено против китайского правления в Тибете. 2 августа пекинская пресса заявила, что органы общественной безопасности в провинции Цинхай раскрыли "сфабрикованное дело о самосожжении", которое совершил 27 мая один тибетский скотовод, и арестовали 25-летнего монаха по имени Церчжа (Сертха) за пересылку снимков с мобильного телефона другому монаху в Индии, отмечает Phayul. Долма Кьяб стал первым тибетцем, осужденным на смерть в связи с огненным протестом. “Последний смертный приговор показывает, что чиновники ужесточают свою позицию по вопросу самосожжений, что из нескольких неподчиняющихся близких создан пример, чтобы запугать семьи и родственников тех, кто совершил огненные протесты, заставив их следовать официальной линии”, - отмечает исполнительный директор TCHRD Церинг Цомо (Tsering Tsomo). Признательные показания, на которых базируется приговор за умышленное убийство, выглядят сомнительными, так как в материковом Китае “широко применяются пытки с целью добиться признаний в делах с политическими мотивами”. Характерное для материкового Китая “отсутствие прозрачности в отношении смертных приговоров", а также нежелание соответствовать международным нормам правосудия ставят под вопрос законность вердикта, констатирует правозащитный центр. Валерий Никольский Видео по теме:Репортаж корреспондента британской Guardian Джонатана Уоттса из Нгаба. Февраль 2012 г. Перевод и озвучивание: Наталья Иноземцева Техническая поддержка: Максим Брежестовский Статьи по теме:Горящий вопрос. Почему тибетцы совершают самосожжение? Отвечая на вопрос, почему тибетцы совершают самосожжения, международное движение солидарности с Тибетом (Solidarity with Tibet) подготовило информационные материалы, излагающие позицию Центральной тибетской администрации. ЦТА неоднократно призывала тибетцев в Тибете воздержаться от столь радикальных акций. Поскольку, несмотря на призывы, самосожжения продолжаются, ЦТА считает своим долгом выступить от имени тибетцев в Тибете и объяснить международному сообществу причины этих действий. Ван Лисюн. Анализ предсмертных слов. Почему тибетцы совершают самосожжение? В своей статье китайский писатель Ван Лисюн анализирует предсмертные слова тибетцев, совершивших самосожжение, в попытке глубже понять их мотивы и устремления, приблизиться к пониманию полной картины самосожжений как явления. Ван Лисюн. Если не самосожжения, то что? В статье, ставшей продолжением анализа предсмертных слов тибетцев, совершивших самосожжения, китайский писатель Ван Лисюн предлагает свое видение практического решения тибетского вопроса. Для самих тибетцев самосожжение не являлось целью, полагает он. «Просто те, кто хотел что-то сделать, не знали, что еще можно предпринять. Таким образом, если бы существовал какой-то план действий, в которых мог бы принять участие каждый из тибетцев, то отпала бы и необходимость в самосожжениях»... |