Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Опубликованы мемуары Гонпо Таши Андругцанга «Четыре реки, шесть горных цепей»31 декабря 2014 | Версия для печати
Г. Т. Андругцанг
Четыре реки, шесть горных цепей. Воспоминания о движении Сопротивления в Тибете Пер. и ред. С. Л. Кузьмин Администратор Н. Иноземцева Корректор И. Москаленко Дизайн обложки И. Сердюков Макет С. Хос М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2014. ISBN 978-5-05792-14-4 К пятидесятилетию со дня смерти одного из лидеров тибетских партизан Гонпо Таши Андругцанга опубликован перевод на русский язык его мемуаров «Четыре реки, шесть горных цепей. Воспоминания о движении Сопротивления в Тибете». Гонпо Таши Андругцанг – один из лидеров национально-освободительного движения в Тибете против китайской оккупации. В своих мемуарах он рассказывает о малоизвестных и драматических событиях, в которых участвовал. Книга написана ярким и увлекательным языком, местами с пафосом, но в целом объективно отражает положение в Тибете в последние годы его существования как независимого государства и в первые годы после включения в КНР. Книга будет интересна историкам, культурологам, социологам, религиоведам, студентам высших учебных заведений и всем, кто интересуется историей Китая и Тибета. Книгу по льготной можно приобрести в интернет-магазине издательства «Нартанг» Предисловие переводчика и редактора русского изданияМногие события истории Тибета малоизвестны и слабо изучены. Одно из них – национально-освободительное движение против оккупации страны коммунистическим Китаем. Ведь до этого Тибет никогда не был частью Китая. Эта книга – мемуары одного из лидеров тибетских партизан Гонпо Таши Андругцанга (1905–27.09.1964). В этом году исполняется пятьдесят лет со дня его смерти от боевых ран. В своих мемуарах Г. Т. Андругцанг рассказывает о движении Сопротивления тибетского народа в начальный период реформ, которые проводила Коммунистическая партия Китая. Эти реформы, направленные на слом традиционного общества, запуск классовой борьбы, насаждение маоизма, перераспределение земли и собственности, уничтожение религии, начались в тибетских областях Амдо и Кам, включенных в китайские провинции. Исключение вначале было сделано лишь для тибетской области У-Цанг (на основе которой китайцы позже создали Тибетский автономный район). Возможно, читатели знают о жизни в Амдо и Каме до революции по известным книгам знаменитых путешественников Н. М. Пржевальского и П. К. Козлова. В 1949–1950 годах там начались масштабные народные восстания: тибетцы отказывались принимать коммунистические порядки. Примечательно, что восстаний против феодального строя в Тибете не было за всю его историю. Тибетцы были религиозны, привыкли жить в традиционном обществе и хотели так жить и дальше. Почти все они верили своей элите, недовольство касалось мелочей. Китайские оккупанты подавляли восстания с крайней жестокостью, проводя массовые репрессии, пытки, казни и разрушения. Параллельно с этим продолжалось проведение красных реформ. В ряде районов численность населения сильно сократилась. Репрессии вызывали эффект, обратный ожидавшемуся. Действия по расколу народа вызывали не классовую борьбу, а консолидацию «угнетателей» и «угнетенных». В область У-Цанг, где пока не было маоистских реформ и, соответственно, восстаний, прибывало все больше беженцев и партизан. С 1956 года партизанское движение стало распространяться и туда. Тибет не смог получить международной поддержки для сохранения своей независимости. Помощь повстанцам оказало ЦРУ, но оно было малоэффективно: США нужно было не сохранение государственности Тибета, а инструмент для давления на КНР. Тибетские партизаны прибегли к этой помощи лишь потому, что ни от кого больше не могли ее получить. Это нельзя считать незаконным: Тибет как любое государство имел право на самооборону, в том числе посредством партизанского движения и при поддержке других стран. В конце 1950-х годов ситуация в У-Цанге накалялась все больше. Кульминацией стало восстание в Лхасе, охватившее и другие районы. Национально-освободительное движение охватило весь Тибет. Войска КНР, имевшие решающий перевес в живой силе и технике, подавляли восстание. Но партизанское движение продолжалось до 1970-х годов. Большинство партизан были простые люди, которые боролись за независимость родины по собственному желанию, а не слепо шли за тибетской элитой. Мемуары Гонпо Таши Андругцанга были изданы на английском языке в 1973 году, но в России были и остаются библиографической редкостью. Хочется надеяться, что их перевод на русский язык восполнит этот пробел. Книга написана ярким и увлекательным языком, местами с большим пафосом. В целом она объективно отражает положение в Тибете в те годы. «Четыре реки, шесть горных цепей» (тиб. Чуши Гангдруг) – традиционное название Кама и Амдо. Это название выбрало для себя движение Сопротивления. В настоящее время в эмиграции существуют тибетские общества, называющиеся Чуши Гангдруг (http://www.dhokhamchushigangdrug.com и http://www.chushigangdruk.org). При переводе книги я старался как можно точнее передать стиль оригинала, в том числе сохраняя выделение курсивом тех слов и фраз, которые выделены в нем. В подстрочных примечаниях объясняются некоторые тибетские термины и понятия. Я благодарю г-на Тензина Вангдена Андругцанга за разрешение на издание русского перевода книги, д-ра Наванга Рабгьяла за консультации по переводу и транскрипции ряда тибетских слов, д-ра С. В. Дмитриева за консультации по транскрипции китайских имен, Институт востоковедения РАН за возможность работы с материалом. С. Л. Кузьмин Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |