Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Будда Итигэлов

6 апреля 2007 | Версия для печати
| Еще
Чудо не истолковать. На то оно и чудо. Его и не описать. Этим заключением отчет о путешествии в Иволгинский дацан следовало бы ограничить. Миссия невыполнима. В храме летали веселые воробьи. Играли, гоняясь друг за другом. И какими словами обозначить твою абсолютную уверенность в том, что если птица сядет на лоб буддийского ламы Даши Доржо Итигэлова, умершего 80 лет назад, он, улыбнувшись, отмахнется от нее рукой? Вот он сидит прямо перед тобой, ничем и никем не поддерживаемый и, вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, с прямой спиной, в позе лотоса. Какими словами обозначить вибрации твоей души и тысяч других душ, безжалостно несущих к Итигэлову каждая — свои напасти и наваждения, страсти и комплексы, свой частный, сокровенный, компактный ад, в надежде, что он поможет, исправит, вытащит?

Самое совершенное в людях то, что они однажды умирают. Самое главное достижение человечества — осознание смертности человека, это краеугольный камень западной цивилизации. Из понимания ее неотвратимости, ее сути возникла вся европейская философия, все великие книги и поступки, все те регулирующие, сдерживающие механизмы, что не позволили нам до сих пор поубивать друг друга. Все лучшее, что создано западной цивилизацией, — от смерти, от того, что мы можем ясно думать о ней.

И вот является Итигэлов. Со своими, шокирующими нас, отношениями со смертью. Похоронен в 1927 году. В 2002-м его откопали. За 75 лет его тело даже не тронул тлен. В этом году будет пять лет, как Итигэлов с нами. Здесь. Он не меняется. У него не по-старчески теплые руки, многодневная щетина. Он потеет. В его теле протекают физиологические процессы. Ученые свидетельствуют: по многим параметрам оно производит впечатление тела живого человека. Объяснения этому нет.

Отправляясь в дацан, договаривался о времени, когда тело Итигэлова можно будет увидеть и поклониться ему. А мне ответили о времени нашей личной ВСТРЕЧИ. Да, для буддистов смерть — это лишь одна из стадий развития личности. И все же. Бурятское чудо вершится не в Средние века, когда умами правили священники, а сейчас. Когда у людей есть “Дом-2” в телевизоре, выборы народных депутатов и генно-модифицированная еда. Когда, казалось бы, с этим миром все ясно. И вот тут-то и выясняется: смерти — как небытия — нет. Человек, если захочет, может победить смерть. Не новая, конечно, идея, но теперь аргументированная. Аргумент вот он — езжайте в Бурятию. На пятачке перед Иволгинским дацаном узнайте, к кому и как обратиться. Здесь же попросите дать вам синий хадак (сложенное вдвое шелковое полотенце или лента, подносимые как дар), узнайте, как именно его подносить. Спросите, где живет ширээтэ (настоятель). Вам покажут.


Впрочем, можно и без этих условностей. Специально для всех вас — вот дни, когда можно встретиться с Итигэловым. В этом году — 26 апреля, 2 и 31 мая, 18 июля, 15 сентября, 1 ноября, 4 декабря. И потом уже в 2008-м — 6 февраля. Каждый год свидания со святым ламой происходят по большим буддийским праздникам. А их даты варьируются в зависимости от лунного календаря. Учитывайте только — число паломников растет. В 2002-м к Итигэлову пришли 3 тыс людей, в 2003-м — 20 тыс, на следующий год снова на порядок больше — 200 тыс, в 2005-м — 350 тыс, в прошлом году их было уже больше полумиллиона. Очередь растягивается в долину на километр, ламы говорят, что Итигэлов сам ее регулирует.

Даши Доржо Итигэлова в 1911 году избрали XII Пандито Хамбо ламой, и он был главой российских буддистов до 1917 года. Теперь, век спустя, паломники его называют Буддой. А родился великий лама в 1852 году. Так считается. Тем не менее буддийские монахи предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет. Никто не знает и не знал, кто его мать, и рос он сиротой. У бурят сирот не бывало — преимущество жизни родом. Нынешний Пандито Хамбо лама XXIV Дамба Аюшеев полагает, что Итигэлов — неземного происхождения.
У Будды есть внучатая племянница — Янжима Васильева. Ее прабабушка была старшей сестрой ламы. Янжима в 2002 году создала информационный центр “Вместе с Итигэловым”, а в 2004-м — Институт Итигэлова. Улыбчивая и энергичная, рассказывая о своем родственнике, говорит, что больше всего “боится зомбировать людей”, поэтому принципиально ни на чем не настаивает. Она пугается того, что Итигэлов превращается в бренд. Но, понятно, отсутствие пиара этого бренда — самый лучший пиар. Ответа, кем она считает Хамбо ламу, я все-таки добился. Это было трудно. “Мы в силу своей скромности не говорим, что Будда пришел”. Что до иволгинских лам — молчат, как партизаны. Или меняют тему.


Невероятное — очевидно

Впечатление, что “хранители” (брелки) с ликом Итигэлова во всех машинах Улан-Удэ. Включая авто тех, кто ровно дышит и к буддизму, и вообще к предположениям, что кроме этой жизни есть еще что-то. Однако иных материальных примет культа Итигэлова не видно. Бурятские буддисты пока удерживаются, не переходят грань, за которой может начаться шоу, “Праздник святого Йоргена” и торжество рыночных ценностей.

Иволгинский дацан — в 36 верстах западней города. Здесь, на пяти гектарах долины, комплекс буддийских храмов (дуганов), монастырь, с 1991 года — буддийский университет “Даши Чойнхорлин”. Сейчас в нем учатся 140 юношей, живут вместе с ламами в избах. Всюду печи. Котельная отапливает только главный дуган и теплицу со священным деревом Бодхи. Быт аскетичен, одежды лам и студентов отличаются лишь шапками. Итигэлов говорил, что буддизм — это не религия, не наука и не философия. Это — свобода. Вот они и рвутся из нашего мира страданий и вещей.

Пожалев паломников из Красноярска, Тувы, Монголии, прибывших на день раньше назначенной встречи, ламы разрешают увидеться нам с Итигэловым заранее. Фотографировать нельзя. Народу немного, все смогли трижды подойти к Хамбо ламе, дотронуться до его рук. На следующий день у входа в храм дежурили омоновцы — сдерживать натиск. А Итигэлова через несколько часов поклонения решили прикрыть стеклом, и люди, ища благословения, притрагивались уже не к телу, а к хадакам из его рук, выпущенным за стекло.

Что просили? Не мое это дело — чужое сокровенное, но взгляд останавливался на сумке с детскими вещами, которую мужчина средних лет прикладывал к рукам и коленям Хамбо ламы. У впереди стоящей пары — фотография солдата на фоне гор. Кто-то прикладывает к руке Итигэлова пакетик с конфетами.

Кому-то кажется, что Итигэлов ему улыбнулся, кто-то видел, как он открывал глаза — они у него темно-зеленые. Женщине, с которой разговорились, показалось, что он к ней подался, наклонился, — ее повело, чуть в обморок не грохнулась. Люди плачут. Смеются. Реакции еще зависят и от праздника, когда люди идут к святому. Кто-то от энергии Итигэлова даже отшатывается, она сносит, как волной. Другой может вспомнить, что с ним случилось при встрече с ламой, только спустя несколько часов.

Говорят, просить надо что-то одно. Янжима не стала это поверье комментировать, лишь улыбнулась, завела речь о сложном духовном феномене. Но, перебиваю, люди-то к нему идут как к волшебнику, за исполнением желаний. И прошу подтвердить рассказы о чудесных спасениях тех, кто поклонился Итигэлову, в автоавариях и даже авиакатастрофах, об исцелениях больных. Все так и есть. Уходят из храма, оставляя костыли. Известный московский бизнесмен, работающий в пищевой и перерабатывающей отрасли, уцелел в жуткой аварии. В этот момент видел Хамбо ламу. Прилетел вторично — отдать деньги на воздвижение дворца Итигэлова, с его крупного пожертвования стройка и началась. Анатолий Чубайс, впечатленный встречей с великим ламой, освободил дацан от платы за электроэнергию. А потом было покушение на него. Спустя некоторое время Янжима разговаривала с главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. По его словам, Чубайс после нападения и своего спасения в первую очередь вспомнил Итигэлова.

Говорят, Итигэлов всем пришедшим к нему позитивно корректирует карму. Рашид Нургалиев через несколько месяцев после посещения Хамбо ламы стал главой МВД, Юрий Ехануров — через год — премьером Украины. Сергей Иванов, приехавший в дацан во время отпуска, теперь вот числится в преемниках и назначен первым вице-премьером. Не знаю, того ли они хотели, прикасаясь к Хамбо ламе, и кому на пользу такое “улучшение кармы”. По мнению буддийских монахов, три чуть ли не самых страшных вещи, которые могут произойти с человеком, — это красота, слава и богатство. Следовательно, Хамбо лама помог всем этим господам оказаться если и не по уши в дерьме (насчет красоты — вопрос спорный), то по горло? Или в том и замысел?

Никто не знает, с чем сюда люди приходят и с чем уходят отсюда. Наверняка ведь и всякая сволочь едет. И сумасшедшие. И благодетели рода человеческого. Вот в “Сталкере” Андрея Тарковского хотя бы проблематично было добраться до комнаты, где сбывалось самое искреннее и выстраданное, надо было идти сквозь полицейские кордоны и систему ловушек. А здесь — никаких сложностей. Приезжай и иди проси. В провидении Тарковского высказывалась надежда, что “не может быть у отдельного человека такой ненависти или, скажем, такой любви, которая распространялась бы на все человечество… Ну, деньги, бабы, ну там месть — чтоб начальника машиной переехало”. Наверное. Все-таки хорошо, что это немного не так сбылось, Бог не устал от нас, он не таинственную зону нам дал, а мудреца Итигэлова. Который, несомненно, знает, что делает. И все же, прося о чем-то, подумайте хорошо, чтобы вам же боком не вышло. И вообще — стоит ли вам ехать?

Защита Итигэлова


О кордонах и ловушках. Разговаривая с прихожанами, понял, что не у одного меня в какой-то момент появилось постыдное желание поставить на входе в дуган металлоискатели, а дацан по периметру обнести трехметровым забором. На всякий случай. От полоумных бомбистов. От чиновников, способных подогнать за ламой самолет МЧС со стерильной капсулой. От тех, кто полагает, что живем один раз, от непризнанных гениев, мечтающих о Нобелевке. А то Сергея Иванова, находящегося на отдыхе и поехавшего в дацан, охраняли милиционеры, расставленные на всем протяжении 36-километровой дороги, по обе ее стороны, а того, к кому он ехал и кто представляет для человечества ценность уж никак не меньшую, чем уважаемый первый вице-премьер, не охраняют никак.

Разумеется, Итигэлов сам себя защитит. Конечно, ламы правы, полагая, что не вправе отказывать кому-то во встрече с ним. И все же.

Людей, приезжающих к Итигэлову, пробует исследовать только Янжима. Она им всегда раздает анкеты. Там всего три сдержанных вопроса. Откуда и в который раз вы приехали на встречу? Есть люди, кто ездит к Итигэлову постоянно — каждый раз, когда есть доступ, кто-то приезжает в 3-й, в 5-й, в 9-й раз. Летят из Москвы (эту делегацию я бы и не заметил, если б не очень известное лицо скромно одетой женщины, депутата Госдумы), из Европы, Африки. Из Японии, Кореи.

Поверхностный контент-анализ ответов на вопрос “Что вы испытываете при личной встрече с Хамбо ламой?” показывает, что по степени повторяемости слова располагаются в таком порядке. От наиболее употребляемых к менее: спокойствие, легкость, умиротворение, удивление, восторг, восхищение, надежда, одухотворенность, трепет, благодарность, облегчение души, экстаз, прилив адреналина. Еще, из единичных высказываний: “такое чувство — невозможно рассказать”, “немного непонятное чувство спокойствия и легкости”, “по телу дрожь, когда прикоснулась к его рукам”, “появилось ощущение общности”, “чувства особенные, еще непонятные”, “тревога и волнения проходят”, “хочется, чтобы всем живым существам было хорошо и покойно. Но одновременно испытываю чувство жалости”.

Из ответов на вопрос “Что изменилось у вас после встречи с Хамбо ламой?”: “Всегда очень волнуюсь и забываю, что хотела ему сказать”; “Изменился взгляд на будущее”; “Думаю”; “Все стало хорошо”; “Все к лучшему”; “Моя жизнь изменилась полностью, улучшилось здоровье и благосостояние”; “Очень дорожу каждой встречей. Изменился кругозор и взгляды на многие поступки в моей жизни, нет суеты”; “Все изменилось к лучшему, все сбывается”. Пишут о купленной машине, об избавлении от рака.

Что почувствовал я? Естественно, когда все состоялось, волнение прошло. Уже потом, знаете, где-то в области сердца и чуть выше разлились тепло и покой. А ночью он мне приснился.

…Все это можно попытаться понять, только отключив мозг. Тем более что ученые развели руками. Буддисты, наверное, согласятся с блаженным Августином, утверждавшим, что мы “понимаем в той мере, в которой мы любим”.

Итигэлов и любовь

О любви. И ученых. Профессор Борис Большаков, академик РАЕН, доктор технических наук, завкафедрой университета “Дубна”, задался вопросом, как обеспечивается энергетический баланс тела, чем оно “питается” при дефиците света (постоянно Итигэлов находится на втором этаже дугана, где нет искусственного освещения, а естественного явный недостаток)?

Профессор предположил, что энергоподпитку Итигэлов получает через поток частот. Дело в том, что ламы дважды в день читают молитву, созвучную молитве любви. “Любое произнесенное слово — это вибрация, любая молитва — это поток частот”. Опустим профессорские формулы, графики. Суть его гипотезы такова: для того, чтобы наполнить тело любовью и гармонией и достичь состояния стоячей волны, нужно, чтобы частота работы мозга была равна одному герцу. У Итигэлова, предполагает Большаков, именно так, и эта частота равна частоте работы головного мозга младенца, находящегося в материнской утробе в возрасте 2-3 месяцев от момента зачатия. Последние исследования, к слову, показали, что когда человек читает или слышит молитву, то частота колебаний клеток мозга у него становится такой же, как у младенца.

Маятник, с которым Большаков работал над Итигэловым, реагировал на него с теми же странностями, как при обследовании некоторых детей.

Это все я узнал от Янжимы потом. А пока, сидя на длинной лавке, слушал лам. Санскрит, на котором возносились певучие молитвы, не понятен прихожанам, но считается языком, наиболее понятным богам. Так же завораживает, как лепет только начавших говорить детей, чтение стихов твоим ребенком на его первом утреннике в детском садике. Главный дуган Иволгинского дацана вообще напоминает внутри большую детскую комнату — манерами местного иконописания, ликами божеств, их особой пластикой. Орнаментами, сочными красками. Если это зеленая — то насыщенная, живая зеленая, если синяя — то теплая, глубокая. И вот эти медные тарелочки, бубны, эти шапки лам, их улыбки. Эти 15 чудес Будды Шакьямуни — детство же, в чистом, дистиллированном виде!

Потом я еще поприставал с вопросами к Янжиме и убедился в неслучайности как своих ассоциаций, так и того факта, что Итигэлов захотел вернуться именно сюда, в этот храм. Янжима сказала, что в последние годы перед своим уходом Хамбо лама очень любил играть с детьми. Она задокументировала свидетельства Зои Галсановой, 1938 года рождения, хорошо запомнившей рассказы своей мамы об Итигэлове. “Когда он постарел, его тело сильно уменьшилось в размерах. Он очень любил детей и говорил им: “Вы посадите меня в свою тележку и возите”. Когда те, играя, убегали, он говорил: “Меня, оставив, далеко не убегайте”. Это очень удивляло: как такой большой лама мог запросто сесть в детскую тележку, чтобы его возила детвора, и наблюдать, как они играют”.

Когда улетал из Улан-Удэ, и самолет пронзил область облаков, и я уже не видел, как далеко внизу пошел снег, как он падал на одинокие деревья, неожиданно закружилась голова, и вдруг я отчетливо понял, что меня, как и других, приходящих к нему, этот маленький сухой человечек, ставший Буддой, водил вокруг себя по кругу. Заходя в дацан, вы обходите его по движению Солнца (по часовой стрелке, если угодно). Обходите ступы. Внутри дугана вы движетесь так же. Вокруг очищающего костра, который как раз жгли. И, как в детской игре, нельзя оборачиваться на костер.

И Янжима постоянно упоминала колесо Сансары. Так что внутри себя я удовлетворился таким объяснением: Итигэлов пронес свой крест избранности по кругу жизни, вернувшись в материнскую утробу. Вернувшись к матери, о которой он, сирота, не мог не тосковать. В конце концов, стать, как дети, нас призывают все великие религии.

Как бы то ни было, научного объяснения феномена Итигэлова нет. Да и возможно ли оно? Его, по-видимому, следует искать совсем в другой сфере. Вот дети точно знают, в какой. Жаль, не взял младшего с собой, ему бы понравилось, что здесь до сих пор празднуют Новый год, елки на площадях, подарки друг другу все дарят. Он бы мне все про Итигэлова рассказал.

Буряты рассчитали точно — до 5 лет дети, как боги, им еще не навязаны знания и привычки, от которых потом хорошо избавляться, медитируя.

У детей в каждой церкви живет Бог. Ну, или они хотя бы верят в Деда Мороза. Засыпая в самолете, вспомнил, как сын просил меня:

— Пусть елка всегда-всегда горит.
— Пусть.
— И когда мы спать ляжем — пусть.
— Так мы же уснем и не будем видеть, горит она или нет.
— Все равно пусть горит!

* * *

Все в этом мире кем-то выдумано, вопрос не в том — кем. Вопрос в нас, в том органе, который отвечает у нас за веру. Атрофировался ли он — ведь с людьми происходит то, во что они верят. И все, что их окружает, подобно их желаниям.

Можно Бога заменить деньгами, веру — счастьем (его, судя по анкетам, и просят у Итигэлова больше всего). Можно и так. Но какой в этом смысл?

Помните анкетный ответ о жалости. Можно печалиться — об этом сказал единственный респондент. А можно радоваться — кто-то ведь все-таки сказал! Пожалел и его, жалеющего нас. Да, жалеющего. А зачем еще ему было оставлять свое тело — нам? Он ведь делал это осознанно, специально — о том, что происходит с ним сегодня, он написал, уходя, 80 лет назад.

А каким еще могло быть его послание? Стали бы мы вникать в его рукописи? Он все просчитал правильно, и это шанс летающим на Луну и расщепившим атом не оскотиниться окончательно. Его тело — как планетарный антибиотик, чтобы наши души не сгнили.

А еще надо пожалеть Янжиму. И лам. На них наседают ученые. Зачем, непонятно. Хотят “сесть” на финансовые вливания в проблему бессмертия? Сделать бессмертными прочих двуногих? И потом: каким местом, каким органом они собираются разгадывать “феномен Итигэлова”? Измерять температуру тела? А зачем? Чем они будут мерить силу духа? Что они могут в нем понять? Что они в принципе могут, мы в курсе. Не они ли приложили руки к этой цивилизации, не они ли сумрачно наблюдают сейчас, как она губит планету? Или я что-то путаю? И это именно они, нобелевские лауреаты, придумали идти вперед, помахивая перед собой веточкой, чтоб не раздавить муравья, и благодаря этому сотни тысяч людей именно так себя и ведут? Кстати, на пятачке у дацана, где идет торговля, можно купить восточные тапки с загнутыми вверх носками — дабы не поранить землю. Примеряя их, взрослый мужик, тоже, как и я, из Красноярска, и переживавший тот же культурный шок, заметил, что вся наша наука “реально отдыхает” по сравнению с такой заботой о планете, с идеей загнуть вот так носки тапочек.

Надежда есть. В дни встреч Итигэлова с народом он покрывается потом и прибавляет в весе на 100 граммов. Это — любовь.

Мы правильно делали в детстве, что верили в сказки. Так все и есть.

Самолет наш приземлился почти по расписанию. Остальные рейсы в этот день аэропорт не принимал и не выпускал — из-за сильной пурги.

Источник: Новая газета, Алексей Тарасов. Фото автора.

Продолжение следует.
Просмотров: 37722

Комментарии:

Maiya (Посетители) | 11 апреля 2007 12:38  
Алексей замечательно написал о любви. Не о Доржо Итигэлове, а о любви. То о чём и говорит молчаливиы Лама:) Как бы мне хотелось послушать Его!
Молчун (Гости) | 11 апреля 2007 15:27  
Хамба лама Итигэлов, благодарю Тебя за то, что СНОВА вошёл в Нашу Жизнь!

Благодарю, что даровал сил Алексею Тарасову для такой правильной статьи.

В сердце поёт тихая радость.

GREATLoki (Гости) | 14 июня 2007 22:59  
[COLOR=green]jizn prekrasna i udivitelna! bud'te schastlivi
Михаил Г (Гости) | 19 июня 2007 17:25  
[COLOR=purple]Жизнь полна чудес и любви! Да хранят нас Боги
Нирвана (Посетители) | 1 июля 2007 15:24  
Как хорошо, что наконец феномен Итигэлова для всех очевиден, в т.ч. и для ученых, которые только и могут, что оперировать придуманными ими же понятиями. Вот случай, который даже свершившейся метафорой нельзя назвать. Спасибо Хамбо ламе за такой щедрый жест тем, кто ищет истину!
Anjei (Гости) | 5 июля 2007 12:29  
Ом мани падме хум
Salvador (Гости) | 4 октября 2007 04:35  
А вот нам, приехавшим в дацан 1-го сентября на двух мотоциклах из Киева и Томска, во встрече, к сожалению, отказали...
Gerel (Гости) | 7 января 2009 19:28  
Ом мани падме хум!
Владимир (Гости) | 26 июля 2009 12:32  
...принимая, излучаю СВЕТ, ЛЮБОВЬ, ИЗОБИЛИЕ, БАЛАНС !!! БЛАГО ДАРЮ ИТИГЭЛОВА ДАШИ ДОРЖО!!!!
В СВЕТЕ с ЛЮБОВЬЮ и ЕДИНСТВЕ!!!!!
- (Гости) | 3 сентября 2009 13:56  
Почему-то обычно умалчивается о том факте, что саркофаг Итигэлова был полностью заполнен солью[6], которая «местами нанесла вред его коже — высушила». Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 грамм), тонус кожи и подвижность суставов в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5-10 кг и составил 41 кг.
koroleva (Гости) | 17 октября 2009 08:31  
Я была в Иволгинском Дацане 22 сентября 2009 года, на праздновании народного Хурала..... Вы просто представить не можете те ощущения которые испытывает человек при поклонении Иигэлову...Это просто какое то наслаждение и восторг..... Чуство полета.... оно просто не оставляет ... это неописуемо.......А ведь он находясь в медитации чуствует все чуства и мысли людей приходящих к нему и молящихся за себя и близких....А главное помогает......!!!
Игорь (Гости) | 30 ноября 2009 21:23  
Хамбо-лама Итигилов, с 1911 года возглавлявший российскую буддийскую общину, был видным общественным деятелем. Во время Первой мировой войны он создавал госпитали. Сам великолепный врач, он даже издал справочник по фармакологии, включавший ценные сведения по бурятской народной медицине. В 1926 году Хамбо-лама, предвидя репрессии, посоветовал всем буддийским монахам немедленно покинуть Россию. На вопрос учеников, что собирается делать он сам, Итигилов ответил: “Меня они не успеют взять”.
Так и получилось. В 1927 году Итигилов, уже сложивший с себя полномочия главы российских буддистов, сел в позу лотоса и начал читать заупокойную молитву, приказав ученикам подхватить ее. Под пение молитв он впал в состояние глубокой медитации. В соответствии с его наказом ученики обернули ламу тончайшими шелковыми пеленами, усадили его в кедровый короб и закопали на глубину 1,5 м. В завещании Итигилова было странное требование: он просил вынуть его из земли через 30 лет.
Надо сказать, что тема смерти для бурятов — табу. Они никогда не приближаются к кладбищам, и требование выкопать покойника должно было показаться немыслимым. Как бы то ни было, в 1955 году буддисты вскрыли могилу Итигилова. И обнаружили, что тело Хамбо-ламы не претерпело никаких изменений. Вынимать учителя из земли буряты побоялись: еще не миновали годы репрессий. На месте буддийских храмов в то время пасли скот.
В очередной раз могилу проверили в 1973 году. И опять тело Итигилова оказалось нетленным. Верующие, впрочем, решили подстраховаться и засыпали короб солью.
И, наконец, в 2002 году в присутствии родственников Итигилова и судмедэкспертов состоялась официальная эксгумация Хамбо-ламы. Нетронутое временем тело навсегда извлекли из земли. Скептически настроенные ученые просили подождать несколько часов: известны случаи, когда труп, сохранявшийся в гробу невредимым, рассыпается в прах на свежем воздухе. Однако с телом ламы ничего подобного не произошло. Более того: на лице Итигилова первоначально были полосы от перетягивающей его шелковой ткани. Через несколько часов эти полосы полностью исчезли: кожа его была упруга, как у живого человека.С тех пор тело святого содержится в сакральном помещении в буддийском храме Улан-Удэ. Шесть раз в год его выносят на обозрение паломникам. Состояние тела не ухудшается, несмотря на мрачные прогнозы ученых, считающих, что для него вредны перепады температур и прикосновения рук.
jdprmf (Гости) | 23 апреля 2010 22:11  
ГЛУПЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЭТОТ АЛЕКСЕЙ ТАРАСОВ! И ГЛУПАЯ СТАТЬЯ!
Ев@ (Гости) | 7 сентября 2010 19:01  
Я очень хочу попасть в Иволгинский дацан и своими глазами увидеть это чудо. Надеюсь, что когда-нибудь смогу себе это позволить.
гость из Монголии (Гости) | 9 апреля 2011 19:04  
Итигэл - по-монгольски означает Вера.
есть глагол Итигэх- Верить.
Ум ма ни бадмэ хум

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Апрель 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100