Сохраним Тибет > Новая книга. Саньютта-никая. Связанные наставления Будды. Часть IV: Книга шести сфер
Новая книга. Саньютта-никая. Связанные наставления Будды. Часть IV: Книга шести сфер5 сентября 2022. Разместил: Editor |
Саньютта-никая. Связанные наставления Будды
Часть IV: Книга шести сфер Перевод с английского: SV М.: Ганга, 2022 г. ISBN: 978-5-907432-70-3 Твердый переплет Формат 84х108/32 480 стр. Тираж 1000 экз. Приобрести книгу: интернет-магазин «Лабиринт». Читайте также: Саньютта-никая. Связанные наставления Будды. Часть I: Книга строф Саньютта-никая. Связанные наставления Будды. Часть II: Книга причинности Саньютта-никая. Связанные наставления Будды. Часть III: Книга совокупностей Саньютта-никая, или «Связанные наставления Будды», – это третье из четырех больших собраний Сутта-питаки Палийского канона. Она состоит из 52 глав (саньютт), распределенных по 5 книгам, или частям. Каждая глава имеет уникальную тему, к которой привязаны те или иные наставления (сутты), откуда и происходит название данного собрания. Четвертая книга, как и предыдущая, рассматривает чувственное существование, но в этот раз с другой перспективы, обращаясь к таким концепциям, как шесть внутренних и шесть внешних сфер чувств. Они представляют собой все познающие способности человека и соответствующие им познаваемые объекты, а потому Будда называл сферы чувств «Всем» и говорил, что если кто-либо захочет указать на что-то иное, помимо этого «Всего», то не сможет этого сделать. Кроме этой основной темы в Книге шести сфер затронуты и другие. Среди этих текстов особый интерес представляют сутты о достигшем высоких духовных вершин домохозяине Читте, беседы с начальниками, факты о женщинах. ОглавлениеВведение СН 35 Салаятана-саньютта: Наставления, связанные с шестью сферами Раздел I. Коренные пятьдесят I. Непостоянное II. Пары III. Все IV. Подвержено рождению V. Непостоянное Раздел II. Вторые пятьдесят I. Неведение II. Мигаджала III. Болен IV. Чханна V. Шестерки Раздел III. Третьи пятьдесят I. Свободный от подневольности II. Мир и нити чувственного удовольствия III. Домохозяин IV. Девадаха V. Новая и старая Раздел IV. Четвертые пятьдесят I. Уничтожение наслаждения II. Шестидесятеричная серия повторений III. Океан IV. Гадюки СН 36 Ведана-саньютта: Наставления, связанные с чувством I. Со строфами II. Одинокий III. Тема о ста восьми СН 37 Матугама-саньютта: Наставления, связанные с женщинами I. Первая серия повторений II. Вторая серия повторений III. Силы СН 38 Джамбукхадака-саньютта: Наставления, связанные с Джамбукхадакой СН 39 Самандака-саньютта: Наставления, связанные с Самандакой СН 40 Моггаллана-саньютта: Наставления, связанные с Моггалланой СН 41 Читта-саньютта: Наставления, связанные с Читтой СН 42 Гамани-саньютта: Наставления, связанные с начальниками СН 43 Асанкхата-саньютта: Наставления, связанные с необусловленным СН 44 Абьяката-саньютта: Наставления, связанные с необъявленным Примечания Отрывки из книгиСалаятанавагга, Книга шести сфер, является третьим большим собранием связанных наставлений с философским уклоном. Как и в случае с двумя предыдущими книгами, эта Вагга определяется первой главой, Салаятана-саньюттой, которая в издании, выпущенном PTS (Pali Text Society), занимает 208 из 403 страниц. Своего рода младшим товарищем Салаятана-саньютты предстает Ведана-саньютта, рассматривающая тесно связанную, но другую тему в учении Будды – чувство. Чувство играет важную роль, поскольку служит основным условием для возникновения жажды в доктрине о зависимом возникновении. Чувство также встречается в четырех основах осознанности, рассматриваемых в Части V, и таким образом связывает теорию с практикой. Другие саньютты этой книги не имеют тесной связи с двумя главными темами, однако охватывают широкий спектр иных тем, что варьируются от сильных и слабых сторон женщин до природы необусловленного (ниббаны). I. Непостоянное СН 35.1 (1) Адджхаттаничча-сутта: Внутреннее как непостоянное Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам так: «Монахи!» «Уважаемый», – отвечали те монахи. Благословенный сказал: «Монахи, глаз непостоянен. То, что непостоянно, является страданием. То, что является страданием, безличностно. Безличностное следует видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью так: „Это не мое, я не таков, это не мое ‘я’“. Ухо непостоянно… Нос непостоянен… Язык непостоянен… Тело непостоянно… Ум непостоянен. То, что непостоянно, является страданием. То, что является страданием, безличностно. Безличностное следует видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью: „Это не мое, я не таков, это не мое ‘я’“. Видя так, монахи, хорошо обученный благородный ученик разочаровывается в глазе, разочаровывается в ухе, разочаровывается в носе, разочаровывается в языке, разочаровывается в теле, разочаровывается в уме. Разочаровавшись, он становится бесстрастным. Через бесстрастие [его ум] освобожден. Когда он освобожден, приходит знание: „Он освобожден“. Он понимает: „Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования“». |