Сохраним Тибет > Кармапа. Пробуждение сердца просветления

Кармапа. Пробуждение сердца просветления


15 февраля 2010. Разместил: savetibet


Лекция в Нью-Йорке, Hammerstein ballroom, 18 мая 2008 г.

Перевод: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский


Другие лекции из цикла "Сердце просветления":

Как встречать трудности с мудростью?

Как прорваться сквозь завесу запутанности

Эмоции как произведения искусства

Я впервые нахожусь с визитом в Нью-Йорке и в Соединенных Штатах Америки в целом. Я искренне рад, что мне выпала эта возможность выступить перед вами с краткой беседой о Дхарме. Так много слушателей собралось здесь сегодня, и я хотел бы тепло поприветствовать всех вас.

Пожалуй, имеет смысл начать с объяснения – с ответа на вопрос: зачем я приехал сюда? И почему мне понадобилось тотчас же выступать с беседой о Дхарме перед столь обширным собранием людей? Я нахожу, что и мне самому важно найти ответы на эти вопросы.

Предыдущий, 16-й Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже неоднократно посещал Америку. В этой стране у него было много учеников, а также немало буддийских центров. Среди многочисленной аудитории, собравшейся здесь сегодня, многим, наверняка, доводилось встречаться с 16-м Кармапой.

Поскольку я ношу титул 17-го Кармапы, то считаю своей обязанностью продолжать начинания 16-го Кармапы. Поэтому я прибыл сюда, дабы излагать Дхарму сообразно деяниям 16-го Кармапы. Мне показалось важным подчеркнуть это в самом начале.

Я полагаю, что тибетский буддизм в полной мере отвечает духу современной эпохи. Будучи не только религией, он может многое предложить людям, устремленным к поиску знаний и проявляющим интерес к вопросам нравственного поведения. В этих областях он играет весьма значимую роль. Именно по этой причине Его Святейшество Далай-лама предпринимает обширные поездки по многим странам мира. Он неоднократно бывал и в Америке. Утверждая, что буддизм может быть полезен для повышения нравственности, уровня образования и общей культуры, он преподал множество учений о том, как применить заложенную в буддизме мудрость для преодоления многочисленных трудностей, с которыми мы сталкиваемся в наши дни.

Являясь тибетским ламой 21-го века, я считаю своим долгом излагать буддийское учение не только с позиций религии, но также рассказывать о том, чем оно может быть полезно в области образования, а также для формирования позитивного образа действий, отвечающего духу 21 века.

Я считаю, что лучше всего излагать буддийские учения так, чтобы все люди, вне зависимости от их религиозной принадлежности, могли изучать их и обсуждать.

Как все вы знаете, сложившееся на сегодняшний момент положение дел в Тибете, является предметом пристального внимания граждан всего мира. За пределами Тибета действует немало объединений, посвятивших себя делу сохранения тибетской культуры. Я считаю, что наиболее важным вкладом каждого тибетца, обеспокоенного будущим Тибета, является сохранение тибетской Дхармы и тибетской культуры. Буддийская Дхарма – это особая составляющая, это корень тибетской культуры. Среди тибетцев найдутся те, кто обладает превосходным знанием Дхармы и глубоким опытом применения духовных практик. Однако далеко не каждый способен достичь этого уровня. Есть тибетцы, чьи познания в буддийской Дхарме весьма отрывочны. В любом случае для тибетцев естественно опираться на Дхарму и питать убежденность в действенности принципов ненасилия и терпения. У всех тибетцев есть условия, способствующие воспитанию этих качеств. А потому мы должны прилагать усилия для укрепления принципов ненасилия и терпения. Те, кто поддерживает дело борьбы за свободу Тибета, могут оказать свою помощь и в этом аспекте, если будут выполнять практики ненасилия, терпения, любви, доброты и сострадания. Люди, практикующие Дхарму, также могут внести свой вклад, развивая эти качества. Это лучшее, что мы можем сделать, если хотим, чтобы у Тибета было будущее,

Я лишь позавчера прибыл в Америку, и потому для меня нелегко говорить о текущей ситуации в Тибете, за которой многие из вас следят с пристальным вниманием – ведь моему уму не достает ясности после длительного перелета. Однако я постараюсь справиться с этой задачей. Откровенно говоря, я поражен тем, что мне посчастливилось оказать духовную помощь значительному числу американцев буквально сразу же по прилету в эту страну. Какая чудесная возможность! Пожалуй, даже американцам она выпадает не слишком часто.

Прежде всего, необходимо разобраться, какой смысл заключен в словах «Просветление» и «Освобождение». Людям, подобным нам с вами, очень трудно поверить в нечто, лежащее за пределами проявлений этой жизни. Нам трудно представить, что нас ждет следующая жизнь, не говоря уже о тех, что последуют за нею. Мы можем говорить, что Просветление - это состояние, которое достигается после длинной вереницы последовательных рождений. Но учитывая недостаточную уверенность в самом факте существования следующих жизней, насколько эффективным будет для нас такой подход к Просветлению? А потому , чем думать о Просветлении как о некоей далекой перспективе, относящейся к области следующих жизней, лучше поразмышлять о том, как применить идею Просветления в этом рождении; том, какие виды счастья доступны нам в этой жизни.

Вчера я впервые вышел на улицу, чтобы познакомиться с жизнью Нью-Йорка, и заметил, до чего перегружены работой и суетой люди и всё, что их окружает. Не только люди – но и машины, и даже дома находятся в жесткой конкуренции друг с другом, соревнуются, какой из них выше. И потому нам нужно задаться вопросом – а есть ли место самому понятию Просветления в нашей каждодневной жизни в атмосфере занятости и суеты? Как можем мы посвятить себя практикам, ведущим к Просветлению, если мы живем в такой обстановке? Есть ли у нас вообще на них время? Можем ли мы их выполнять? Можно ли достичь Просветления в большом городе? Или же нам нужно удалиться в такое местечко, как Дхарамсала, откуда я приехал – туда, где люди не так перегружены делами, и у них не так уж много занятий? Нам нужно всерьез поразмыслить над этим вопросом.

Говоря о себе, я могу заметить, что моя жизнь очень похожа на вашу. Конечно, мне не приходится суетливо бегать по делам за пределами своего монастыря. Но в его стенах у меня много дел и суеты. Так что мы с вами в одинаковом положении. И хотя моя жизнь перегружена всевозможными делами, я несу на себе ответственность духовного лидера. А потому, как бы ни складывалась моя жизнь, у меня нет иного выбора, кроме как посвятить себя пути к Просветлению. Вся сложность в том, что я не могу выкроить специальное время, которое я бы мог целиком посвятить практике. С одной стороны, Кармапа известен как святой, собравший за множество жизней большие накопления заслуг и мудрости и пришедший к духовным достижениям высокого уровня. Так ли это - я не знаю, но мне доподлинно известно, что в этой жизни у меня не так много возможностей для приумножения духовных накоплений. Я бы не против совершить обхождения святых объектов – но мне нечего обходить. У меня нет времени на простирания. Итак, поскольку мы с вами находимся в равном положении, то, на мой взгляд, было бы полезно, если бы я рассказал вам о своем подходе к таким понятиям, как практика и Просветление – хотя, как и ваша, моя жизнь перегружена делами и проблемами.

Но прежде чем я начну говорить о Просветлении, давайте подумаем о самых базовых потребностях нашей жизни. Какой бы занятой и суетной ни была наша жизнь, очень важно старательно добиваться внутренней стабильности и покоя. Нас может захлестнуть поток бурных событий, но нужно всегда сохранять внутренний покой – хотя бы его глубинную основу. Это важно.

Мы не только перегружены делами – нам приходится то и дело разбираться с широким разнообразием проблем и ситуаций. А порой на нашу долю выпадают такие трудности, что нам кажется, что нам попросту с ними не справиться. Проблемы приобретают такой размах, что перевешивают наши возможности найти выход из сложившейся ситуации. Но даже в этом случае очень важно сохранять глубинный внутренний покой вне зависимости от того, удастся ли нам решить создавшуюся проблему или нет.

Обычно в этой связи я привожу такой пример. Представьте себе отражение тяжелого предмета в зеркале. У вас в руках может быть довольно тяжелый предмет – весом в 50 или 100 килограммов. Но каким бы тяжелым он ни был, этот вес ни коей мере не передается отражению в зеркале. Зеркало лишь безошибочно отражает образ объекта, но его нисколько не «отягощает» его вес. Вот и мы то и дело сталкиваемся с трудными жизненными ситуациями; мы ничего не можем сделать для их предотвращения и зачастую не способны изменить ход вещей. Однако, с моей точки зрения, будем ли мы «отягощены» бременем тяжелых ситуаций или нет, зависит от нас. Это не предрешено заранее.

В этом состоит основной подход к жизненным проблемам. Однако в чем источник необходимого здесь мужества или энергии? Можно называть это мужеством, силой духа или броней терпения… На Западе, и в особенности в Соединенных Штатах, налицо очевидный материальный прогресс. У нас складывается впечатление, что нам доступно все, что нам необходимо. И одновременно с этим, параллельно присутствует ощущение, будто нам чего-то не хватает… Что-то очень важное не присутствует в нас в полной мере. Это влечет за собой довольно занятное положение вещей. На внешнем уровне – всего вдоволь, и в этом смысле у нас не так много возможностей практиковать терпение. Потому что как только нам что-то понадобилось, мы можем это потребовать и получить. Но поскольку материальное благополучие не способно заполнить все зияющие пустоты, то, стоит нам столкнуться невозможностью получить желаемое, и нам становится крайне трудно это пережить.

На самом деле, если мы внимательно рассмотрим свою жизнь, то найдем множество областей, где наблюдается, скорее, недостаток, нежели изобилие. Помня об этом, крайне важно развивать в себе способность сохранять терпение.

Позвольте подчеркнуть – я не отождествляю терпение со способностью пассивно принимать ту или иную неблагоприятную ситуацию, или, сжав зубы, смиряться с тем, что все идет не так, как нам хотелось бы. Если бы я придерживался такого подхода, то, скорее всего, никогда бы не приехал в Соединенные Штаты. Если бы я просто говорил: «Ну вот, опять не получилось… Что поделаешь...», то так бы и не выехал за пределы Индии.

Терпение, о котором я говорю, - это умение черпать силы в самом себе. Это терпение, которое взывает к источникам нашей врожденной силы. Это терпение, которое позволяет нам точно оценить сложившуюся ситуацию и правильно на нее отреагировать. Для того чтобы сделать это, необходимо опереться на внутреннюю решимость или сильную мотивацию. Если у нас есть твердое намерение вывести на передний край свою внутреннюю силу, то тогда наше устремление к Просветлению, к Освобождению и покою ума сможет принести плоды и не останется на уровне одних только надежд и пожеланий.

Тем не менее, когда мы принимаем решение сосредоточить свою энергию на практике подобного рода, нужно избегать чрезмерно «серьезного» отношения к собственным действиям. У нас может быть много энергии, которую мы хотели бы направить на практику, но если мы будем относиться к своей практике слишком серьезно, то порой можем свести на нет всю эту энергию собственной серьезностью.

Представим, что у нас ярко выражено такое омрачение, как гордыня. Мы можем поставить целью преодоление этой гордыни с помощью применения противоядий. Если мы будем принимать свою практику слишком серьезно, то тогда, выбрав необходимое противоядие, мы скажем себе: «Я применю это противоядие для преодоления омрачение гордыней».

Проблема в том, что пока мы будем тратить все свои силы на подготовку применению противоядия, наша гордыня будет разрабатывать свой собственный хитроумный план. Наша гордыня прекрасно знает, чего мы хотим добиться применением противоядия, и ведет соответствующие приготовления. К тому моменту, как мы будем готовы применить противоядие, мы обнаружим, что гордыня уже «обманула» противоядие и завела с ним дружбу, перетянув его на свою сторону. И тогда нам останется лишь удивляться – куда подевалось наше противоядие? А гордыня так и останется целой и невредимой.

Итак, с одной стороны, очень хорошо, если мы серьезно относимся к собственной практике Дхармы. Придерживаясь традиционного подхода, мы должны четко определить, что мы - на стороне противоядия и хотим преодолеть омрачение, занимающее сторону тех сил, от которых мы хотим избавиться. Все это так. Но в то же время омрачения, присутствующие в нашем уме, чрезвычайно могущественны. Они не собираются слушать наши указания о том, что им делать и куда идти. А потому у нас могут быть благие намерения и желание практиковать Дхарму со всей серьезностью и в строгом соответствии с традицией, но в конечном счете этот подход может оказаться для нас недостаточно действенным. Нам не удается преобразовать свои эмоции и освободить свой ум от негативных тенденций.

По этой причине я полагаю, что порой лучше будет попробовать «поиграть» со своими негативными эмоциями, нежели вести против них лобовую атаку. Если же мы решим сражаться со своими негативными эмоциями, то вполне можем обнаружить, что у нас не так-то уж много возможностей вступить с ними в открытую схватку.

Это в равной степени верно и для нашей повседневной жизни. Мы можем испытывать желание вступить с кем-то в схватку, но оно осуществимо лишь при особых обстоятельствах. Гораздо больше возможностей попробовать «поиграть» со своим противником, нежели сразиться с ним.

Если мы сумеем по-настоящему распознать проблемную природу омрачающих эмоций и будем твердо стоять на этой позиции, то, возможно, наша открытая борьба с ними увенчается успехом. Но по иронии судьбы, уготовленной нам, обычным существам, омрачающие эмоции живут бок-о-бок с добродетельными качествами нашего ума. Кроме того, крайне трудно четко установить, что же такое негативные эмоции, которые буддийские учение характеризует как нечто, заключающее в себе изъян или создающее проблемы. Если мы хотим прекратить отношения с какой-либо негативной или омрачающей эмоцией, и при этом ограничиваемся словами: «Я буду применять противоядие от этой негативной эмоции», то в свете уже существующих отношений с нею, такое заявление будет не более чем шуткой. Ведь что происходит? Мы пестуем и лелеем свою негативную эмоцию и при этом заявляем, что собираемся от нее избавляться.

Так что, вести борьбу с омрачающими эмоциями чрезвычайно трудно, ведь омрачающие эмоции живут на одной территории с добродетельными состояниями нашего ума. И потому не слишком реалистично - с учетом этого сосуществования - громко заявлять о своем намерении избавиться от негативных эмоций или победить их. Вы добьетесь гораздо большего, если попробуете с ними «поиграть». Мы ведь можем подойти к омрачениям с чувством юмора. Сказать им: «Вижу, в последнее время вы держите меня в ежовых рукавицах. Но так ли уж велика ваша власть надо мной?» Размышляя о них в таком ключе, мы можем отнестись к ним с определенной долей юмора. Порой куда эффективнее подшучивать над своими негативными эмоциями.

Должен подчеркнуть, однако, что я вовсе не свожу к шутке всю духовную работу по преобразованию эмоций. В корне этого процесса должно лежать основополагающее и стабильное желание преобразовать негативные ментальные тенденции. Предложение привнести в эту работу чувство юмора - один из методов, который мы применяем для достижения этого результата.

Было бы неправильно думать, что я проделал весь этот путь до Нью-Йорка лишь для того, чтобы научить вас новым играм. Мы можем применять широкое разнообразие методов для достижения своих целей, но очень важно, чтобы в основе этих методов лежала стабильная мотивация.

Я считаю, что мы должны предоставлять особые полномочия позитивным тенденциям, присущим нашему уму. Мы считаем большой ценностью индивидуальные права и полномочия, но стоит также обратить внимание и на то, каким образом мы предоставляем права и свободы в пространстве своего ума. Будь то осознанно или неосознанно, мы постоянно поддерживаем одни ментальные тенденции и качества в ущерб другим. Порой мы поддерживаем позитивные тенденции, наделяя их особой силой, а порой – оказываем большую поддержку негативным тенденциям. Однако в большинстве случаев этот процесс проходит в нас неосознанно. А ведь над этим имело бы смысл задуматься.

Предлагаемый мною подход состоит в том, чтобы сознательно предоставить больше прав благим намерениям, рожденным в нашем уме, и оказать им всестороннюю поддержку. При этом мы можем осознанно установить ограничения на ту энергетическую подпитку, которую мы будем давать своим негативным тенденциям. Когда в буддизме мы упоминаем о необходимости развивать позитивное и отбрасывать негативное, то на самом деле говорим об установке разумных ограничений и разделительных линий в пространстве своего ума.

Мы можем сказать: «Я предоставлю 100-процентную свободу этой тенденции, а что касается вот этой, более пагубной тенденции, то ей я дам только 20 процентов свободы». Итак, подход, который я предлагаю, сводится к предоставлению привилегированных прав позитивному внутреннему настрою и благим намерениям и оказанию им всесторонней поддержки. Предоставив этим благим намерениям особые полномочия, мы можем затем направить им в поддержку все ресурсы, которые есть в распоряжении нашего тела, речи и ума.

Не следует думать, что у нас нет власти над собой, и потому мы не в силах предоставлять или не предоставлять полномочия тем или иным качествам своего ума. Все мы с рождения обладаем возможностью выбора.

В мире у разных людей разный уровень материального благополучия. Одни наслаждаются изобилием, другие – прозябают в бедности. Тем не менее, основополагающие права человека распространяются на всех. Подобным образом, вне зависимости от степени проявленности в нас в нас позитивных или негативных качеств, все мы обладаем способностью оказывать поддержку одним состояниям в противовес другим; и лишать этой поддержки негативные состояния ума.

С точки зрения буддийской Дхармы, очень важно понимать, что такая способность у нас есть, и доверять себе.

На этом мы завершим нашу утреннюю встречу. Когда я смотрю на эту весьма многочисленную аудиторию, то замечаю, что она почти целиком состоит из западных людей. Когда я вижу это, во мне рождается инстинктивное ощущение, что я должен говорить по-английски. Но глядя на себя, я понимаю, что не владею никаким языком, кроме тибетского.

Учитывая высказанное, я чувствую, что мой визит к вам сам по себе имеет гораздо большую ценность для вас, нежели те речи, что я произнес. Надеюсь, что это так. В моем сердце – огромная любовь ко всем вам.

Много лет прошло с тех пор, как приезжал Америку 16-й Кармапа. В знак того, что американский народ и друзья по Дхарме 16-го Гьялвы Кармапы ни на мгновенье не были забыты Кармапой, я прибыл сюда сегодня. Надеюсь, что мой визит к вам был для вас важнее тех речей, что я произнес.

Спасибо.