Сохраним Тибет > 10 марта в Москве состоится вечер памяти

10 марта в Москве состоится вечер памяти


9 марта 2015. Разместил: savetibet
10 марта в Москве состоится вечер памяти

10 марта в Москве пройдет вечер памяти, посвященный 56-й годовщине тибетского народного восстания в Лхасе, в знак солидарности с тибетцами, которые продолжают ненасильственную борьбу за свободу своего народа, возможность исповедовать буддизм, сохранять культуру и говорить на родном языке. Организаторы вечера: Центр тибетской культуры и информации в Москве и фонд «Дрепунг Гоманг Центр».

«10 марта мы будем отмечать очередную годовщину трагических событий весны 1959 года, когда тысячи тибетцев из разных областей Тибета, собрались в Лхасе, чтобы выразить свой протест против китайского вторжения, – рассказал почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России и Монголии Тэло Тулку Ринпоче. – Это выступление было жестко подавлено, как и протесты тибетских монахов и мирян, свидетелями которых мы стали в недавнем прошлом – весной 2008 года, когда одним из главных требований протестующих стал призыв к сохранению тибетской культуры, предоставлению свободы вероисповедания и возвращению на родину духовного лидера последователей тибетского буддизма Его Святейшества Далай-ламы.

Призывы, звучавшие тогда из уст отважных тибетцев, многих из которых уже нет с нами, по сей день остаются не услышанными: у тибетского народа, питающего безраздельную преданность Его Святейшеству Далай-ламе, остается единственная возможность – голосовать за сохранение исконных духовных ценностей собственными жизнями. Все мы знаем, что с 2009 года 135 тибетцев совершили отчаянные акты самосожжения, чтобы заявить миру о своем несогласии с существующим положением дел».

В преддверии годовщины печальных событий 10 марта Тэло Тулку Ринпоче призвал «почтить память героев, которые отдали свою жизни в борьбе за справедливость и о которых мы, ныне живущие, не должны забывать».

Вечер памяти состоится 10 марта в 18.30 в Музей им. Н. К. Рериха.



В программе:


* Выступление почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России и Монголии Тэло Тулку Ринпоче.

* Молебен в исполнении монахов тибетского монастыря-университета «Дрепунг Гоманг».

Адрес Музея им. Н. К. Рериха: Москва, Малый Знаменский пер., д.3 /5 (м. Кропоткинская).



Вспоминая события марта 1959 года...


Фрагмент из книги: Гонпо Таши Андругцанг «Четыре реки, шесть горных цепей. Воспоминания о движении Сопротивления в Тибете»

10 марта в Москве состоится вечер памяти
Впечатления художника о подавлении восстания в Лхасе в марте 1959 г.
(Readers Digest, February 1970).
Лагерь китайской армии в течение нескольких лет располагался на окраине Лхасы. Китайское вмешательство в тибетские дела через Подготовительный комитет и другими путями неуклонно возрастало. Но пока не было свидетельств каких-то попыток лишить Далай-ламу его высокого положения или какого-то другого зловещего умысла против него лично.

Похоже, однако, что к началу марта 1959 года в умах китайцев созрел замысел отстранить его от руководства тибетским народом и, возможно, даже убрать из страны. В то время как Его Святейшество был в храме Джокханг на праздновании Монлама, высокопоставленный китайский генерал Тань Гуаньсэнь отправил ему приглашение на театрализованное представление в китайском военном лагере. Китайцы сделали это приглашение явно неспроста: они не только оказывали давление для его скорейшего принятия, но одновременно выдвигали несколько беспрецедентных условий.

По заведенному порядку Далай-ламу, куда бы он ни выезжал, сопровождала охрана не менее чем в двадцать пять вооруженных охранников, и вооруженные войска вставали вдоль маршрута следования. Далее, его поездки никогда не были секретом, и люди выстраивались вдоль всего маршрута, чтобы увидеть его и засвидетельствовать свое почтение. Однако на этот раз китайцы настаивали на том, что его не должны сопровождать вооруженные охранники, а его визит в их лагерь должен сохраняться в строгом секрете.

Хотя эти условия вызвали беспокойство и возмущение членов Кашага и других людей, тесно связанных с Далай-ламой, он решил принять их, чтобы не давать китайцам повода для раздражения. Визит был запланирован на 10 марта, а накануне него тибетской полиции предписали предупредить людей, что никому не будет разрешено находиться за определенным пунктом на дороге, ведущей в китайский лагерь.

К сожалению, эти предписания, имевшие целью предупредить возможные неприятные инциденты, оказали прямо противоположный эффект. Среди народа распространился слух, что китайцы планируют похитить Далай-ламу, и разгоряченная толпа стала собираться возле дворца. К утру 10 марта толпа увеличилась примерно до тридцати тысяч человек, сильно шумела и выкрикивала лозунги.

Возмущаясь этим последним примером произвола китайцев, их неуважением к Далай-ламе и очень подозрительными намерениями, жители Лхасы решили, что не позволят Его Святейшеству покинуть дворец и стать жертвой китайских происков. Все сдерживавшееся негодование народа против присутствия китайской армии в Тибете и постепенного сокращения его свободы нашло выход во внезапной вспышке гнева. Они хотели, чтобы китайцы ушли и оставили Тибет тибетцам.

В течение следующих нескольких дней люди непрестанно бодрствовали у дворца Норбулингка, их отношение к китайцам становилось все более бескомпромиссным. Многие люди в толпе вооружились палками, ножами и даже огнестрельным оружием. Некоторые борцы за свободу из кампа даже привезли пулеметы и минометы.

Люди не только толпились у дворца, но и проводили митинги в других местах города и принимали резолюции о том, что китайцы должны покинуть Тибет. Некоторые младшие чиновники также присутствовали на этих встречах и одобряли резолюции об «уходе из Тибета». Полк регулярной тибетской армии снял китайскую униформу и заявил о верности только Далай-ламе и своей стране.

Никто не ждал, что китайцы будут терпеть или не замечать того, что они расценивали как восстание против их власти и их правительства, но никто тогда не мог предвидеть ту свирепость и жестокость, с которой китайцы подавят демонстрацию народных чувств, направленную против их режима. Генерал Тань Гуаньсэнь обвинил правительство Далай-ламы в поощрении восстания и поклялся уничтожить всех «реакционеров». Вскоре известия о китайских приготовлениях к атаке на дворец Норбулингка и, возможно, на другие места в Лхасе стали доходить до тибетского Кашага. Сообщалось о большом движении китайских войск, грузовиков и артиллерии, в том числе тяжелых орудий.

Росло напряжение в городе и в толпе, собравшейся возле дворца Норбулингка, но, несмотря на прямую опасность китайской бомбардировки, люди не расходились. Они были полны решимости защищать Далай-ламу даже ценой своей жизни. Утром 16 марта ситуация казалась совершенно безвыходной, все беспокоились о безопасности Его Святейшества. Когда во второй половине дня послышался грохот китайских орудий, Далай-лама и его советники провели срочные консультации. Было решено, что ему придется немедленно оставить дворец и город.

С тех пор Его Святейшество решительно противоречит китайской пропаганде, которая утверждает, что он находился под принуждением и был «похищен» из страны против его воли. В то время как его советники и другие были в курсе опасности, которой подвергался Далай-лама, и пламенно желали гарантировать его безопасность, окончательное решение оставалось за ним самим. Одетый как простой тибетец, сопровождаемый некоторыми из его ближайших соратников и тех членов семьи, которые были в Лхасе, в ту ночь Его Святейшество отбыл, чтобы начать долгий и трудный путь, который в конечном итоге привел его в Индию.

Отбытие Далай-ламы держали в строжайшем секрете. Китайцы были не в курсе, что он покинул дворец, когда сорок восемь часов спустя, утром 20 марта 1959 года они начали артиллерийский обстрел дворца. Обстрел продолжался в течение дня, и кроме Норбулингки получили серьезные повреждения дворец Потала, несколько монастырей и школ, другие общественные и частные здания, которые подверглись обстрелу. Число погибших от этой беспорядочной и бессмысленной оргии разрушения достигало тысяч...

Перевод: С. Л. Кузьмин

10 марта в Москве состоится вечер памяти

Молитва о свободе Тибета
Составлена Его Святейшеством Далай-ламой XIV


Почтение великому состраданию Трем Драгоценностям:
Будде, Учению и Духовной общине.

О Будды и бодхисаттвы, ученики прошлого, настоящего и грядущего,
Украшенные чудесными достоинствами,
огромными и неизмеримыми, как океан.
Вы, кто взирает на беззащитных существ с любовью родителей;
Прошу вас, внемлите правдивым словам молитвы моей, исполненной боли.

Учения Будды в их полноте способны унять страдания самсары и безмятежность поисков счастья для себя одного.
Пусть они процветают, неся благополучие и счастье во все уголки огромного мира.
О хранители Дхармы, ученые мужи и созерцатели, достигшие необычайных высот,
Пусть славен будет ваш благой десятиступенчатый путь.

Обычные существа, претерпевающие непрерывные страдания,
Живущие под гнетом дурных деяний,
чья мощь велика, и неизвестно, положен ли будет ли предел.
Пусть улягутся ваши страхи пред беспощадной войной, голодом и недугами,
Дышите свободно в океане счастья и благости.

Народ Страны снегов, люди особой веры,
Немилосердно, тысячей способов
Истребляют вас орды варваров, пришедших из тьмы.
Пусть силою сострадания [высших существ]
остановится вскоре этот поток крови и слез.

Те же, безудержные в своем изуверстве, вызывающие сочувствие,
До того озлоблены собственным омрачением,
что готовы истребить и себя, и других, —

Пусть они обретут око мудрости и поймут,
что следует совершать, а чего сторониться.
Пусть пребудут они в ореоле радости и любви.
Пусть эта искренняя молитва о полной свободе всего Тибета,

Свободе, которой мы так долго ждём, будет услышана без промедления.
Ниспошлите благую возможность вскоре в счастье отпраздновать
Возвращение свободы в жизни мирской и духовной.

О заступник Ченрезиг, с состраданием ты взираешь
На тех, кто претерпел мириады мучений,
Отдал свою драгоценную жизнь, тело, богатство
Ради Учения, Сангхи, людей и Страны снегов.

Пламенные молитвы возносит Заступник Ченрезиг
Пред Буддами и бодхисаттвами,
Прося их явить свою милость
Стране снегов многострадальной.
Пусть благие плоды этих молитв не замедлят явиться.

Силой глубинной взаимозависимости пустоты и относительных проявлений,
Силой великого сострадания Трех Драгоценностей и обращенных к ним этих Слов Истины,
Силой незыблемого закона причин и следствий,
Пусть эта искренняя молитва не знает преград и будет услышана вскоре.

Составлена Его Святейшеством Тензином Гьяцо, XIV-м Далай-ламой Тибета, 29 сентября 1960 в его временной штаб-квартире в Сварг Ашраме, в Дхарамсале, Индия. Эта молитва о возвращении мира на землю Тибета, о возрождении Учения Будды, тибетской культуры и самоопределении тибетского народа была написана после многочисленных обращений представителей тибетского правительства при единодушной поддержке монахов и мирян.

Перевод Юлии Жиронкиной