Сохраним Тибет > Фрейд, Юнг, Фромм: буддизм в современной психологии

Фрейд, Юнг, Фромм: буддизм в современной психологии


2 марта 2008. Разместил: savetibet
В настоящее время многие ученые проводят параллели между буддизмом и психологией. Многие склонны утверждать, что буддизм - не просто религия, но целостная философия жизни. Мало кто знает, однако, что и сама психология, в своем становлении, испытала существенное влияние философии и практики буддизма.

Знаменитый австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939гг) – отец-основатель психоанализа и психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии. В 1935 году Джонс написал о нем: “Личное изучение Фрейдом религиозного опыта не дошло до восточных учений”. Однако колесо времени неумолимо катится, и в истории всплывает множество ранее не известных фактов. И теперь уже многие готовы не согласиться с мнением Джонса.

Когда психоанализ изучил все возможные человеческие инстинкты, ученые - психоаналитики оказались в «застое», и стало совершенно ясно, что сложившейся к тому времени технике психоанализа чего-то не хватает.

Обсуждая эту тему, швейцарский психоаналитик Людвиг Бицвангер как-то сказал Фрейду: «Может, проблема состоит в отсутствии духа? Пациентам сложно, а иногда и просто невозможно подняться до «духовного диалога» со своим психоаналитиком. Может ли этот барьер в общении послужить причиной сохранения болезни?» Кивнув, Фрейд сказал: «Да, дух – это все». Бицвангер был удивлен таким ответом, поскольку до этого момента все считали Фрейда «законченным материалистом». Бицвангер уточнил, не подразумевает ли он под духом – «ум», на что основатель психоанализа ответил: «Людям во все времена было известно, что они обладают духом. Я же просто показал, что существуют еще и инстинкты».

Зигмунд Фрейд был искренним ценителем философии Шопенгауэра, который в свою очередь черпал свое вдохновение в философских трактатах буддизма. И когда в своей работе Фрейд столкнулся с проблемой человеческого духа, он вступил в переписку со своим старым другом Роменом Ролланом – автором книги об индийском мистике - Рамакришне. В этой переписке Роллан многократно предлагал Фрейду изучить медитативные техники – взглянуть на них через призму психоанализа. Фрейда поначалу останавливал обывательский страх, но постепенно он и сам пришел к этому. В 1930-ом году Фрейд писал: «Сейчас я пытаюсь проникнуть в индийские джунгли. По правде говоря, мне нужно было решиться на это гораздо раньше…».

Фрейд заинтересовался философией буддизма. К его коллекции статуэток прибавилось несколько статуэток Будд, самая драгоценная из которых статуэтка Аволокитешвары. Эти статуэтки и теперь можно увидеть в венском доме - музее З.Фрейда по ул.Бергассе, дом 19.

Точно неизвестно, применял ли Фрейд буддийские концепции в психоанализе. Аналогична буддийской, тантрической практике «яб-юм» - «фалоцентрическая концепция Фрейда».

Но вероятней всего, Фрейду не были чужды занятия медитацией. Он описывал свой опыт применения различных дыхательных методик: «Особые методики дыхания, сосредотачивая наше внимание на телесных функциях, могут действительно разбудить в нас новые ощущения и чувство общности». Аналогия с медитативной техникой «самадхи» - очевидна! И это вовсе не удивительно. В то время многие известные психоаналитики, в частности, Ференци, Джонс, Александер, Левин, Грюненберг и другие, занимались буддийской практикой концентрации и даже пытались реализовать «самадхи»!

Ученые – психоаналитики в серьез заинтересовались медитативными упражнениями. На последнем психоаналитическом конгрессе, в котором принимал участие Зигмунд Фрейд, Александер поднимает тему о практике буддийской медитации и четко описывает состояние буддийского монаха, погрузившегося в глубокую концентрацию.

Фрейд не успевает подробно изучить философию и практики буддизма – он умирает в 1939 году. И не известно, к каким бы выводам он бы пришел, проживи он еще пару лет.
Но тема буддизма в психоанализе не осталась без внимания. Ее развивали и продолжают развивать многие ученые.
Франк Александер провел целое исследование буддийского тренинга.

Карл Густав Юнг (1875-1961гг) – первый президент психоаналитического общества, не только изучал концепции буддизма, но и, основываясь на них, создал целые направления в психоанализе. К примеру, на основе буддийской концепции «пяти скандх» Карл Юнг ввел в науку понятие «самости», которое со временем превратилось в целое направление психоанализа. Так же Юнг писал предисловия к разным буддийским изданиям.

Эрих Фромм (1900-1980гг) – основатель психоаналитического общества в Америке, в 1949 году провел целый семинар на тему: «Психоанализ и буддизм», который стал своего рода толчком к написанию целого труда с одноименным названием.

Таким образом, буддизм оказал огромное влияние на становление современного психоанализа, и многие ученые и поныне продолжают развивать эту тему.

Арши Чонгонов - гецул, студент монастырского университета "Дрепунг Гоманг"

ИСТОЧНИК:
www.buddhisminkalmykia.ru

Смотрите также:


Будда в каждом сознании

Семя сострадания в бурном потоке современной науки

Далай-лама интересуется мнением российских ученых

«Наука на перепутье»: доклад Его Святейшества Далай-ламы на ежегодной конференции Общества нейробиологов 12 ноября 2005 в Вашингтоне

«Наша вера в науку»: статья Его Святейшества Далай-ламы в New-York Times