Сохраним Тибет > Буддийская монахиня Тензин Чойдрон: комментарий к «шутке», прозвучавшей в программе «Новостя» (телекомпания ТНТ)
Буддийская монахиня Тензин Чойдрон: комментарий к «шутке», прозвучавшей в программе «Новостя» (телекомпания ТНТ)4 ноября 2008. Разместил: savetibet |
Мы знаем, что происходит, когда западные интеллектуалы позволяют себе оскорблять религиозные чувства мусульман. Вспомним хотя бы историю с публикацией шаржа известного художника на пророка Мухаммеда и то, какую большую волну возмущения вызвало это у всего мусульманского мира! Мы можем представить реакцию православных верующих, если бы кто-то осмелился на всю страну высмеять Патриарха всея Руси и, тем более, изобразить его в голом виде. Поэтому это естественная реакция со стороны бурятских буддистов – чувство возмущения по поводу столь циничного оскорбления в адрес Его Святейшества Далай-ламы XIV, прозвучавшего по одному из центральных телеканалов под видом шутки из уст мультипликационного персонажа. Не удивительно, что многие люди чувствуют себя задетыми не только в своих религиозных, но и гражданских чувствах. За подобной выходкой скрывается не только отсутствие всякого уважения авторов программы «Новостя» к персоне Его Святейшества Далай-ламы, но и к буддизму как одной из традиционных конфессий России и к его последователям, живущим не только в трех буддийских республиках, но и во многих других регионах страны. Нужно ли говорить о том, что Его Святейшество Далай-лама – это не только глава одной из мировых религий и персона, священная для многих народов, но и один из великих людей современности. Он снискал глубокое уважение всего планетарного сообщества за свои личные качества, добросердечие и мудрость, за неустанный труд по сохранению общечеловеческих ценностей и базовой человеческой духовности. Это – не тот объект, высмеивание которого может послужить общему благу и составить кому-то хорошую репутацию.
Выходку авторов программы «Новостя» кто-то, возможно, сочтет просто неудачной шуткой не очень умных людей, которые кое-чего недопонимают и которым не хватает душевной тонкости и такта. Но даже если этим людям не хватает духовности и мудрости, всё же они должны нести ответственность за то, что им не хватает профессионализма вообще и особенно – профессиональной этики. Я хочу понять, почему вообще на российском телевидении стало возможным нечто подобное? Думаю, что столь оскорбительная выходка журналистов ТНТ в связи с последним заявлением Его Святейшества Далай-ламы о том, что он не имеет более сил продолжать свой Срединный подход в тибетском вопросе, стала возможной на фоне общего отношения официальной Москвы к Его Святейшеству и тибетскому вопросу. А это отношение сформировано под влиянием и давлением руководства КНР. Буддийская община «Ногоон Дара Эхэ (Зеленая Тара) проводила неоднократно акции солидарности с Тибетом и мероприятия, направленные на привлечение внимания российской общественности и руководства России к мирным усилиям Его Святейшества Далай-ламы по решению тибетского вопроса. Мы проводили также сбор подписей под письмами к Президенту России с требованием выдачи въездной российской визы Его Святейшеству. Мы обращались с письмами в адрес В.В. Путина и Д. А. Медведева с просьбой стать посредниками между Далай-ламой и правительством КНР, мотивируя свои обращения тем, что бурятский и тибетский народ – это духовные братья, и судьба Тибета вызывает у нас серьезную озабоченность. В ответ на наши письма заместитель директора первого департамента Азии МИД России Е. Томихин известил нас в письме от 30 июля 2008 г., что, «согласно статье 4 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем от 16 июля 2001 года, «российская сторона поддерживает политику китайской стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Китайской Народной Республики». Письмо Е. Томихина заканчивалось словами: «В последнее время после известных событий в Тибетском автономном районе КНР в марте с. г., а также имевших место в ряде стран мира многочисленных попыток сорвать эстафету олимпийского огня произошел новый виток обострения отношений между Пекином и Далай-ламой. В этой связи полагаем, что любые попытки третьих стран, включая Россию, повлиять на ход возобновленных контактов Далай-ламы с представителями китайских властей (в мае и июле уже состоялись две встречи) были бы контрпродуктивны, поскольку вызвали бы однозначную реакцию отторжения в КНР и крайне негативно сказались бы на общей атмосфере российско-китайских отношений». Таким образом, в силу этого действующего договора, Москва неуклонно проводит прокитайскую политику в вопросе о Тибете. И эта политика четко прослеживается во центральных и региональных СМИ. Несмотря на то, что Далай-лама уже много лет назад отказался от борьбы за независимость Тибета и пытается убедить руководство КНР согласиться на компромисс – реальную автономию Тибета в составе его трех исторических провинций, Москва делает вид, что не слышит Далай-ламу и ничего не знает о целенаправленном уничтожении китайцами буддийской цивилизации Тибета. Более того, Москва была бы рада, если бы в России утвердился статус российского буддизма как «автокефальной церкви», не зависимой от духовного руководства Далай-ламы. Но историю не перепишешь: российские буддисты получили из рук тибетских Лам Учение Будды, и у нас есть сыновний долг по отношению к Тибету как духовной матери. Конечно, Его Святейшество был все эти годы не одинок в своей мирной борьбе за Тибет: его поддерживало и поддерживает большая часть тибетской эмиграции, по всему миру есть друзья Тибета, и многие всемирно известные ученые, артисты, дипломаты, политики и государственные деятели понимают и поддерживают Срединный подход Далай-ламы в тибетском вопросе. Но фактом является и то, что мир не оказал до сих пор той поддержки Его Святейшеству и тибетскому народу в его ненасильственной борьбе за право сохранения своей цивилизации, основанной на буддийском мировоззрении, которую мог и должен оказать. И на глазах у всего мира его уже почти полностью проглотил китайский дракон. Несмотря на то, что Его Святейшество все эти годы был последователен в своей политике, основанной на принципе ненасилия, и сдерживал «горячие» головы, готовые действовать ради свободы Тибета более жесткими способами, коммунистическое руководство Китая до сих пор не сделало ни одного честного хода. Ни одного шага навстречу предложениям Его Святейшества, а одни лишь необоснованные обвинения его в «сепаратизме» и других грехах, вплоть до того, что именно Далай-ламу оно винит в организации протестов внутри Тибета. Вряд ли мы способны представить, что чувствует Его Святейшество. Что может он чувствовать, не видя ни со стороны Китая, ни со стороны мирового сообщества, в лице ведущих держав, какой-либо реакции на свои предложения, в то время как народ Тибета продолжает страдать и продолжает разрушаться его этническая и духовная идентичность, а срок жизни Его Святейшества неуклонно истекает? В свое время царская Россия предала Тибет, а вместе с Тибетом и своих инородцев, исповедующих тибетскую форму буддизма, когда перед лицом надвигающейся экспансии Китая и угрозы потери государственного суверенитета Тибета Его Святейшество Далай-лама XIII при посредничестве Агвана Доржиева обратился к России с прямой просьбой о помощи и покровительстве. Несмотря на многократные обращения Тринадцатого Далай-ламы к России, царь и царское правительство остались безучастны к судьбе Тибета. Но не только Россия, на которую такие большие надежды возлагал Тибет в начале XX века, но и другие страны не сделали в свое время ничего, чтобы предотвратить оккупацию Китаем Тибета, а после китайского вторжения они также ничего не сделали, для того чтобы остановить культурный, духовный и этнический геноцид тибетского народа. Поэтому мы все виновны в трагедии Тибета. И мы платим черной неблагодарностью Его Святейшеству Далай-ламе и Тибету за то духовное богатство, те бесценные сокровища буддизма, которыми Далай-лама и другие тибетские Ламы щедро делятся с нами, со всем миром. Все мы, бездействующие и замкнутые на своих собственных интересах люди, невольно подтолкнули своим равнодушием Его Святейшество к тому решению, которое он объявил 25 октября в Дхарамсале. Он сказал, что отказывается от дальнейших усилий на Срединном пути, и попросил тибетский народ решать, как продолжать диалог с китайскими властями. Подвергать осмеянию трагедию Его Святейшества Далай-ламы и Тибета – это низко, подло, бесчестно. Это не делает чести телекомпании ТНТ, чьи журналисты, авторы «шутки», оказались настолько непрофессиональными и безнравственными людьми. Это не делает чести телекомпании «Ариг Ус», чьи сотрудники пропустили на своем канале эту гадость. Будет правильно, если буддисты, в лице религиозных организаций и отдельных персон, подадут иск в суд за оскорбление персоны Его Святейшества Далай-ламы и религиозных чувств верующих. Монахиня Тензин Чойдрон (д. филос.наук И.С. Урбанаева) Улан-Удэ, Бурятия Смотрите также: Узнаем ли мы Будду, если он придет? Около 200 человек приняли участие во всемирном молебне в Бурятии Фоторепортаж: В Бурятии прошел митинг, посвященный дню рождения Панчен-ламы Фоторепортаж: В Бурятии прошел молебен о погибших в Тибете В Бурятии состоялась вторая по счету акция в поддержку Тибета и Далай-ламы В столице Бурятии состоялся пикет в поддержку народа Тибета и Далай-ламы |