Сохраним Тибет > Малхо, Амдо: двое тибетцев заключены в тюрьму за песню с прославлением Далай-ламы
Малхо, Амдо: двое тибетцев заключены в тюрьму за песню с прославлением Далай-ламы22 июля 2020. Разместил: Editor |
Кхадо Цетан с ребенком. Фото: Tibet Times. Автор стихов Кхадо Цетан (Khado Tsetan) и певец Цегао (Tsegao), которые еще не достигли 30-летнего возраста, происходят из деревни Гоншу Хонгор (Gonshu Hongor), входящей в городское поселение Докармо уезда Цеког тибетского округа Малхо (кит. уезд Цзеку Хуаннань-Тибетского автономного округа). Кхадо Цетан и Цегао осуждены по обвинениям в попытке «подорвать страну» и передаче за рубеж сведений, составляющих гостайну. Эти обвинения относятся к преступлениям против государственной безопасности. Кхадо Цетан приговорен к семи годам тюрьмы, Цегао – к трем годам. По сведениям International Campaign for Tibet (ICT), оба создателя песни и девушка из деревни Надонг (Nadong) того же уезда были арестованы 26 июля 2019 года после того, как песня распространилась в WeChat. Имя девушки, выложившей песню в интернет, пока остается неизвестным. Как отмечено в сообщении ICT, суровый 7-летний приговор вынесен путем сложения сроков: пять лет за подрыв строя и два года за утечку гостайны. На сайтах радио Voice of Tibet, вещающего на тибетском и китайском из Норвегии, и исследовательской группы Tibet Watch, действующей при организации Free Tibet в Лондоне, Кхадо Цетан в конце 2012 года был осужден на 2 года тюремного заключения. Он был арестован за участие в протестных выступлениях учащихся в защиту права на изучение тибетского языка, проходивших в 2010 году в Ребконге. После освобождения из тюрьмы в 2014 году его поместили под надзор полиции в течение пяти лет, лишив возможности продолжить образование. Из-за этого ему пришлось вернуться на работу в родной город. Напомним, что в октябре 2010-го в Ребконге прошли мирные манифестации школьников, протестовавших против замены тибетского в качестве языка, на котором ведется преподавание, на китайский. К тому моменту проявилась одна из наиболее острых проблем, возникающих вследствие пренебрежительного отношения чиновников к языку «нетитульной национальности». В апреле 2010 года населенный преимущественно тибетцами округ Юйшу пострадал от землетрясения магнитудой 7,1 балла по шкале Рихтера, по официальным данным, унесшего жизни 2700 человек. Когда более сотни раненых были доставлены в государственную больницу провинции Цинхай в Синине, выяснилось, что медицинский персонал не понимает тибетского языка. Пациентов больницы спасло лишь прибытие добровольцев из числа тибетских студентов, отозвавшихся на призыв о помощи. В декабре 2012-го были приговорены к заключению в тюрьме сроком на 5 лет восемь учащихся из медицинского училища “Sorig Lobling” в тибетском округе Цолхо (кит.: Хайнань-Тибетский автономный округ провинции Цинхай). В суде они были названы организаторами вспыхнувшей в ноябре массовой манифестации протеста против изучения патриотической брошюры «10 взглядов на ситуацию в области Цолхо». В брошюре, выпущенной в мае и разосланной по школам, говорилось, что «Далай-лама является политическим странствующим проповедником, который хочет расколоть китайскую родину», а тибетские самосожжения описывались как «террористические акты», совершенные теми, кто стал «простыми марионетками сил тибетской независимости». В связи с этой манифестацией протеста в округе Малхо были задержаны 18 студентов педагогического училища. Хотя Кхадо Цетан среди задержанных или осужденных не упоминался, это могло случиться вследствие китайской цензуры. Писатели, певцы и художники, отстаивающие тибетскую идентичность и культуру, примерно с 2008 года, когда шла подготовка к олимпийским мероприятиям в Пекине, стали особой целью непрерывных расправ с тибетской интеллигенцией. В феврале 2012 года в уезде Нгангчен (кит. округ Юйшу, провинция Цинхай) был задержан тибетский певец Угьен Тензин (Ugyen Tenzin) – за то, что в его текстах упоминались Далай-лама и сикьонг Лобсанг Сенге. Вскоре его осудили, приговорив к 2 годам тюрьмы. Еще один певец, Чогсел (Chogsel), по подозрениям в угрозе социальной стабильности подвергся задержанию и запрету на выступления. Певца, выпустившего к тому времени четыре альбома песен, забрали 29 июля 2012 года прямо из интернет-кафе в городе Силинг. Стоит подчеркнуть, что подобные преследования за песни и стихи регулярно отмечались в последние годы правления советской компартии. Однако вся карательная практика, нацеленная на внедрение фальшивой общенародной идентичности, привела к политическому краху режима и распаду «советского народа». Валерий Никольский |