Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Народное восстание

11 апреля 2008 | Версия для печати
| Еще
Введение

Когда люди угнетены, они неизбежно восстанут против своего угнетателя. До 50-х годов XX века в Тибете никогда не было народных восстаний. Тибетское движение сопротивления китайской оккупации началось сразу же после вторжения. Уже до 1956 года в восточных провинциях Тибета Кхам и Амдо произошли открытые столкновения. Тремя годами позже сопротивление приобрело национальные масштабы, что привело к крупным выступлениям в Лхасе в 1959 году, бегству Далай-ламы и к эмиграции восьмидесяти тысяч жителей в соседние страны. Десятки тысяч тибетцев были убиты НОАК. С тех пор восстания и демонстрации тибетцев не прекращались. Только в период между 1987 и 1992 годами зафиксировано более чем 150 выступлений в Лхасе и других частях Тибета. Большинство восстаний было подавлено китайцами с большой жестокостью. В марте 1989 года в Тибете второй раз за его историю (первый был в 1959 году) было введено военное положение.

Китайское правительство старалось представить народное сопротивление тибетцев как дело рук немногих недовольных аристократов, стремящихся реставрировать старую систему эксплуатации и подавления народных масс. Они изображали 95% тибетцев крепостными, которые жестоко подавлялись небольшим числом аристократов и лам. Китайцы не могут объяснить только одного, почему эти, как они говорят, подавляемые массы никогда не восставали против своих хозяев, несмотря на то, что в Тибете никогда не было полиции и большую часть истории там не было сильной армии. И эти же тибетцы восстали и борются сейчас против громадной секретной службы и армии Китая, зная, на какой огромный риск они идут. Если мы посмотрим на социальный состав тибетцев, участвовавших в восстаниях и демонстрациях, то увидим, что 80% из них не являются ни аристократами, ни высшими ламами. Более того, 85% тибетских беженцев представляют, как говорят китайцы, "класс крепостных".


События, приведшие к Народному восстанию 1959 года

Давайте вкратце познакомимся с основными причинами тибетского национального восстания против Китая в 1959 году. После того как китайские войска обосновались в Лхасе, постоянно делались попытки подорвать суверенную власть тибетского правительства и установить китайскую власть. Это осуществлялось тремя путями. Во-первых, политическим и региональным разделением тибетцев на основе принципа "разделяй и властвуй". Во-вторых, определенными социальными и экономическими реформами, проводившимися вопреки желаниям тибетцев и рассчитанными на изменение структуры тибетского общества. В-третьих, учреждением оккупационной властью различных органов управления и новых организации, подобных существовавшим уже тибетским институтам власти.

- В период с 24 ноября 1950 года по 19 октября 1953 года Китай включил большую часть тибетской области Кхам в состав соседней с ней китайской провинции Сычуань. Кхам был разделен на два так называемыех тибетских автономных округа и один тибетский автономный район. 13 сентября 1957 года часть Южного Кхама была названа тибетским автономным округом Дечен и включена в состав провинции Юньнань.
- Большая часть Амдо, вместе с небольшим районом Кхама, получила статус китайской провинции под названием Цинхай. Одна из частей Амдо была преобразована в тибетский автономный округ Нгапа и присоединена к провинции Сычуань. Оставшаяся часть Амдо была разделена на тибетский автономный район Тианьчжу (6 мая 1950 г.), тибетский автономный округ Каньлхо (1 октября 1953 г.) и присоединена к китайской провинции Ганьсу.
- 9 сентября 1965 года Китай официально учредил так называемое тибетское автономное региональное правительство, предоставив ему право управлять всей областью Цанг и некоторыми частями Кхама.
- Китай лишил многих этнических тибетцев, которые сами себя считали тибетцами, таких как шерпы, монпы, лхопы, тенгрпы, джангпы и т.д., их принадлежности к тибетскому народу, определив их китайскими национальными меньшинствами.

Присвоение НОАК тысяч тонн ячменя и других продуктов питания впервые в истории страны довело тибетцев до голода, что вызвало митинги протеста в Лхасе. Первая большая группа сопротивленцев, "Миманг Цонгду" (народная ассамблея), организовалась совершенно спонтанно, и ее представители вручили китайскому военному командованию петицию с требованием вывести из страны НОАК и прекратить вмешательство в дела Тибета. Китайская реакция была моментальной: оба премьер-министра, Лукхангва и дост. Лобсанг Таши, которые были открытыми противниками китайского правления и не принимали "Соглашение из семнадцати пунктов", были принуждены уйти в отставку , а пять лидеров "Миманг Цонгду" были заключены в тюрьму. Сама же организация стала подпольной.

В 1954 году Далай-лама по приглашению китайского правительства посетил Пекин. "Специальное" автономное положение Тибета, определенное "Соглашением из семнадцати пунктов", было формально отменено в связи с принятием Народным собранием Китая новой конституции. После этого последовало принятие "Резолюции по учреждению Подготовительного комитета автономного района Тибета" (ПКАРТ) - мера, предпринятая с целью дальнейшей интеграции тибетской администрации в состав администрации КНР. Подготовительный комитет должен был действовать как центральная администрация Тибета вместо тибетского правительства. Далай-ламу сделали Председателем Комитета, правда без реальной власти. В своей автобиографии Далай-лама объясняет это следующим образом: "Комитет был безвластным и демонстрировал только видимость тибетского управления. В действительности, вся власть осуществлялась китайцами. Вся политика определялась организацией под названием Тибетский комитет коммунистической партии Китая, в который не входил ни один тибетец." [Dalai Lama. Ibid. P.133]

В 1956 г. ПКАРТ был учрежден, и районы, находившиеся под властью генерал-губернатора Чамдо (Восточный Тибет), назначавшегося тибетским правительством, были выведены из-под юрисдикции тибетского правительства в Лхасе, и их административные органы получили статус, равный статусу тибетского правительства. Последнее потеряло также законный контроль над землями монастыря Ташилунпо. Все это уменьшило его власть.

В Амдо и Кхаме, в меньшей степени в других районах, китайское правительство проводило, не без принуждения, социальные, политические и аграрные реформы. Часто подвергались насилию религиозные деятели и целые монастыри. Все это привело к значительному увеличению ответных действий такого же характера. Ведь "Соглашение из семнадцати пунктов" гарантировало, что реформы не будут навязываться тибетцам. Но такое произошло в Восточном Тибете: нетерпение и воинственность китайской администрации вызывали ответные силовые реакции, которые вскоре разрослись в широкое военное сопротивление. И по провинциям Амдо и Кхам прокатились волны карательных операций.

Когда насилие охватило и другие части Тибета, тогда, летом 1957 года, началась полномасштабная партизанская война. В больших количествах с востока и запада в Лхасу стали прибывать беженцы. В течение года восстание охватило и Центральный Тибет, и в 1958 году был образован сопротивленческий союз "Тенсунг Дхангланг Магар" (Добровольческие силы защиты Учения), объединивший "Миманг Цонгду" и "Чуши Гангдук" /"Четыре реки и шесть горных хребтов"/. К осени этого года народная армия, насчитывавшая 80 тысяч человек, контролировала большинство районов Южного Тибета и некоторые части Восточного Тибета.

Далай-лама призывал свой народ успокоиться, с тем чтобы предотвратить еще большее кровопролитие. Однако ситуация в Тибете ухудшалась быстро. В 1966 году Далай-лама по приглашению первого независимого премьер-министра Индии Дж. Неру принимал участие в празднике "Будда Джаянти". На встрече в Дели с Неру и Чжоу Энь-лаем Далай-лама выразил свою глубокую озабоченность той взрывоопасной ситуацией, которая сложилась на его родине, и допустил возможность принятия политического убежища в Индии. Неру посоветовал ему этого не делать. Чтобы убедить Далай-ламу вернуться домой, китайское правительство объявило, что "социалистические и демократические реформы" в Тибете будут отложены на некоторое время. Было обещано, что большое количество китайских гражданских лиц будет отозвано назад и что число учреждений ПКАРТа будет уменьшено в два раза. Но все это оказалось ложью.

В последующие годы китайцы интенсифицировали социалистические преобразования и репрессии против тибетцев, а также послали большое военное подкрепление в Тибет. То есть более чем компенсировали свою незначительную кадровую уступку.


Народное восстание и бегство Далай-ламы


Неминуемые события произошли в марте 1959 года. Тибетцы опасались, что китайские власти готовят похищение и отправку Далай-ламы в Пекин. Такое уже осуществлялось в Кхаме и Амдо, когда важные ламы или местные лидеры вдруг мистически исчезали во время культурных программ или других мероприятий, которые были организованы китайцами и на которые они приглашали тибетцев. Обеспокоенность за безопасность Далай-ламы сильно возросла, когда китайское военное командование пригласило Его на театральное представление, которое должно было состояться в китайском гарнизоне 10 марта. Беспокойство еще больше увеличилось, когда китайцы потребовали, чтобы Далай-лама не сопровождался охраной, как это было положено по традиции. Народ Лхасы не допустил, чтобы Далай-лама попался на уловку китайцев.

10 марта произошла стихийная демонстрация: тысячи людей окружили летний дворец Далай-ламы - Норбулингку, чтобы не допустить Его на объявленное китайцами представление. В течение нескольких следующих дней в Лхасе проходили массовые собрания, на которых участники требовали, чтобы китайцы покинули Тибет и предоставили их стране полную независимость.
Далай-лама, опасаясь серьезных последствий массовых демонстраций, убедил разойтись большую толпу народа, собравшуюся перед Норбулингкой, и написал три письма командующему китайскими войсками, генералу Тань Куан-сэню, стремясь успокоить китайцев и предотвратить грозившее насилие. Объясняя обстоятельства, в которых он писал эти письма, Далай-лама вспоминал в своей автобиографии: "Я ответил на все его письма, чтобы выиграть время, остудить гнев обеих сторон и призвать народ Лхасы к выдержке. Моим моральным долгом в тот момент было предотвращение катастрофического столкновения безоружных людей и китайской армии." [Dalai Lama. Ibid. P.187]

Но, несмотря на усилия Далай-ламы, вскоре после этих событий открытое столкновение в Лхасе все же произошло, и оно имело пагубные для тибетцев последствия.

Видя, что все попытки предотвратить открытую конфронтацию и кровопролитие оказались неудачными и что дальнейшее сотрудничество с китайскими властями с целью уменьшить их агрессивность более не имеет смысла, Далай-лама решил бежать в Индию, чтобы привлечь международную помощь для спасения своего народа. Он покинул Лхасу ночью 17 марта.

28 марта китайский премьер Чжоу Энь-лай опубликовал постановление Государственного совета о "роспуске" тибетского правительства. Далай-лама и его министры, находившиеся на пути в Индию, быстро отреагировали на это постановление, заявив, что новая администрация, сформированная в Лхасе, которая полностью контролируется китайцами, никогда не будет признана тибетским народом. После своего прибытия в Индию Далай-лама восстановил правительство в изгнании и публично заявил: "Где бы я ни был вместе с моим правительством, тибетский народ всегда будет считать нас тибетским правительством".

Через несколько месяцев около 80 тысяч тибетцев с большим трудом достигли границ Индии, Непала, Бутана и Сиккима. Но многие не смогли сделать это.
В китайской "Белой книге" эти события стараются представить как дело рук тибетских реакционеров, которые с помощью ЦРУ организовали вооруженное "восстание", против которых "решительно" были настроены народные массы, а Далай-лама "сбежал в Индию по принуждению". Восстание, утверждают китайцы, охватило не более семи тысяч человек и было легко подавлено за два дня.

Такая трактовка событий далека от истины и опровергается даже самими китайскими властями. Так, согласно докладам китайской военной разведки, только в период о марта по октябрь 1959 г. НОАК уничтожила 87 тысяч участников восстания в Лхасе и прилегающих к ней районах. [Xiang Xingshi he Renwu Jiaoyu de Jiben Jiaocai, PLA Military District's Political Report, 1960] Нерешительная помощь ЦРУ восстанию всерьез началась только тогда, когда оно закончилось. Хотя эта помощь приветствовалась тибетцами, она все же была незначительной. Все свидетельства указывают на то, что восстание было массовым, народным и распространилось широко. Его жестокое подавление во всех регионах Тибета только еще раз подтверждает это.
Просмотров: 6920

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Апрель 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru