Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Далай-лама: весь мир — часть каждого из нас

31 декабря 2013 | Версия для печати
| Еще
Духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, 78-летний Далай-лама XIV Тензин Гьяцо провел в последней декаде декабря учения для полутора тысяч российских буддистов в Дели. Индия, где в свое время появился и достиг расцвета буддизм, вот уже более 54 лет служит ему вторым домом. О том, как сократить разрыв между богатыми и бедными в мире, как урегулировать конфликт в Сирии без военного вторжения США, о росте взаимозависимости и устаревшей концепции войны, об отказе от эгоцентризма и разрушительном воздействии страха и гнева на иммунитет, о своих взглядах на капитализм, марксизм и пропаганду Далай-лама рассказал в интервью журналистке РИА Новости Ольге Липич.

Далай-лама: весь мир — часть каждого из нас
Фото: Игорь Янчеглов

— Ваше Святейшество, здесь, в Индии, особенно заметно, как наш мир расслоен на очень богатых и очень бедных людей, причем последние зачастую не имеют доступа к образованию, духовному развитию. Возможно ли сократить этот разрыв и как?

— Это действительно очень серьезная проблема. И вопрос даже не в том, возможно или нет уменьшить разрыв между богатыми и бедными, — мы просто обязаны приложить к этому все усилия. Ведь расслоение наблюдается не только в Индии, но и в других странах, даже таких богатых, как Соединенные Штаты Америки. В России оно становится все заметнее. Китай — казалось бы, социалистическая страна, но и там растет разрыв между богатыми и бедными. Это неправильно с нравственной точки зрения, да и с практической тоже становится источником проблем. Так что мы должны очень серьезно задуматься о том, как устранить эту проблему.

Я часто говорю, что ответственность за это лежит как на богатых людях и странах, так и на бедных. Богатые должны обеспечивать образование и профессиональную подготовку, чтобы дать бедным людям возможность сделать свою жизнь более благополучной. А бедным необходимо научиться верить в свои силы, упорно трудиться и учиться. Профессиональные навыки в сочетании с уверенностью в собственных силах — это очень и очень важно. Вы знаете, я часто отмечаю, что бедные люди в силу шаткого материального положения психологически чувствуют себя неуверенно. Им кажется, что они чем-то хуже других. Они чувствуют безысходность и гнев, а это плохие помощники. Поэтому нужны полная уверенность в себе и упорный труд. Именно так мы сможем сократить разрыв между богатыми и бедными.

В то же время население Земли сегодня составляет около семи миллиардов человек, и, по некоторым данным, к концу века эта цифра достигнет уже десяти миллиардов. Ресурсы нашей планеты истощаются, а вследствие глобального потепления все чаще случаются природные катастрофы. Это ставит перед людьми все новые проблемы. Чтобы их решить, мы должны научиться воспринимать все семимиллиардное человечество как единое целое. Понимание того, что все люди в основе своей одинаковы и что необходимо сотрудничать —вот, что действительно важно.

Далай-лама: весь мир — часть каждого из нас
Фото: Алексей Юрков

— В уходящем 2013 году одной из главных тем новостей на мировой арене стало обострение ситуации на Ближнем Востоке, особенно в Сирии, где раздувается гражданская война, похищают и убивают людей, в том числе по признаку вероисповедания. Какие пути урегулирования этого конфликта видите вы? И что думаете по поводу возможного военного вмешательства в него Соединенных Штатов?


— То, что происходит сейчас в Сирии, — очень печально. Сам по себе конфликт крайне запутанный.

Прошлый, двадцатый век, помимо выдающихся технических и научных достижений, ознаменовался кровопролитием и насилием. В самом начале нового столетия мы стали свидетелями кризиса в Ираке, Косово, Афганистане, а теперь и в Сирии. Я считаю, что это — последствия ошибок, допущенных нами в прошлом, из которых мы не сделали правильных выводов. А ведь в конце двадцатого века произошли знаменательные события, такие как падение Берлинской стены, например. Если бы тогда мы приложили усилия, то cмогли бы сделать шаг в сторону установления более гармоничных отношений между людьми, независимо от их религии или национальности.

Я уверен, что все проблемы должны решаться не путем применения силы, а при помощи диалога. Если бы в конце двадцатого века мы уделили больше внимания образованию, то, вполне вероятно, нам удалось бы избежать тех конфликтов, которые мы наблюдаем сегодня. Вместо этого люди пользуются методами прошлого века и пытаются устранить противоречия насильственным путем. Но если одна сторона применит силу, другая ответит ей тем же. Насилие влечет за собой ответное насилие и так далее до бесконечности. А в результате страдают ни в чем не повинные люди. Проблемы нельзя устранить насилием, их можно разрешить только при помощи диалога.

Что касается Америки, то я очень люблю эту страну и ее народ. Это демократическая страна, где строго соблюдаются законы, и это прекрасно. Но вот политика в отношении Ирака, я считаю, была ошибочной. Они применили силу и тем самым запустили цепную реакцию насилия.

На следующий день после трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, я написал письмо президенту Бушу, с которым мы хорошо знакомы и которого я считаю своим другом, — он очень хороший как человек, но вот его политика… В этом письме я приносил свои соболезнования и одновременно выражал надежду, что Соединенные Штаты не станут отвечать насилием. Это один из примеров.

В своей политике в отношении Ирака США действовали, руководствуясь искренним стремлением принести свободу. Но для достижения этой цели они применили силовые методы, что в корне неправильно.

— Суровые законы дикой природы, по которым одни живые существа вынуждены поедать других, чтобы выжить, перетаскиваются в социальные отношения как некое обоснование беспощадной конкуренции, безудержного стремления к наживе и власти, предательств. Возможно ли, чтобы люди не причиняли друг другу таких страданий и что для этого нужно?

— Я думаю, в современном мире люди не употребляют в пищу человеческое мясо. Животные, конечно, поедают друг друга, но люди… Хотя, возможно, в очень трудных обстоятельствах…

— А в политике, бизнесе, семейных отношениях? В переносном смысле.

— Здесь мы имеем дело с вопросами нравственности и этики. Говоря о том, что люди пожирают друг друга, вы ведь имели в виду, что они друг друга эксплуатируют, верно? Тогда нам надо вернуться к первому вопросу — о богатых и бедных. Я думаю, нам не хватает нравственных принципов. Нравственные принципы не следует рассматривать как нечто, имеющее отношение только к религии, — они необходимы нам и с практической точки зрения.

Всем семи миллиардам людей, хотим мы того или нет, надо как-то жить вместе на этой планете. Проблемы окружающей среды затрагиваюткаждого из нас, а значит, мы должны больше внимания уделять вопросам экологии. Когда мы осознаем единство всего человечества, исчезнет сама основа для эксплуатации одних людей другими. Люди перестанут запугивать и обманывать друг друга. Нам необходимо по-настоящему глубоко задуматься над тем, что мы — социальные животные, будущее каждого отдельного человека зависит от общества в целом.

В современном мире с его глобальными экономическими и экологическими проблемами государственные границы отходят на второй план. То же самое можно сказать и о религиозных различиях. Глобальные проблемы, встающие перед нами, выходят за рамки государств и религий. Они касаются всего человечества, а значит, мы должны действовать сообща. Будь то в масштабах всей планеты или одного государства, мы должны относиться к людям, как к своим братьям и сестрам, искренне заботиться об их благополучии. И тогда станут невозможными эксплуатация, запугивание, убийства одних людей другими.

Все эти прискорбные явления есть не что иное, как следствие нашей чрезмерной склонности всех делить на своих и чужих, нашего эгоцентризма. Внутри одного сообщества каждый только и думает: Я, я, я. Нисколько не заботясь о других. И это влечет за собой эксплуатацию и ложь. Богатые пьют водку, и их не беспокоит судьба людей, живущих на улице. Практически во всех больших городах — в Дели, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе — есть бездомные. Но ведь они такие же люди, как мы! Богатые думают о себе: Я миллиардер, денег у меня предостаточно. Что мне за дело до проблем других людей?

Это совершенно неправильно не только с религиозной, но и с нравственной, общечеловеческой точки зрения. Мы должны это изменить, отказаться от эгоцентризма и вместо я, я, я говорить мы, мы, мы.

Далай-лама: весь мир — часть каждого из нас
Фото: Алексей Юрков

— Достижимы ли идеалы братства и справедливости? И какими путями?

— Вы знаете, мне нравится марксистская теория, в которой говорится, что права трудящихся всего мира превыше государственных границ. По-моему, это замечательно. А вот Ленин, на мой взгляд, слишком много думал о себе, чрезмерно стремился к личной власти. Это, конечно, ошибка.

При помощи образования мы можем изменить мышление людей, чтобы у них на первом месте стояло не я, а глобальное мы. Каждый из нас — это часть большого мы, такова реальность. И наоборот, весь мир — это часть каждого из нас. А значит, в наших собственных интересах всерьез позаботиться о благополучии всего человечества и об охране окружающей среды.

Думаю, что в идее социализма как раз заложена забота о благополучии общества в целом, а не отдельного человека. И в марксистской экономике речь идет о равном распределении материальных благ. Это же прекрасно. А в капитализме все стремятся только к собственной прибыли…

Не насильственным путем, а только с опорой на добрую волю людей, при помощи образования, мы можем изменить мир. Думаю, это единственный путь.

Я считаю, что если мы станем уважать соседей и всех других людей, то больше не будет войн. Пусть у всех у нас разные религиозные убеждения, разная идеология, разные государственные системы, тем не менее мы все равно часть мирового сообщества. А значит, должны всерьез задуматься о благе других.

Таким образом, самому понятию войны больше не останется места в нашей жизни.

Войны были частью человеческой истории на протяжении тысячелетий. В основе войны лежит разделение людей на своих и чужих, ошибочное мнение, что победить можно, лишь разбив противника. Но сегодня ситуация изменилась, наш мир становится все более взаимозависимым, и потому, уничтожая противника, мы с неизбежностью уничтожаем самих себя. Таким образом, концепция войны устарела.

Кроме того, если мы действительно будем проявлять заботу о благополучии других, то сможем сократить и пропасть между богатыми и бедными.

Если же говорить о политике или экономике, то здесь важную роль играет образование. Современная система образования в большей степени ориентирована на материальные ценности и очень мало внимания уделяет внутренним ценностям.

О духовных ценностях, таких как любовь, сострадание, прощение так или иначе говорят различные религиозные традиции. Но из семи миллиардов людей, населяющих нашу планету, немалая часть — более миллиарда человек — неверующие. Да и среди верующих зачастую встречаются люди порочные. Такие вроде бы верующие на самом деле не относятся к своей религии всерьез. Они могут говорить о смирении и прощении и при этом проявлять гнев или эксплуатировать других. Так что среди приблизительно шести миллиардов предположительно верующих многие на деле не следуют своей религии. А значит, если, утверждая нравственные принципы, мы станем опираться на религиозную этику, то оставим в стороне не только неверующих, но и многих так называемых верующих людей.

Таким образом, для того, чтобы воспитать человека хорошего, здравомыслящего, нравственного, нам нужно нечто другое. А именно образование: с самого раннего возраста, с детского сада и до университета, мы должны учить детей основам нравственности. Многие мои друзья — ученые, преподаватели, философы — тоже считают, что сегодня нам крайне необходимо внедрять в образовательные программы обучение основам нравственности. Но это будет сложно сделать, опираясь только на религию. Нам понадобится светская этика.

Здесь важно уточнить, что в Индии понятие светский (секулярный) не подразумевает пренебрежения религией, напротив, оно предполагает уважение к последователям любых религиозных традиций, а также и к неверующим. Затрагивая вопросы этики и нравственности, мы ведь не говорим только о Боге или Будде, или следующих жизнях и рае. Нас интересует ответ на вопрос, как сделать общество счастливым и мирным, гармоничным.

Также не надо забывать, что согласно современным медицинским исследованиям, здоровый и умиротворенный ум способствует хорошему физическому здоровью. И это я могу подтвердить, исходя из собственного жизненного опыта. Покой ума помогает мне сохранять здоровье.Когда я встречаюсь с друзьями, они всегда говорят мне, что у меня лицо шестидесятилетнего человека, а ведь мне уже 78 лет. При этом я не принимаю никаких особых лекарств и не следую особой диете. Своим здоровым телом я обязан умиротворенному состоянию ума.

Ученые доказали, что если человек постоянно испытывает страх, гнев, ненависть и тому подобные отрицательные эмоции, это буквально пожирает его иммунную систему. Это еще один аргумент в пользу того, что покой ума способствует крепкому здоровью. Пожалуй, не найдется человека, который не беспокоился бы о собственном здоровье. Особенно это касается женщин, они тратят огромные деньги на косметику. И я всегда говорю людям, что приятная внешность ­- это, конечно, хорошо, но гораздо важнее красота внутренняя.

Далай-лама: весь мир — часть каждого из нас
Фото: Алексей Юрков

— Вы неоднократно упоминали ложь как одно из негативных действий. Допустима ли, с вашей точки зрения, ложь во спасение чьей-либо жизни или во имя других благих целей? И как вы относитесь к пропаганде?


— Думаю, у русских людей большой опыт по части пропаганды (смеется). Если вы широко распространяете правдивую информацию, то это необязательно будет пропагандой. В это слово вкладывают разное значение. Если можно назвать пропагандой разъяснение людям чего-то, что соответствует действительности, то такая пропаганда вполне приемлема. Но в тоталитарных режимах иногда вроде бы ничего не случилось, а из этого раздувают целую историю. Или наоборот: когда совершаются серьезные ошибки, их стараются замолчать. То есть информация не соответствует действительности. И это в конечном итоге подрывает доверие к тем, кто такую информацию распространяет. А в долгосрочной перспективе ведет и к самоуничтожению.

Я всегда говорю, что лучше быть правдивыми, честными и прозрачными, поскольку это рождает доверие. А доверие, в свою очередь, способствует оздоровлению общества. Тогда как подозрительность и недоверие создают в обществе нездоровую атмосферу.

Что же касается лжи во спасение, то здесь дело обстоит так же, как и с гневом. Согласно буддизму и древней индийской психологии, если человек гневается, но при этом им движет сострадание, искренняя забота о других, то это допустимо. Например, хороший учитель или родитель, чтобы защитить своего ученика или ребенка, может иногда слегка рассердиться, сказать что-то резкое, это совершенно нормально. Однако, если за проявлением гнева стоит ненависть, злоба, то это дурное чувство. Тот же анализ можно применить и ко лжи. Если у вас благие намерения, то можно сказать неправду.

Буддийские наставники приводят такой пример. Однажды охотник преследовал дикого оленя. И по дороге повстречал монаха. Охотник спросил монаха, куда побежал олень. Как должен поступить монах в такой ситуации? Ведь если он честно укажет направление, то охотник может догнать оленя и убить его. А значит, чтобы спасти жизнь оленя, монах не должен говорить правду. Об этом очень ясно говорится в наставлениях буддийских учителей. Так что в нашей истории монах ответил охотнику так, как ответил бы сумасшедший. На вопрос, видел ли он оленя, он сказал: Я видел цветок. Думаю, охотник сильно рассердился (смеется).

Так что, вы видите, что гнев может быть как белым, так и черным. Так же и ложь может быть как во спасение, так и во зло. Определяющую роль здесь играют мотивация и конечный результат.

Только, пожалуйста, не говорите людям, что Далай-лама разрешил лгать! (смеется)

Я всегда говорю, что журналисты должны информировать людей об истинном положении вещей. Я надеюсь, что все больше российских туристов будут ездить в западные страны, и что Россия будет приглашать как можно больше западных гостей. Ведь Россия занимает уникальное географическое положение — она находится в Европе и в Азии. У вас огромная территория, богатые запасы природных ресурсов. Россия может в значительной степени способствовать тому, чтобы мир стал лучше.

— В наступающем 2014 году вы планируете учения для буддистов из России и других стран постсоветского пространства?


— Недавно я был в Латвии, куда приехало немало россиян. И одна женщина из числа российских паломников сказала мне, что семьям среднего класса из европейской части России очень далеко и дорого ездить на учения в Индию. Она обратилась с просьбой даровать учения по буддизму в Латвии, куда жителям многих российских городов добраться гораздо проще и дешевле. Я принял это предложение. И надеюсь, что в мае следующего года смогу провести в Риге учения для буддистов России и стран Балтии. И конечно, я был бы счастлив, если бы мне удалось приехать в Москву или Санкт-Петербург, где есть тибетский буддийский храм.

РИА Новости
Просмотров: 5305  |  Тэги: Далай-лама, учения для россиян

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Декабрь 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru