Сохраним Тибет > Тибет должен быть превращен в зону мира
Тибет должен быть превращен в зону мира13 ноября 2007. Разместил: savetibet |
"Во время своего последнего визита в Калмыкию, состоявшегося в конце 2004 года, я провел церемонию закладки нового храма", - отметил Далай-лама в ходе встречи с российскими журналистами, прошедшей 8 ноября в его резиденции в Дхарамсале на севере Индии. "Теперь, рассуждая логически, - сказал он, - поскольку храм в Элисте построен, я должен быть там, чтобы освятить установленные там 17 статуй мастеров (буддийских учителей) монастыря Наланда". "Я надеюсь на визит в Калмыкию", - констатировал Далай-лама, оставшийся, по словам представителя департамента по делам религии центральной тибетской администрации, довольным этой встречей, в которой приняли участие более 30 журналистов.
По просьбе корреспондентов телевидения Далай-лама обратился к буддистам Монголии, Тувы, Бурятии и Калмыкии. "По-прежнему вспоминаю мой радостный опыт поездки в Туву 15 лет тому назад", – отметил он, - когда стало отчетливо видно, что традиционной религией этого народа является буддизм". Однако "недостаточно просто начитывать какую-нибудь мантру, - подчеркнул духовный наставник тибетского буддизма, - следует уделять больше внимания современному образованию, изучению буддийской философии". Вспомнив, как тогда же встречался в Бурятии с пожилым монахом, бывшим хамбо-ламой советского времени, Далай-лама отметил, что с тех пор в республике началось возрождение буддизма и дхарма – буддийское учение – получила новое развитие. Он пожелал бурятскому народу развивать свой внутренний мир на основе сострадания, учиться преобразовывать свои эмоции, "сокращая разрушительные и укрепляя конструктивные эмоции". Со времени окончания холодной войны, отметил Далай-лама, Россия стремится к тому, чтобы стать демократической, свободной страной. Более открытое общество, верховенство закона, всеобщие выборы – все это "очень позитивные знаки". "Я очень счастлив, – отметил он по поводу встречи с делегациями России и Монголии. – Все мы являемся представителями монголоязычных племен, последователями Будды". Хотя тибетцы здесь, как беженцы, бездомные, "помогаем, чем можем", продолжил он, отметив, что в тибетских монастырях Индии обучаются три тысячи тибетских монахов и 100 представителей России и Монголии, и, в частности, некоторые из калмыцких монахов уже получили ученое звание геше (доктора буддийской философии). Российские журналисты поделились своими впечатлениями о посещении в августе этого года так называемого Тибетского автономного района (ТАР) КНР. "Если говорить о духе, - заметили они, - то Тибет скорее представляется таким, как здесь, в Дхарамсале, чем как там, в Лхасе". Лхаса, по их словам, выглядит теперь скорее китайским городом, застроенным кварталами типовых зданий. Только небольшой монастырь Юмбулкан, где в удалении от столицы ТАР проживают всего восемь монахов, сохранился относительно нетронутым переменами, наложенными на регион китайской экономикой. Прежде Лхаса была городом с населением в 50-60 тысяч человек, отметил Далай-лама, теперь же там насчитывается 300 тысяч жителей, причем две трети из них – китайцы. Касаясь вопроса о печально известном указе №5 об упорядочении реинкарнаций "живых Будд", он заметил, что "это чисто религиозный вопрос", однако пекинские чиновники решили вмешаться в него, так как "испытывают страх, что Тибет отделится от Китая". Один из руководителей компартии Китая в Тибете недавно заявил, отметил Далай-лама, что самая главная угроза отделения Тибета от Китая заключается именно в буддизме. "Конечно, возможно", - так отреагировал Далай-лама на вопрос о возможности появления своего нового перерождения в России. "Если я умру, находясь вне Тибета, то по логике в новом перерождении должен продолжить работу, начатую в прошлом рождении", - сказал он. Следовательно, заключил Его Святейшество, "новая реинкарнация должна быть рождена вне территории Тибета". Приветствуя "братьев и сестер из России и Монголии", Далай-лама отметил, что у этих стран имеется "большой потенциал к созданию общества, основанного на сострадании". Им следует постепенно избавляться от ненужных конфликтов, включающих убийства, отметил он. В соответствии с буддийским учением, все явления в мире взаимосвязаны, а "следовательно, всякий человек, будь то политический или религиозный деятель, должен обладать целостной картиной мира". "Каждый из нас должен быть озабочен будущим шести миллиардов человек, живущих сегодня на нашей планете", - сказал Его Святейшество. "В течение всей своей жизни я придерживаюсь двух обязательств, - напомнил Далай-лама. - Это, во-первых, продвижение общечеловеческих ценностей – таких, как добросердечие и любовь. То, чему мы учимся у наших матерей". Этот путь, Его Святейшество называет светским. На этом пути мы вначале постигаем общечеловеческие ценности, тогда как религиозные убеждения приходят позже. Второе свое обязательство перед миром Далай–лама видит в продвижении религиозной гармонии. Религиозная вера все еще вовлечена в целый ряд конфликтов, происходящих в нынешнем мире, отметил он. Тибетский буддизм и буддийская культура могли бы стать, уверен он, полезным инструментом для укрепления религиозной толерантности и достижения мира. Сохранение тибетского буддизма и тибетской буддийской культуры (Далай-лама особо отметил, что разделяет буддизм и буддийскую культуру) является для духовного лидера тибетцев первым из трех важнейших аспектов тибетской проблемы. Второй аспект заключается в сохранении окружающей среды в регионе Тибета, где берут свое начало основные реки Азии. Третий аспект проблемы состоит в достижении доверия между двумя самыми густонаселенными странами континента – Китаем и Индией. Из-за страха перед внутренними конфликтами Китай вынужден дислоцировать в Тибете крупные армейские подразделения, вследствие чего Индия также вынуждена подтягивать к границе все больше военных формирований. Поэтому превращение Тибета в "зону мира", констатировал Далай-лама, становится насущной задачей, поскольку китайско-индийская нейтральная зона гарантировала бы отсутствие конфликтов между странами на этом континенте. "Мы не добиваемся независимости, - напомнил духовный лидер тибетцев, - мы готовы оставаться вместе с народом Китая. Мы добиваемся, чтобы Тибету предоставили реальную, подлинную автономию, и основы для такой автономии заложены в китайской конституции". В 1980-х была надежда выработать взаимоприемлемое решение, отметил Далай-лама, потом ситуация стала более напряженной. С 2002 по инициативе Далай-ламы проведены уже шесть раундов переговоров. К пятой встрече "установилось определенное доверие", однако на шестой встрече китайская сторона заняла более "твердолобую" позицию, усилив также репрессии в тибетских регионах КНР. "И, тем не менее, мы остаемся привержены политике срединного пути", - заявил духовный лидер тибетцев, удостоенный за последовательное продвижение миролюбивых инициатив Нобелевской премии мира. "Как я уже отчетливо заявил, - заметил Далай-лама по поводу предлагаемого им будущего статуса автономного Тибета, - оборона должна оставаться прерогативой центрального правительства в Пекине. Однако, - продолжил он, - с нашей точки зрения, Тибет должен стать демилитаризованной зоной. А затем и все страны, - убежден Далай-лама, - должны войти в "зону мира". Возможный путь к этому проходит, по его мнению, через объединение вооруженных сил. В частности, объединение вооруженных сил Германии и Франции является гарантией того, что эти страны уже никогда не вступят в вооруженный конфликт. "Как я уже говорил, штаб-квартира НАТО должна быть перенесена в Москву, - напомнил Далай-лама, - а штаб-квартира Европейского союза должна располагаться, например, в Польше". Вооруженные силы разных стран, считает Далай-лама, могли бы объединяться по регионам – в Латинской Америке, мусульманских странах Азии, Африке, затем в других частях света. Безусловно, до такого развития событий еще далеко, продолжил духовный лидер тибетского буддизма, "но лучше иметь это в виду". Валерий Никольский Фото: Игорь Янчеглов 1-2. Его Святейшество Далай-лама принимает российских журналистов в своей резиденции в Дхарамсале 3. Его Святейшество Далай-лама и журналисты Калмыкии 4. Благословение духовного лидера тибетского буддизма Смотрите также:Молебен о долголетии Далай-ламы: таинство продления жизни Далай-лама XIV: «Мы, тибетцы, несем ответственность за народы Монголии и буддийских регионов России…» «...И быстро приди к высшей духовной цели...» Приказал нам долго жить Вдали от родины |