Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

А. М. Шустова. Обзор Четвертой Международной конференции «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии»

28 февраля 2022 | Версия для печати
| Еще
Вестник Института востоковедения РАН. 2021. № 1. С. 259–271.
DOI: 10.31696/2618-7302-2021-1-259-271

© 2021 А. М. Шустова
кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Москва

Статья представляет собой обзор Четвертой Международной конференции «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии», состоявшейся в дистанционном формате 9–10 ноября 2020 г. Конференция была организована Институтом востоковедения РАН при участии фонда «Сохраним Тибет» и прошла в необычном составе: в ее работе приняли участие специалисты не только гуманитарного профиля, но и таких наук, как нейрофизиология, психология, биология и физика. Ученые-биологи представили первые научные результаты, полученные в рамках проекта российско-буддийского исследовательского центра на базе буддийских монастырей-университетов в южноиндийском штате Карнатака. Проект был запущен в 2019 г., с российской стороны в нем участвуют Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН, Институт медико-биологических проблем РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова. С помощью различных физиологических методов были предприняты попытки исследования механизмов буддисткой медитации. Что касается исследователей гуманитарного знания, то они осветили на конференции достаточно широкий круг вопросов исторической, культурологической и религиоведческой проблематики буддологии и тибетологии.

Ключевые слова: обзор конференции, буддология, тибетология, нейрофизиология, история Тибета.

Для цитирования: Шустова А. М. Обзор Четвертой Международной конференции «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии». Вестник Института востоковедения РАН. 2021. № 1. С. 259–271. DOI: 10.31696/2618-7302-2021-1-259-271

REVIEW OF THE INTERNATIONAL CONFERENCE “TIBETOLOGY AND BUDDHOLOGY AT THE INTERSECTION OF SCIENCE AND RELIGION”

Alla M. Shustova
PhD (Philosophy), Senior Research Fellow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

The article covers the proceeding of Fourth International online conference Tibetology and Buddhology at the Intersection of Science and Religion, which took place on 9–10 November 2020. The conference was organized by the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences with participation of the Save Tibet Foundation. Researcher in the fields of neurophysiology, physiology, biology, and physic took part in the conference side by side with the researchers of humanities. Biologists presented their first results of the Russian-Buddhist research center on the base of Buddhist monasteries-universities in Karnataka state of South India. The project was initiated in 2019 by Natalia P. Bekhtereva Institute of the Human Brain of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg), with Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences (Moscow), and Moscow State Lomonosov University also taking part in the project from Russian site. Scholars researched the mechanism of Buddhist meditation with the help of various physiological methods. Academics discussed wide range of historical, culturological, and religiological problems of Buddhology and Tibetology.

Keywords: conference chronicle, Tibetology, Buddhology, neurophysiology, Tibetan history.

For citation: Shustova A. M. Review of the International Conference “Tibetology and Buddhology at the Intersection of Science and Religion”. Vestnik Instituta Vostokovedenija RAN. 2021. 1. Pp. 259–271. DOI: 10.31696/2618-7302-2021-1-259-271

А. М. Шустова. Обзор Четвертой Международной конференции «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии»

9–10 ноября 2020 г. состоялась Четвертая Международная конференция «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии» [1]. Организатором конференции выступил Институт востоковедения Российской академии наук при участии фонда «Сохраним Тибет». Конференция прошла в онлайн режиме, как и многие научные форумы 2020 года. На конференцию было заявлено 32 доклада от участников из России, Индии, Монголии, Казахстана, КНР, Нидерландов и Франции. Важно, что на ней были представлены научно-образовательные центры всех трех буддийских регионов России – Калмыкии, Тувы и Бурятии.

На открытии форума прозвучали приветственные выступления Директора Института востоковедения РАН А. К. Аликберова и почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, директора Центра тибетской культуры и информации в Москве, Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

А. К. Аликберов отметил многообразие представленных в программе конференции докладов, а также актуальность темы, затрагивающей большую область культуры, связанной с буддизмом, а также с диалогом науки и религии. Он поделился собственным опытом изучения религий мира в рамках системного классификационного подхода и отметил важную черту буддизма, который отличается от авраамических религий направленностью к человеку как творцу своей судьбы, отметив также, что тибетология является важной частью наук о Востоке.

Тэло Тулку Ринпоче сказал, что в буддийском сообществе растет понимание важности диалога с учеными. В последние годы было сделано немало шагов на пути сближения буддизма с западной наукой. Конференция «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии», проводимая в Институте востоковедения уже в четвертый раз, представляет собой заметный вклад в это относительно новое направление научного знания.

Четвертая конференция «Тибетология и буддология» прошла в необычном составе. От предыдущих конференций ее отличали не только более широкий охват тем, но и участие целого ряда специалистов негуманитарного профиля, таких наук, как нейрофизиология, психология, биология и физика. Среди них известные российские ученые: академик С. В. Медведев, более четверти века возглавлявший Институт мозга имени Н. П. Бехтеревой РАН, глава лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биофака МГУ профессор А. Я. Каплан, кандидат биологических наук Ю. А. Бойцова (Институт мозга человека РАН имени Н. П. Бехтеревой), физик-теоретик С. Ю. Александров (Университет Монпелье, Франция), автор резонансной книги «Буддизм глазами физика» [Александров, 2019]. К дискуссии были привлечены их коллеги, хорошо известные в этой области знаний, – нейролингвист, заслуженный деятель науки РФ, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО профессор Т. В. Черниговская, нейробиолог, академик РАН К. В. Анохин и другие ученые.

На конференции сложилась уникальная атмосфера, позволившая обсуждать не только вопросы «на стыке науки и религии», но и вести диалог ученых гуманитариев с представителями естественных наук. Как было отмечено одним из организаторов, директором фонда «Сохраним Тибет» Ю. С. Жиронкиной, конференция явилась новым шагом в развитии знаний о буддизме: «До сего дня у представителей буддологии и нейронауки практически не было точек соприкосновения – невозможно было представить себе их совместное обсуждение в рамках одного форума. Это уникальная конференция. Собрав в одном виртуальном пространстве ведущих нейроученых, с одной стороны, и ведущих специалистов, посвятивших жизнь изучению древних буддийских трактатов, – с другой, мы перевернули новую страницу в буддологии» [2].

Конференция была отмечена и тем, что ученые-биологи представили на ней первые результаты важного проекта по изучению измененных состояний сознания на примере людей, практикующих буддийскую медитацию. Исследования проводились в рамках совместного российско-буддийского исследовательского центра на базе двух конгломератов из семи буддийских монастырей-университетов в южноиндийском штате Карнатака. Проект был запущен в 2019 г. С российской стороны в нем участвуют Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН, Институт медико-биологических проблем РАН, МГУ, Институт радиоэлектроники РАН и отделение физиологии РАН.

Предысторией проекта стал начатый в 2017 г. диалог между российскими учеными и буддийскими философами, организованный по инициативе Далай-ламы и состоявшийся благодаря поддержке фонда «Сохраним Тибет» и лично Тэло Тулку Римпоче, продолживших курировать и дальнейшие мероприятия, направленные на сближение российской науки и буддизма. В рамках проекта уже состоялись два форума «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых» в Дели и Дхарамсале (Индия) [3], проходившие при участии Далай-ламы, а также известных в буддийском мире буддийских философов и ученых монахов.

Участвовавший во втором форуме академик С. В. Медведев заинтересовался вопросом интегрирации в западную науку результатов, наработанных с помощью буддийских методов изучения сознания и мозга человека. Он уверен, что если буддийскую картину мира переформулировать в терминах западной науки, понимание мира и человека западными учеными и буддистами будет во многом совпадать.

С одобрения Далай-ламы С. В. Медведев активно включился в процесс и стал руководителем большого проекта по изучению сознания человека. Активным участником и генератором идей также явился профессор А. Я. Каплан, который еще задолго до последних встреч с Далай-ламой начал интересоваться проблематикой измененных состояний сознания у продвинутых практиков йоги и буддизма.

Участие Далай-ламы чрезвычайно важно, так как он не только поспособствовал скорейшему налаживанию связей с нужными буддийскими монастырями, но и порекомендовал, какие именно медитативные техники следует выбрать для исследования. Примечательно, что Далай-лама разрешил исследовать посмертную медитацию тукдам – состояние человека, когда тело после констатации смерти еще долгое время не имеет признаков разложения. Медитация тукдам рассматривается в буддизме как сокровенное явление, окруженное религиозным почитанием. Разрешение исследовать его показывает не только то, насколько Далай-лама доверяет российским ученым, но насколько он сам заинтересован в научном подходе к сокровенным явлениям буддизма, которые до настоящего времени находились глубоко внутри буддийской традиции. В последние годы Далай-лама демонстрирует большую заинтересованность в научном обосновании наблюдаемых в буддизме феноменов. Выдвинутая российскими учеными инициатива как раз находилась в русле ожиданий буддийского лидера.

Предложенный российскими учеными проект по изучению измененных состояний сознания подразумевает именно совместное исследование: идея состоит в том, чтобы привлечь к исследовательской работе буддийских монахов. Для этого в 2018 г. для них было организовано обучение по курсу «Подход срединного пути в нейронауке» (“Middle Way Approach in Neuroscience”). Восемь монахов, прошедших специальный отбор, покинули монастыри на юге Индии и приехали в Москву для обучения нейрофизиологии и методам, используемых западной наукой при изучении мозга человека. Одной из задач подобного курса было то, чтобы после возвращения в монастыри со специально оборудованными постоянно действующими лабораториями, монахи смогли бы продолжать исследования и в отсутствие российских ученых.

В 2019–2020 гг. в рамках проекта велась целенаправленная работа по изучению измененных состояний сознания на модели различных видов буддийской медитации. Что особенно важно, ученым удалось получить разрешение не только исследовать человека в состоянии медитации тукдам опосредованными методами, но и взять у него образцы тканей. К сожалению, активная работа российских ученых в Индии была приостановлена из-за эпидемим коронавируса. В будущем проект будет обязательно продолжен, ведь он рассчитан на долгие годы.

В процессе исследований, которым подверглись более ста монахов и четыре человека в состоянии тукдам, был собран достаточно обширный материал. Часть результатов исследований некоторых видов буддийской медитации, проведенных в тибетских монастырях на юге Индии, были представлены на Национальном конгрессе по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике, состоявшемся в октябре 2020 г. На конференции в Институте востоковедения коллектив авторов и участников проекта представили некоторые выводы, сделанные в результате анализа полученных данных при работе с монахами-практиками. Доклады сопровождались интересной дискуссией, которую поддержали участники диалогов российских ученых с Далай-ламой – нейроученые Т. В. Черниговская и К. В. Анохин.

В интервью корреспонденту РИА «Новости» Т. В. Черниговская сказала, что следует «…помнить, что классическая западная наука, включая российскую, работает над вопросами природы сознания от силы несколько сотен лет, тогда как буддийские монахи работают над ними тысячелетиями. Поэтому западной науке не стоит быть высокомерной, она должна набраться терпения и сил, чтобы в эти бесценные кладовые философских знаний буддизма влезть. Там она может найти ответы на свои вопросы… У буддистов лучшие мозги этим веками, тысячелетиями занимались, а мы что – будем делать вид, что этого нет? Нужно умерить гордыню и смотреть не только на то, что вышло в научных журналах в последние пять лет. Нужно посмотреть еще на тысячи лет назад» [4].

Доклад «Физиологическая лаборатория в буддистском монастыре. Зачем и как» от коллектива соавторов представил руководитель проекта академик С. В. Медведев. Он рассказал об организации исследовательских лабораторий на базе буддийских монастырей и о методах, использованных исследователями, особо остановившись на феноменах медитации тукдам и отметив, что такие явления объективно существуют, что было зафиксировано и российскими учеными, но пока наука не может дать им объяснение. С. В. Медведев все-таки считает, что изучение подобных феноменов возможно научными методами, способными включать в себя физиологические, биохимические и психофизиологические исследования.

В докладе кандидата биологических наук Ю. А. Бойцовой (Институт мозга человека РАН) «Подходы к объективной оценке успешности медитации во время ЭЭГ исследований», также представленном от коллектива соавторов, были представлены первые результаты исследования физиологических результатов механизма медитации – важнейшей практики в буддизме. Типы медитативных техник, подвергавшихся изучению, были рекомендованы Далай-ламой специально для данного исследования и включали широко распространенные в буддизме практики однонаправленного сосредоточения на пустоте, непостоянстве и бодхичитте, а также аналитическую медитацию. В экспериментах приняли участие 94 практикующих монаха из буддийских монастырей на юге Индии. Докладчик описала стадии исследовательского процесса, а также факторы, которые следует принять во внимание, чтобы добиться более объективных и точных результатов.

В докладе «Динамика показателей электроэнцефалограммы у монахов при тантрических медитациях в условиях монастыря Гьюдмед: предварительные данные» профессор А. Я. Каплан (биологический факультет МГУ) отметил, что одним из наиболее фундаментальных проявлений деятельности мозга человека является его способность к формированию субъективной реальности. Именно субъективная реальность определяет поведение человека в течение жизни. Однако ее поверхностные слои отягчены картинами чувственного опыта. Помочь добраться до глубоких слоев субъективной реальности человека, по мнению докладчика, могут некоторые буддийские практики, например, высших тантр, соответствующих Ануттара-тантре. Эти практики могли бы дать возможность исследовать «первичную ментальную ткань», или «первичные ментальные конструкты», или «тонкое сознание», которые невозможно отследить в обычном состоянии сознания. В экспериментах участвовали 13 монахов монастыря Гьюдмед, многие годы практикующих тантрические медитации Гухьясамаджа и Ямантака. Проводилась регистрация многоканальной электроэнцефалограммы, в анализе которой устанавливалось, какие корковые структуры мозга могут создавать кластеры устойчивых отношений в процессе тантрической медитации и каковы их специфические характеристики.

С. Ю. Александров (Университет Монпелье, Франция) в докладе «Современная физика и шуньята: новые аналогии» представил новые подходы в описании процесса возникновения Вселенной в современной теоретической физике, которые могли бы рассматриваться в соответствии с доктриной «пустоты» в буддизме Махаяны. Подобные аналогии чаще всего рассматриваются на базе квантовой механики и квантовой теории поля. Новым в этом рассмотрении является теория квантовой гравитации, открывающей новые горизонты в понимании природы материи, пространства и времени.

Ц. Дорджи (Институт тибетской политики, Дхарамсала, Индия) представил доклад «Буддизм в индо-тибетском приграничье: отношения Тибета с Мон Тавангом до 1914 года». Как отметил докладчик, отношения Тибета с индийскими приграничными областями выстраивались в соответствии с буддийской доктриной «учитель-ученик». Исторически отношения Тибета и Монъюла начинаются еще в древности и связываются с первым правителем Тибета Ньятри Цэнпо (Ngytri Tsenpo). В середине XVIII в. в Тибете была проведена административная реформа, согласно которой Монъюл был разделен на 32 части (Tso De kha), возглавляемые старостами (Tso Gen). Регион Таванг стал тогда административным центром вплоть до подписания Конвенции в Шимле в 1914 г., согласно которой он перешел британской Индии.

А. Мак-Кей (Международный институт азиатских исследований, Лейден, Нидерланды) в докладе «Мандала государства: взгляд из Лхасы» коснулся отношений Тибета с соседними государствами Сикким, Бутан, Мустанг, Ладакх, где не существовало доминирования тибетской школы гелуг. Были рассмотрены модели построения государства по принципу мандалы и галактики.

А. А. Базаров (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, Улан-Удэ, Республика Бурятия) сделал доклад «Фото буддийских учителей: тибетские монахи и бурятская идентичность в конце XIX–XX вв.» посвятил проблеме изучения визуальных образов в повседневной ритуальной практике буддистов Бурятии. Он рассматривал раритетные фотографии с буддийским сюжетом в качестве исторического и культурологического источника. Для анализа были взяты коллекция редких фотографий Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук и фоторяд ритуального комплекса «хоймор-гунгурба», собранные в ходе экспедиций 1950–1970-х гг. По мнению докладчика, культура повседневной практики почитания визуальных образов была важным аспектом в формировании бурятской идентичности с конца XIX в. до конца XX в. Образы тибетских монахов занимали центральное место в этой практике.

М. П. Биткеев (Научно-образовательный центр Буддийской философии, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Калмыкия) представил доклад «Далай-лама XIV о необходимости углубления диалога буддийского учения с наукой и образованием в современных условиях». По мнению докладчика, диалог буддийского учения с современной наукой и западной культурой, выстраивающийся при активном участии Далай-ламы, имеет далеко идущие перспективы. Это не только философское понимание современных глобальных процессов, но и более тщательное понимание взаимозависимости как жизни отдельных индивидов, так и социального, а также всего их природного окружения. Этот диалог мог бы поспособствовать разрешению кризисного состояния современного общества, в котором воспитанию и образованию не уделяется должного внимания.

В докладе Р. Н. Крапивиной (Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург), «Аbhisamayālamkāra (Украшение из постижений): два фрагмента о буддизме и науке» рассматривались два первых фрагмента (части) общей композиции сочинения Майтреи/Асанги Abhisamayālamkāra (IV в.), – полное название сочинения и вводная часть, включающая выражение почтения и четыре характеристики трактата. Текст представляет собой высочайший уровень буддийской науки (nang don rig pa) в индо-тибетской традиции буддизма Махаяны и является методологической опорой в буддийском образовании. Буддийские методы работы с умом, содержащиеся в основных философских текстах, интересны не только для исследователей гуманитарного знания (источниковедение, филология, философия), но и для ученых естественных наук (психология, нейропсихология, нейробиология, неврология). Современная наука допускает возможность ее плодотворного взаимодействия с буддийскими практиками развития ума.

А. А. Терентьев (главный редактор журнала «Буддизм в России», Санкт-Петербург) представил доклад «Еще одна интерпретация буддийского “номинализма”? (о статье Sonam Thakchoe. Prāsaṅgika’s semantic nominalism: reality is linguistic concept)». В докладе разбирается стержневое в основной школе тибетского буддизма гелуг положение мадхьямака-прасангики о том, что вещи – это «всего лишь имена» (санскр. nāmamātraṃ; тиб. ming tsam). Современный тибетский исследователь Сонам Такчо (Sonam Thakchoe), работающий в Тасмании, предложил еще одну трактовку этого положения. Докладчик задался вопросом: действительно ли такой эрудированный ученый, как Сонам Такчо, решил, что реальность, с точки зрения мадхьямака-прасангики, является «лингвистическим понятием»?

Г. Б. Корнеев (Центр по развитию калмыцкого языка, Элиста, Калмыкия) и А. Х. Корнеева (Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста) представили доклад «Десять эпитетов Будды: особенности их перевода с санскрита на китайский, тибетский и монгольские языки». Сравнение эпитетов Будды позволяет установить разницу как между текстами, написанными на пали (Theravāda) и на санскрите (Mahāyāna), так и их переводами в китайской, тибетской и монгольской традициях. Докладчики представили анализ методов перевода не имеющих эквивалентов санскритских эпитетов китайскими, тибетскими и монгольскими буддистами.

Б. У. Китинов (Институт востоковедения РАН) представил доклад «Роль титулов, дарованных Далай-ламой, в развитии калмыцкой государственности». Как заметил докладчик, калмыки, рассеянные по территории России, нуждались не только в сильном лидере, но и в унифицированной религии, способной объединить общество в условиях постоянного перемещения в силу их кочевого образа жизни. Такой религией стала буддийская школа гелуг. Два калмыцких лидера Дайчинг (в 1640 г.) и Аюка (в 1682 г.) встречались с Далай-ламой и получили от него ханские титулы. Сын Аюки Церен Дондук также удостоился титула хана. Докладчик рассматривает эти события как усиление позиции калмыцких лидеров в калмыцких и ойратских сообществах. История Калмыцкого каганата показывает, насколько сильным было влияние данных Далай-ламой титулов на развитие национальной государственности.

Е. С. Лепехова (Институт востоковедения РАН) посвятила доклад «Философия школы Тэндай в интерпретации Ямада Этай (1895–1994)» жизни и деятельности 253 первосвященника школы Тэндай японского буддизма. Она провела анализ понимания Ямадой Лотосовой сутры в соответствии с его попытками реформирования современного буддизма школы Тэндай в целях развития международных межрелигиозных контактов и диалога.

Х. Лау (Городской университет Гонконга, КНР) представил доклад «Подлинная “китайская версия” истории Тибета: с древних времен Тибет никогда не был частью Китая». При подготовке доклада использовались официальные документы на китайском языке, написанные до образования КНР и переизданные после 1949 г., анализ которых показал, что до 1950 г. Тибет не являлся частью Китая.

Ч. К. Ламажаа (Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста; Национальный архив Республики Тыва, Кызыл), У. П. Бичелдей, А. В. Монгуш (Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл) представили доклад «История тувинского буддийского паломничества: проблема источников». В докладе были указаны две причины малой изученности истории тувинского буддийского паломничества. Во-первых, только к XVIII в. сформировался тувинский вариант буддизма в результате «импорта религии» из Монголии и Тибета. И, во-вторых, имеется слишком мало источников, отражающих тувинское паломничество. Существующие свидетельства были разделены на четыре группы: научные труды по истории тувинского буддизма; архивные документы из архивов Тувы и Монголии; художественная литература (произведения тувинских писателей); публицистика, биографические труды.

О. Батсайхан (Институт международных отношений АН Монголии) в докладе «Буддизм и современная Монголия: Богдо Джебцзундамба-Хутухта IX» коснулся некоторых фактов биографии Богдо Джебцзундамба-хутухты IX Жамбалнамдолчойжижанцана. Как отметил докладчик, выражая пожелания монгольского буддийского сообщества, в 1991 г. Далай-лама официально утвердил теократическим главой Монголии Богдо Джебцзундамба-хутухту IX. В 1999 г. 67-летний Богдо IX впервые посетил Монголию, где был неофициально провозглашен главой монгольских буддистов в монастыре Эрденэ-Дзу. В 2009 г. Богдо IX снова приехал в Монголию и в 2010 г. указом президента получил монгольское гражданство. В 2011 г. Богдо-гэгэн IX уже официально был провозглашен главой буддистов Монголии в монастыре Гандан-Тегченлин, что 19 января 2012 г. подтвердил президент Монголии Ц. Элбэгдорж своим указом. 1 марта 2012 г. в 8-й день первого месяца нового года по лунному календарю Богдо-гэгэн IX скончался в монастыре Гандан-Тегченлин в Улан-Баторе.

Б. Л. Митруев (Калмыцкий научный центр РАН, Элиста) представил доклад «Относительно санскритской надписи на печати VIII Богдо-Гэгэна Монголии». 29 декабря 1911 г. была провозглашена независимость Монголии. Богдо Джебцзундамба VIII (1869–1924) был интронизирован как теократический глава Монголии. Во время церемонии ему было вручено помимо других вещей три печати: золотая для администрирования религиозными делами, нефритовая и серебряная для ведения дел светского государства. На печатях были сделаны надписи, дающие благословение делам владеющего ими правителя. Докладчик сделал перевод этих надписей, а также предоставил соответствующие комментарии.

С.-Х. Д. Сыртыпова (Институт востоковедения РАН) представила доклад «Об отношениях Занабазара с Далай-ламой V и Панчен-ламой IV (на основе визуальных и письменных источников)». В соответствии с письменными источниками, будущий духовный и религиозный лидер Монголии Джебцзундамба-хутухта Ундур-гэгэн Занабазар (1635–1723) родился в благородной семье Туши-хана и был признан как перерождение умершего за год до этого знаменитого тибетского ученого Таранатхи (1575–1634). В 1640 г. Далай-лама V послал ачарью из тибетского монастыря Дрепунг обучать мальчика текстам буддийской школы Кадам. В 1649 г. Богдо-Гэгэн прибыл в Тибет обучаться в монастырях школы гелуг и стал учеником Панчен-ламы IV. После двух лет интенсивного обучения Панчен-лама IV посоветовал ему вернуться на родину и построить там монастырь в горах для распространения дхармы, предсказывая великое будущее в духовной практике, если он последует этому совету. Занабазар выполнил завет учителя и вернулся в Халху в 1951 г. В 1954 г. он основал монастырь Ribo-gazheigandan-ling (тиб.: ri bo dge rgyas gling). Занабазар создавал портреты своих учителей Далай-ламы V и Панчен-ламы IV, а также других иерархов школы гелуг. Как утверждает докладчик, их иконографическое исследование свидетельствует о том, что портреты были созданы при жизни моделей. Мастерство Занабазара позволило отразить в скульптурном портрете Панчен-ламы IV теплоту и духовную близость, существовавших в отношениях учителя и ученика, что нельзя сказать о портретах Далай-ламы V.

Ю. Ю. Эрендженова (Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста) в докладе «Значение тибетской буддийской культуры для развития религиозной традиции калмыков», используя философский и герменевтический подход (П. Рикер), проанализировала «археологию» калмыцко-тибетского культурного диалога применительно к будущим перспективам. Ведущей причиной, по мнению докладчика, выбора калмыками тибетского буддизма, был поиск ответов на жизненно важные вопросы и возможность решения их актуальных проблем. Тибетская буддийская культура, основанная на альтруизме, связанном как со знанием реальности, так и с логическими основами буддийской теории и практики, остается значимой для калмыцкой религиозной традиции и сегодня. Вдохновляемые бодхичиттой тибетские учителя способствуют развитию религиозного сознания и религиозной терпимости калмыков, что приводит к их духовному росту и к конструктивному подходу в межкультурном диалоге.

В. С. Белимова (Институт философии РАН) в докладе «Буддизм и наука в перспективе межкультурной философии» осветила некоторые проблемы начавшегося во второй половине XX в. диалога между западной наукой и тибетским буддизмом. Диалог проходил в форматах встреч между представителями западной науки и буддийского сообщества, конференций, публикаций и т. д. Как считает докладчица, все эти виды контактов требуют нового методологического базиса. Здесь может быть использован философский подход, в особенности новый тренд современной философии – межкультурная философия. Межкультурная философия как метод предполагает равные основания для всех участников культурного диалога.

М. К. Аубакиров (Частная общеобразовательная школа с философским уклоном, Уральск, Казахстан) в докладе «Применение буддийской научно-философской мысли в системе современного образования» проанализировал возможности применения буддийских философских понятий и используемых в буддийских монастырях методов обучения в системе современного образования. Докладчик считает, что их использование действительно уместно, так как они эффективны как средство трансформации и развития сознания человека.

О. П. Гуттенлохер (Частная общеобразовательная школа с философским уклоном, Уральск, Казахстан) в докладе «Буддийский принцип естественного развития в практике школьного образования» коснулась фундаментального в доктрине буддизма принципа естественного развития сознания человеческой личности. Буддийская педагогическая традиция предполагает реализацию естественных потребностей человека и основана на законах его сознания. По мнению докладчика, применение буддийских методов может быть эффективным в системе светского образования.

С. С. Аверьянов (независимый исследователь, Пермь, Россия) представил доклад «Буддизм как наука о природе ума. Сходства и различия с современными воззрениями». Он отметил, что традиционные буддийские представления о происхождении сознания и личности не противоречат современной научной парадигме. Так, буддийская концепция о скандхах, формирующих личность, соответствует основным положениям психофизиологии. Докладчик считает, что попытки интегрировать буддийские знания в современную психологию и психотерапию неубедительными, причину чего видит в непреодолимых различиях в целеполагании.

А. М. Шустова (Институт востоковедения РАН) представила доклад «Основные положения светской этики Далай-ламы», где рассмотрела развиваемое Далай-ламой XIV нравственно-философское учение, названное светской (или секулярной) этикой. Светская этика Далай-ламы, хотя и опирается на буддизм, отделяется от религии и основывается на базовой духовности человека, присущей всем без исключения. Этическое учение Далай-ламы исторически находится в русле традиции, заложенной Б. Р. Амбедкаром и Р. Прасадом, авторами светской конституции Индии, а также ее вдохновителем Махатмой Ганди. Буддийский лидер уверен, что светская этика способна помочь нравственному воспитанию молодежи, поэтому он предпринял шаги по внедрению ее в образование.

С. В. Дмитриев (Институт востоковедения РАН) в докладе «Буддизм по тангутско-китайскому глоссарию “Перл в ладони” (1190). Продолжение: удел монаха» продолжил исследование тангутско-китайского глоссария «Перл в ладони», уникального документа, составленного самими тангутами и отражающего сущность тангутской культуры. В докладе был рассмотрены ряд ритуальных предметов и инструментов, а также наиболее важные действия в почитании Будды.

С. Ю. Куваев (Учебная группа ФПМТ «Лама Цонкапа»; БУ «Музейно-выставочный комплекс города Лесной») представил доклад «Источники сведений о религии и культуре Тибета в «Письмах Махатм»». Прошло около столетия с момента первой публикации «Писем Махатм». Содержащаяся в источнике информация о религии и культуре Тибета уже становилась предметом исследования. Докладчик попытался проследить, какая литература из имевшейся на тот период могла быть использована при написании «Писем Махатм».

С. Л. Кузьмин (Институт востоковедения РАН) в докладе «Российские архивные материалы о цинской “новой политике” в Тибете» проанализировал данные из Архива внешней политики Российской империи (Москва) на предмет реализации цинской «новой политики» в Тибете в начале XX в. По мнению докладчика, цинская администрация в Тибете пыталась проводить политику колонизации земель и китаизации тибетцев, в особенности северных земель Тибета как наиболее подконтрольных Китаю. «Новая политика» свидетельствовала об окончании отношений Тибета и Китая, основанных на принципе священник-покровитель и исторически сложившихся между Далай-ламой и императором Цин.

Т. Л. Шаумян (Институт востоковедения РАН) представила доклад «События вокруг Тибета в начале ХХ века в зеркале российских и иностранных публикаций». Она заметила, что все возрастающий интерес британских колониальных властей к Тибету во второй половине XIX – начале XX в. объяснялся желанием защитить Индию от внешних угроз, в первую очередь, от «интриг» России в Центральной Азии. Опубликовано множество документов: тексты договоров, соглашений, мемуары, дневники, монографии, статьи из газет и журналов, неопубликованные ранее документы из Архива внешней политики Российской империи, а также Центрального государственного исторического архива в Санкт-Петербурге. По мнению докладчика, исследователи иногда приходят к диаметрально противоположным выводам, в особенности, в отношении миссии Агвана Доржиева к русскому царю, а также по вопросу роли Тибета в российской внешней политике.

С. В. Бойко (независимый исследователь, Москва) в докладе «Некоторые замечания об использовании советской авиации во время установления контроля КНР над Тибетом» представил некоторые свидетельства об использовании КНР советских самолетов для достижения больших озер в Северном, Западном и Центральном Тибете (среди них сокровенное озеро Манасаровар). Решалась задача возможности использовать регионы этих озер как воздушные базы для гидропланов.

Т. К. Мкртычев (Государственный музей Востока, Москва) представил доклад «Буддийские археологические памятники и буддийские материалы в Российской Федерации». Было найдено множество археологических буддийских памятников в Приморье, Приамурье, Южной Сибири и на Нижней Волге, датирующихся VI–XV вв. О буддизме в этих регионах можно узнать также и из письменных источников. В целях прояснения истории буддизма на Дальнем Востоке, в Сибири и Поволжье в докладе был сделан анализ опубликованных материалов по буддизму этих регионов.

В. Н. Бадмаев и О. А. Максимова (Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова) представили доклад «Идея и миссия буддийского университета (по материалам интервью с преподавателями международного буддийского института Кармапы)». Буддийские положения, основанные на целостной картине мира и человека в их взаимозависимости, нашли свое отражение в образовательных учреждениях и уникальной образовательной традиции буддизма. В Древней Индии буддийские монастыри формировались как образовательные центры. Позднее буддийская образовательная модель была воссоздана в Тибете, Монголии и в буддийских регионах России, поэтому буддизм надо рассматривать не только как религию, но и как образовательную систему и философию образования. Содержащиеся в буддийской образовательной традиции методы коррелируют с подходами, используемыми в западной философии образования, и имеют неоспоримую ценность для образовательных систем, основанных на диалоге между Западом и Востоком, между наукой и религией. Представленная информация получена в результате интервью, проведенных с директором, деканом и преподавателями международного Буддийского института Кармапы (KIBI).

Таким образом, на конференции был представлен большой диапазон тематики докладов, а также весьма разнообразный состав участников. Проведенный форум свидетельствует о большой заинтересованности исследователей в развитии научных подходов в изучении феномена буддизма. Как отметили многие докладчики, диалог науки и буддизма на современном этапе развития не только интересен, но и весьма плодотворен, тем более что и сам буддизм в последние годы предпринял шаги для сближения своих положений с научными концепциями. Можно с уверенностью сказать, что в российской буддологии и тибетологии начался новый этап, и проведенные четыре конференции «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии» на базе Института востоковедения РАН внесли существенный вклад в научное исследование огромной исторической и культурной сферы человеческого бытия под названием буддизм.

Примечания


[1] Отчет о предыдущих конференциях см. [Шустова, 2019б].

[2] Российские ученые исследовали феномен «посмертной медитации». Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2020/11/11/medvedev.html (дата обращения 12.02.2021).

[3] Далай-лама и российские ученые. Диалоги о природе сознания. Сессия 1. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2017/10/31/dalai-lama-14.html (дата обращения 12.02.2021); В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира». Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2018/05/05/dalai_lama.html (дата обращения 12.02.2021). См. также: [Шустова, 2018; 2019а].

[4] Черниговская: буддисты помогут ученым связать мир идей и материю. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2020/11/11/buddhism-and-science.html (дата обращения 12.02.2021).

Литература / References


Александров С. Ю. Буддизм глазами физика. М., 2019 [Aleksandrov S. Yu. Buddhism through the Eyes of a Physicist. Moscow, 2019 (in Russian)].

Шустова А. М. Диалог Далай-ламы с российскими учеными: как одухотворить науку. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 23. Тибетология и буддология на стыке науки и религии. Отв. ред. вып. С. Л. Кузьмин, Т. Л. Шаумян. М., 2019а. С. 292–306 [Shustova A. M. Dialog of Dalai-Lama with Russian Scientists: How to Spiritualize Science. Kuz’min S. L., Shaumyan T. L. (eds.). Trudy Instituta Vostokovedeniya RAN. Vol. 23. Tibetology and Buddhology at the Intersection of Science and Religion. Moscow, 2019a. Pp. 292–306 (in Russian)].

Шустова А. М. Международная конференция «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии» как важный вклад в развитие российского востоковедения». Вестник Института востоковедения РАН. 2019б. № 2. С. 326–334 [Shustova A. M. International Conference “Tibetology and Buddhology at the Intersection of Science and Religion” as an Important Contribution in Russian Oriental Studies. Vestnik Instituta Vostokovedenija RAN. 2019b. 2. Pp. 326–334 (in Russian)].

Шустова А. М. Понимание мира: диалог российских и буддийских ученых. Азия и Африка сегодня. 2018. № 9. С. 68–72 [Shustova A. M. Understanding the Word: Dialog of Russian Scientists and Buddhist Scholars. Asia and Africa Today. 2018. 9. Pp. 68–72 (in Russian)].

Электронные ресурсы / Electronic sources


В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира». Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2018/05/05/dalai_lama.html (дата обращения 12.02.2021).

Далай-лама и российские ученые. Диалоги о природе сознания. Сессия 1. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2017/10/31/dalai-lama-14.html (дата обращения 12.02.2021).

Российские ученые исследовали феномен «посмертной медитации». Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2020/11/11/medvedev.html (дата обращения 12.02.2021).

Черниговская: буддисты помогут ученым связать мир идей и материю. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2020/11/11/buddhism-and-science.html (дата обращения 12.02.2021).
Просмотров: 25896  |  Тэги: тибетология, буддология, конференция

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Февраль 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru