Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Семя сострадания в бурном потоке современной науки28 февраля 2008 | Версия для печати
Научное мировоззрение для буддийских монахов
В 2006 году в американском университете Эмори была запущена программа, получившая название «Научная инициатива Эмори – Тибет». Поистине историческая программа тесного взаимодействия между современной наукой и тибетской формой буддизма была направлена на разработку новой дисциплины для буддийских монастырей, которую условно можно назвать «западным, или научным мировоззрением». У истоков идеи преподавания современной науки искушенным в хитросплетениях буддийской и индуистской философии тибетским монахам стоял глава тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама, личность неординарная во всех отношениях. Его многолетний и целенаправленный интерес к изысканиям современной науки для тибетского сообщества явление революционное, а для многих философов старшего поколения, предпочитающих не сходить с четко очерченного пути буддийской медитации, и вовсе нежелательное. Однако его лидерство неоспоримо, и пожилым монахам поневоле приходится привыкать к визитам весьма неожиданных гостей – людей в костюмах и галстуках, изъясняющихся в иных категориях, но проявляющих неподдельный интерес к тому, что изучается в стенах тибетских монастырей. Эмори и Дрепунг Лоселинг – карма сотрудничестваПроект «Научная инициатива Эмори – Тибет» стал результатом сотрудничества трех крупных организаций: американского университета Эмори, Библиотеки тибетских трудов и архивов и монастыря Дрепунг Лоселинг, где в прошлом месяце состоялось торжественное открытие нового храма, возможно, самого большого в Индии. Церемония открытия стала прекрасным поводом для многих знаменательных событий, в том числе и для презентации нового учебника по научному мировоззрению для буддийских монахов. Презентация получилась зрелищной и эффективной по любым меркам, ведь в эти дни в Дрепунге собралось свыше шестнадцати с половиной тысяч буддийских монахов и монахинь. Гари Хок, вице-президент университета Эмори, представлявший новый учебник на английском и тибетском, составляющий основу пятилетнего курса постижения современной науки в тибетских монастырях, начал свое выступление с весьма неожиданных для ученого аналогий. «Многие из вас, - сказал он, обращаясь к многотысячной аудитории монахов и монахинь, - никогда не слышали о нашем университете и потому не знают о причинах, побудивших нас начать сотрудничество с тибетским сообществом в изгнании. Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов Лакпа Дордже напомнил мне вчера о таком понятии, как карма, или судьба. И мне интересно рассмотреть наше сотрудничество в этом ключе». Эмори был основан в 1836 году. По сравнению с монастырским университетом Дрепунгом Лоселингом с его многовековой и богатой событиями историей, это учебное заведение можно назвать сравнительно молодым. Основатели Эмори были христианами-методистами и едва ли оперировали таким понятием, как карма. «Скорее, они сказали бы здесь о провидении или деснице господней, - заметил Хок. – Но, словно хорошие буддисты, они были убеждены в том, что благие дела и мысли, а также истинная вера, непременно увенчаются духовными заслугами». С момента основания университета преподаватели Эмори искренне верили, что только образование способно воспитать добродетельного человека, который сможет посвятить свой интеллект служению человечеству. «В буддийской терминологии это означало бы готовность помогать другим избавиться от страданий», - добавляет Хок. Это присущее обоим - таким разным на первый взгляд - университетам «стремление воспитать доброе сердце и совершенный ум» он назвал одним из главных звеньев «благой кармы, повлекшей за собой сотрудничество между Эмори и Тибетом». Другое ее звено – усилия людей особого склада, способных впитать революционные идеи Его Святейшества Далай-ламы и вывести их на уровень материального воплощения. В данном случае такими людьми оказались тибетский геше (доктор буддийской философии) Лобсанг Тензин и американец доктор Роберт Пол. Профессор Пол, посвятивший долгие годы изучению психологии и тибетского буддизма, оказал значительное влияние на существующее в западном обществе понимание сознательного и бессознательного поведения. Геше Лобсанг Тензин, завершивший традиционный курс обучения в тибетском философском университете Дрепунг Лоселинг, намеревался пройти обучение в Эмори по теме «Сравнительный анализ концепции эмоций в западном и тибетском сообществе». Совершенно естественным образом его наставником в Эмори стал Роберт Пол. «Сотрудничество между Эмори и Тибетом выросло из тех семян, которые были засеяны тогда, во время бесед между профессором Полом и геше Лобсангом Тензином», - говорит Хок. В 1995 году, когда Его Святейшество Далай-лама прибыл с визитом в Атланту, ученые из Эмори попросили у него благословения на начало сотрудничества с тибетским сообществом в изгнании. К всеобщей радости, Далай-лама согласился, посоветовав не браться сразу за большие проекты, но двигаться постепенно, шаг за шагом. Партнерство вылилось в совместную работу по целому ряду направлений: в области психологии и медицины, философии и истории, искусств и ремесел. «Мы надеемся, что современная наука, которая оказалась весьма эффективной в разгадывании тайн материального мира, будет полезна и для тибетских буддийских монастырей. Мы же, со своей стороны, готовы учиться у вашей древней благородной традиции, черпая знания о внутреннем мире человека, о его сознании», - подводит итог вице-президент университета Эмори, присвоившего Его Святейшеству Далай-ламе звание почетного профессора. Река или маленький ручеек?Символом той поддержки, которую сотрудничеству между Эмори и Дрепунгом Лоселингом оказывает тибетское правительство в изгнании, стало присутствие на презентации нового учебника по научному мировоззрению для монахов премьер-министра профессора Самдонга Ринпоче. Между тем, профессора Самдонга Ринпоче, одного из наиболее ярких тибетских лам нашего времени, по его собственному признанию, нередко обвиняют в «неуважении к современной науке». И, действительно, призывая монахов изучать основы научного мировоззрения, он в основном руководствовался соображениями жесткой прагматики - монах должен понимать язык науки, в противном случае, несмотря на многолетнее изучение сложнейшей философии буддизма, он не сможет донести свои мысли до современного мира. «Получится, как в тибетской поговорке, - говорит он. – «Переплыл реку, да потонул в ручейке». Вы станете давать глубокие поучения, но ваши объяснения породят лишь недопонимание и противоречия». Еще одна причина, почему монахам имеет смысл изучить современную науку, звучит довольно неожиданно: для того, чтобы победить слепую веру в нее. «В религиозных верованиях, - сетует премьер-министр, - люди нередко опираются на слепую веру. Казалось бы, наука - лучшее средство для ее искоренения. К сожалению, до сего дня наука так и не смогла побороть слепую веру в религию. Напротив, она породила в людях слепую веру нового типа – слепую веру в науку. Люди начинают идти за наукой слепо, не понимая, как она обосновывает ту или иную концепцию». Выступление Самдонга Ринпоче можно назвать симптоматичным, ибо оно позволяет вскрыть многослойный пласт сомнений, которые буддийское духовенство старшего поколения питает в отношении феномена современной науки. Впрочем, те сомнения, которые озвучил премьер-министр тибетского правительства, звучали весьма убедительно. Его главный довод – современной науке недостает сострадания. Она бездумно порождает одно технологическое новшество за другим, нисколько не беспокоясь о том, какими трагедиями могут обернуться ее изыскания. Хрестоматийный пример – Хиросима и Нагасаки. С точки зрения Самдонга Ринпоче, чем ближе соприкасаются сегодня наука и буддизм, тем лучше. Ведь это дает надежду на то, что порождаемые наукой новые технологии в будущем окажутся более конструктивными. «Если заронить в поток науки семя сострадания, это будет весьма благоприятно», - говорит он. Космология, нейробиология и наука о жизниСклонны ли мы считать современную науку рекой или маленьким ручейком, она несет свои бурные воды в древние тибетские монастыри, предлагая новый, подчас неожиданный, взгляд на темы, которые веками изучали буддийские монахи. Председатель «Научной инициативы Эмори – Тибет» геше Лобсанг Тензин и помощник декана по науке в Эмори Прита Рам больше года обсуждали программу преподавания научного мировоззрения в тибетских монастырях. По словам Приты Рам, поначалу перед преподавателями Эмори стояло множество почти неразрешимых вопросов: «Кто будет учить монахов? Разве можно донести до них научные представления о мире? Как выбрать те области науки, которые стоит разъяснять?» Ведь излагать теорию Дарвина людям, которые верят в реинкарнацию, - занятие непростое и требующее осторожности, говорит она. Отдавая отчет в очевидных различиях между двумя мирами и опираясь на руководство Его Святейшества Далай-ламы, сотрудники «Научной инициативы Эмори – Тибет» решили сфокусировать свое внимание на трех главных темах: космологии, нейробиологии и том, что они называют «наукой о жизни». Они предполагают начинать преподавание с изложения общих тем, постепенно переходя к деталям. «Нашу образовательную программу можно сравнить с движением по спирали, - говорит Рам. – Преподавая космологию, мы начинаем с основополагающих тем, таких как теория Большого взрыва. Мы отвечаем на вопрос о происхождении, а затем движемся по спирали – разъясняем, что такое материя; изучаем элементы, то есть переходим с макроскопического уровня на микроскопический». Раздел «Наука о жизни» начинается с объяснения концепции времени и ее связи с эволюционным развитием. В его преподавании ученые планируют отталкиваться от базовых знаний по теории Большого взрыва, которые будут получены монахами на уроках по космологии. На последующих этапах разъясняется клеточная и молекулярная биология. Главной темой на уроках по нейробиологии будет мозг как материальное вместилище сознания. По словам Приты Рам и Лобсанга Тензина, эта тема может вызвать самые жаркие дискуссии среди монахов, потому что классическое монастырское образование уделяет ей особое внимание. Они не видят ничего страшного в том, что научное объяснение может расходиться с монастырским. «Вполне возможно, что эти уроки помогут монахам укрепиться в буддийских концепциях и буддийской практике, - говорит Рам. – Ведь монахи больше всего любят жаркие философские диспуты и обсуждения». «Наша цель не только в том, чтобы обучить монахов, - добавляет Лобсанг Тензин. – Мы хотим подлинного взаимодействия между двумя мирами, чтобы буддийские философы и ученые получили представление о концепциях, практиках и методологиях, применяемых противоположной стороной». Ученые и философы с большой буквыЕго Святейшество Далай-лама встретил публикацию нового учебника по научному мировоззрению для монахов с присущей ему искренней радостью. «Я не ожидал столь стремительного и колоссального прогресса», - заявил он. На презентации новой дисциплины он выступал сразу после Самдонга Ринпоче, отметив, что тот «самым серьезным образом изложил свои научные воззрения». «Некоторые из его взглядов могут не совпадать с моими, - заметил Далай-лама с улыбкой. - Однако различие во взглядах необходимо. Ведь, если, анализируя то или иное явление, мы будем то и дело соглашаться друг с другом, то лишь потратим время впустую. Это четко описано в буддийской философии, основанной на традиции глубокого анализа». «Если вы станете смотреть на один и тот же предмет под разными углами, - говорит Далай-лама, - то, конечно, увидите его по-разному. Однако, если вы сумеете принять во внимание все его аспекты, то получите целостную картину». Для того, чтобы уйти от отрывочных, фрагментарных представлений об окружающем мире и получить целостную картину, необходима непредвзятость. Именно эта черта восхищает духовного лидера буддистов в ученых, с которыми в последние годы он часто встречается в рамках научных конференций, посвященных исследованию человеческого сознания. «Цель ученых, - говорит он, - понять окружающую действительность. Те выводы, к которым приходит наука, - это достоверные и надежные знания. Даже если миллионы разных людей будут проводить эти исследования, то, в конечном итоге, они все равно придут к одинаковым выводам». Прежде наука и религия были совершенно разными дисциплинами, но сегодня, по словам Далай-ламы, появилась некоторая основа для сотрудничества. Непредвзятые ученые нашли в себе силы признать, что современная наука, достигшая небывалых высот в исследовании материального мира, делает лишь первые шаги в изучении человеческого сознания. Восточные религии, и в особенности тибетская форма буддизма, в этом направлении ушли далеко вперед, и потому результаты их экспериментов, продолжающихся не одно столетие, представляют большой интерес. «Тибетский буддизм наглядно доказывает, что медитация способна оказать существенное влияние на функционирование сознания, - говорит духовный лидер тибетского буддизма. - Принимая во внимание этот факт, нейробиологи и врачи стали интересоваться тем, как сознание объясняется с точки зрения буддизма. Они почувствовали, какая глубина кроется в буддийских концепциях и решили, что им есть чему поучиться у буддийских философов. Пришло время для сотрудничества между буддизмом и современной наукой, и мы не должны останавливаться на взаимодействии между отдельными монахами и отдельными учеными. Нам необходимы образовательные центры, институты, которые смогут стать площадкой для такого рода обменов». Сотрудничество между американским университетом Эмори, Библиотекой тибетских трудов и архивов и монастырем Дрепунг Лоселинг – пример взаимодействия на институциональном уровне. Разработанный ими пятилетний курс по научному мировоззрению для буддийских монахов стал результатом целого ряда совместных семинаров, которые позволили отшлифовать методику преподавания. Семинары для представителей монашеских общин, проявляющих интерес к науке, оказались полезными и познавательными не только для монахов, но и для самих ученых, выступавших в роли их преподавателей. Заметим, за партами оказались монахи, отдавшие изучению буддийской философии не один десяток лет. «Ученые, которые преподавали монахам научные дисциплины, сочли, что это весьма интересный опыт, - говорит Далай-лама, - ведь у монахов пытливый ум, они склонны к глубокому анализу». Именно эта склонность к глубокому и объективному анализу оказалась способной сблизить две, казалось бы, совершенно разные традиции – западный научный мир и тибетский буддизм. В подтверждение этой мысли Далай-лама приводит слова основателя школы Гелуг ламы Цонкапы, обращенные к тибетским монахам: «Если вы хотите изучать ту или иную область, то должны подходить к этому с большой степенью объективности». Эти слова, прозвучавшие свыше шестисот лет назад в далеком монастыре в горах Тибета, вполне могут быть отнесены и к ученому миру. Получается, что наука и буддийская философская мысль во многом опираются на схожие принципы. «Когда вы изучаете тот или иной предмет, - говорит Далай-лама, - вам необходима открытость. Вы должны отдавать себе отчет в том, что возможно все: и позитивное, и негативное. Вы не должны цепляться за жестко фиксированные идеи». На этапе анализа, считает он, ученый может целиком отдаться вдохновению и духу чистого исследования. «Когда вы проводите анализ, то можете позволить себе не думать об этической стороне вопроса, - утверждает Далай-лама. - Но когда вы получили тот или иной результат, то необходимо рассмотреть, отвечает ли он этическим нормам, и допустимо ли его применение в современном мире». Как и премьер-министр Самдонг Ринпоче, Его Святейшество Далай-лама, много размышляет об этической стороне научных исследований. Именно нравственную составляющую буддизм мог бы привнести в научный мир, хотя было бы слишком самонадеянным ожидать, что буддизм кардинально изменит этические основы науки. Как бы то ни было, говорит Далай-лама, среди ученых все чаще находятся те, кто начинает признавать, что наука должна основываться на любви и сострадании. И потому он не считает науку и буддизм областями диаметрально противоположными. «Мне доводилось слышать, будто наука - убийца религии, - говорит он. - Мне говорили, если следуешь науке, то придется отказаться от религии. Я с этим совершенно не согласен. Наука ищет ответа на вопрос, что представляет собой окружающая действительность? Этот же вопрос ставит и буддийское учение. Будда призывал к исследованию реальности; Нагарджуна, его духовный ученик говорил, что мы должны опираться на объективные исследования, а не на собственные выдумки и искаженные представления». «Ученые с большой буквы и истинные буддийские философы действуют на одной волне, ибо и те, и другие ищут истину», - утверждает духовный лидер тибетского буддизма. Юлия Жиронкина Фото: Игорь Янчеглов www.savetibet.ru – Сохраним Тибет! Фото: 1. Его Святейшество Далай-лама просматривает новый учебник по научному мировоззрению для монахов 2. Новый молитвенный зал монастыря Дрепунг Лоселинг 3. Гари Хок, вице-президент университета Эмори 4. Монахи, получившие ученую степень геше (доктора буддийской философии), на церемонии вручения дипломов о завершении классического буддийского образования 5. Премьер-министр тибетского правительства в изгнании профессор Самдонг Ринпоче 6. Геше, доктора буддийской философии, получают дипломы о завершении образования в присутствии Его Святейшества Далай-ламы 7. Его Святейшества Далай-лама и помощник декана по науке в Эмори Прита Рам 8. Далай-лама представляет монахам новый учебник по научному мировоззрению 9. Благоприятные молитвы на презентации новой научной дисциплины для буддийских монастырей 10. Его Святейшество слушает выступление ученых Смотрите также:Будда в каждом сознании Далай-лама интересуется мнением российских ученых «Наука на перепутье»: доклад Его Святейшества Далай-ламы на ежегодной конференции Общества нейробиологов 12 ноября 2005 в Вашингтоне «Наша вера в науку»: статья Его Святейшества Далай-ламы в New-York Times Просмотров: 8819 | Тэги: Тибет в изгнании, Тибет в эмиграции
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |