Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Видео. Кармапа. Как прорваться сквозь завесу запутанности

20 декабря 2010 | Версия для печати
| Еще


Лекция в Нью-Йорке. Waldorf Grand Ballroom, 18 мая 2008

Перевод: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский


Другие лекции из цикла "Сердце просветления":

Как встречать трудности с мудростью?

Эмоции как произведения искусства

Пробуждение сердца Просветления

Расшифровка видео:

:
Добрый день, я бы хотел поприветствовать всех собравшихся. Тема нашей сегодняшней беседы: как прорваться сквозь завесу запутанности, чтобы высвободить заложенную в нас мудрость. Чтобы подступиться к этой теме, нам нужно сперва обсудить, что же такое запутанность или ошибочное восприятие. И, соответственно, мы также обсудим, как нам распознать мудрость.

Вообще-то, нашего сегодняшнего переводчика зовут Еше, что в переводе с тибетского означает «мудрость». И раз он так явственно предстает перед вашими глазами, то, быть может, нам незачем ломать голову в попытке определить, что же такое мудрость.

Но, безусловно, есть множество разных определений «запутанности», «омраченности», или «ошибочного восприятия». Это вызвано существованием разных грубых и тонких уровней запутанности, которые могут быть взяты за основу для такого объяснения. Если в своей попытке дать определение понятию «запутанность» мы начнем с признания существования в ней многих уровней, грубых и тонких, то заложим для нашего исследования прочную основу. Грубые уровни запутанности, или ошибочного восприятия, легко определить и распознать. Например, если наши органы зрения повреждены, то нам может видеться волосок в пространстве перед нами, которого в действительности там нет. Это всего лишь один из примеров того, каким может быть ошибочное восприятие, рожденное в нашем уме в силу повреждения внешних органов чувств. В целом, каждый из нас без труда распознает здесь ошибочность восприятия, под которым в данном случаем мы понимаем восприятие, не согласующееся с объективной реальностью, или истинным способом существования вещей.

Причина, почему нам так легко распознать эти грубые уровни ошибочного восприятия, заключается в том, что мы можем сопоставить результаты ошибочного восприятия объектов с тем, как эти объекты воспринимаются всеми остальными людьми. Если мы возьмем для рассмотрения оптическую иллюзию ─ например, когда при нажатии на глазные яблоки нам видятся две луны, ─ то в нашем распоряжении также будет иной, более распространенный способ восприятия данного объекта, который мы сможем взять за точку отсчета. Мы можем, к примеру, осведомиться у своих друзей, что они видят, когда смотрят на луну. Когда мы вот так исследуем воспринимаемые нами объекты, то нам проще распознать, что восприятие, скажем двух лун, не является точным восприятием того, что существует на самом деле. Мы можем прийти к очень твердой убежденности в том, что наше восприятие ошибочно.

Некоторые формы запутанности, однако, определить и распознать намного труднее. Это происходит потому, что нашему мыслительному процессу подчас труднее осуществить детальное исследование природы объекта, который, как нам кажется, мы воспринимаем. А потому нам нелегко прорваться через плотную завесу этой более тонкой запутанности.

Мои друзья как-то развязали спор о том, круглая земля или нет? Они говорили, что все сегодня согласны с тем, что земной шар ─ круглый, ведь землю неоднократно фотографировали, и на этих снимках можно отчетливо разглядеть ее круглую форму. Однако для моих друзей это еще не служило убедительным доказательством. Они утверждали, что для нас естественно воспринимать объект округлым, если мы смотрим на него издалека. Даже квадратный камень, говорили они, с большого расстояния будет казаться нам круглым. Подобным образом, продолжали они, если взглянуть с большого расстояния на землю, то она будет казаться круглой, но это само по себе не доказывает, что земля и в самом деле круглая. Мои друзья очень упорно отстаивали свою позицию, потому что были очень привязаны к буквальному толкованию традиционного буддийского учения о космологии, изложенного в Абхидхарме, где утверждается, что земля плоская по форме и состоит из четырех континентов. Им не хотелось расставаться с этим описанием мира.

Но, конечно, это не более чем индивидуальные мнения. И ничего страшного, если кто-то их придерживается. У большинства же из нас другие представления о форме земного шара.

Однако в наши дни, в нашу эпоху, похоже, возникают новые причины запутанности, с которыми нам приходится разбираться. Это связано с существенным материально-техническим развитием нашего мира, плодами которого мы пользуемся. И поскольку на протяжении столь долгого времени мы связывали свою жизнь с материально-техническим прогрессом, то у нас из-за этого появились новые формы запутанности, о которых нам следует знать.

В традиционном буддийском учении сказано, что потребуется три неизмеримых кальпы для того, чтобы преодолеть все формы запутанности и достичь полного Пробуждения. Говорится, что на протяжении всего этого времени мы должны прилагать усилия, накапливать заслуги и мудрость. Однако в 21-м столетии мы создали множество новых мощных источников запутанности, а потому вполне возможно, что людям 21-го века для достижения этих целей понадобится больше времени. Более того, в традиции Ваджраяны есть учения, в которых утверждается, что, практикуя Ваджраяну, можно достичь состояния Будды за одну жизнь, в одном теле. Но в силу условий, сложившихся в 21-м столетии, возможно, нам придется распрощаться с идеей достижения Просветления за одну жизнь. Есть опасность, что вместо того чтобы достичь Просветления за одну жизнь, мы проведем ее в сравнительном анализе технологических новинок.

Забавно, да?

Если говорить в целом, мы можем выявить два основных вида запутанности во всем многообразии запутанности, существующей в мире. Первый вид запутанности порожден самим объектом, а второй ─ воспринимающим его субъектом, то есть нашим умом. В учениях линий Кагью и Ньингма, подчас ставится особый упор на практику медитации, когда речь заходит об очищении или прорыве сквозь завесу обыденного восприятия.

Все разнообразные проявления живой и неживой природы непрерывно предстают перед нашим умом, и наша спонтанная реакция на все эти переживания сводится к тому, чтобы их зафиксировать. Эта «фиксация» представляет собой веру в то, что эти проявления реальны и обладают присущими данным объектам самобытными свойствами. С того самого момента, когда мы впервые сталкиваемся с теми или иными явлениями, мы вступаем с ними отношения, полные запутанности. Осознавая это, в линиях Кагью и Ньингма прежде всего рекомендуют силой остановить этот поток грубого восприятия явлений.

Этот подход предлагается потому, что воспринимаемые нами образы объектов сами по себе абсолютно нейтральны. Когда сосуды, колонны и другие объекты предстают перед нашим умом, они полностью лишены каких бы то ни было присущих им от природы положительных или отрицательных характеристик. Однако, когда мы фиксируем воспринимаемые объекты в своем уме, мы начинаем цепляться за многочисленные приписываемые им позитивные и негативные свойства. Так мы готовим почву для кармических действий, ведь цепляние за определение объекта как «хорошего» или «плохого» побуждает нас либо притягивать его к себе, либо отталкивать.
Когда мы начинаем совершать кармические действия, проявляется широкое разнообразие следствий, хороших и дурных. Вот почему преподается метод намеренной остановки грубого восприятия явлений.

Должен заметить, что я учитель линии Кагью, и потому будет более чем оправданно, если я буду давать вам традиционные для линии Кагью объяснения того, как преобразовать обыденное восприятие.

Подобно тому как американцы порой с большой гордостью говорят о своей принадлежности к этой нации, так и я могу позволить себе гордиться своей принадлежностью к линии Кагью, преподавая вам традиционные для нее объяснения.

Как бы то ни было, если говорить о моих собственных взаимоотношениях с обыденным восприятием явлений, то могу сказать, что его намеренная остановка представляется мне задачей довольно сложной.

Если бы мы были существами, достигшим высоких духовных реализаций, то, наверное, нам бы удалось контролировать этот поток восприятия, подчиняя его собственной воле. Но поскольку мы еще новички на духовном пути, то этот подход представляется мне практически неосуществимым. Я говорю так потому, что существа, находящиеся на моем уровне развития, в той или иной степени уже находятся под влиянием обыденного восприятия, которое начинает действовать, как только объекты предстают перед умом. Мне кажется, нам лучше подумать о том, как преобразовать свои мысли объектах обыденного восприятия, нежели пытаться очистить или преобразовать сам поток восприятия.

Я представляю себе это так: когда различные объекты обыденного восприятия появляются в пространстве нашего ума, мы «фиксируем» их и тем самым словно надеваем на себя разные очки. В зависимости от того, какие именно очки мы надели, мы увидим эти объекты с разной степенью искажения или ясности. Если мы наденем те очки, которые правильно подобраны для нас доктором, то сможем увидеть объекты очень отчетливо и со всеми их мельчайшими деталями. Если же нам прописали не те очки, то мы не увидим ничего, кроме расплывающихся пятен. А если это будут солнечные очки, то, возможно, мы не увидим ничего, кроме темноты.

Эти образы, не имеющие основы, оказывают влияние на наш ум, но еще большее воздействие оказывает на нас наше цепляние за них. Однако, помимо такой фиксации, есть еще один совершенно особенный ее вид, называемый цеплянием за свое «я», который делает нашу жизнь еще более проблематичной.

Когда мы цепляемся за понятия «я», «мое», мы словно вырезаем для себя маленькое окошко, через которое мы смотрим на все явления в мире. В некотором смысле тем самым мы говорим себе, вот окно, через которое я буду смотреть на вещи. Прорубив это окно, мы возводим вполне ощутимое препятствие между «собой» и «другими». Этот разрыв между «собой» и «другими» придает нашим взаимоотношениям с миром воспринимаемых явлений дополнительную эмоциональную окраску.

Если смотрим на мир исключительно через это окошко, то могут происходить странные вещи, в особенности в том, что касается наших взаимоотношений с другими людьми. Мы говорим с другими через это окошко под названием «я, мое», мы обмениваемся рукопожатиями и реагируем на то, как они проявляют себя по отношению к нам. Если другой человек совершает жест, который мы расцениваем как отрицательный, то мы принимаем это очень личностно. Думаем: «Это негативное проявление направлено в сторону моего «окна», а, значит, оно имеет отношение ко мне лично». Любое совершаемое негативное действие воспринимается нами как удар, нанесенный именно по нам, приносящий вред именно нам. Из-за этого мы испытываем значительные эмоциональные страдания. Таковы трудности, сопряженные с осуществлением всех наших контактов с внешним миром через это окошко фиксации на «я» и «мое».

С точки зрения духовной, это окошко под названием «я, мое» вообще не работает. Когда мы выглядываем через него во внешний мир, то картина, которая открывается перед нами, ни в коей мере не соответствует действительности. Все, что мы можем видеть через это окно, ─ это разрозненные фрагменты выдуманной реальности.

Здесь напрашивается сходство с виртуальными мирами. Хотя разработчики стараются сделать виртуальный мир максимально приближенным к реальной действительности, все же он не реален. Виртуальные миры могут казаться привлекательными, но вся проблема в том, что они ни в коей мере не способны функционировать как реальная действительность. Порой нам не хочется соглашаться с этим, но, сколько бы мы ни включали и не выключали компьютер, нам не заставить этот искусственный мир функционировать так же, как мир настоящий.

Иногда нам и вовсе не удается запустить созданный нами виртуальный мир. Когда же мы занимаемся духовной практикой, мы руководствуемся желанием очистить те аспекты ума, которым недостает чистоты. Мы хотим вступить в близкие отношения с тем, что в настоящее время находится далеко от нас. Однако путь к этому преграждает препятствие, каковым оказывается это окно фиксации на своем «я», наше цепляние за «я» и «мое». В конечном итоге это окно перестает быть «окном» и превращается, скорее, в огромную стену. Эта стена не позволяет нам получать свежие и новые духовные переживания.

До этого момента мы с вами обсуждали природу ошибочного восприятия, а также фиксацию, цепляние за свое «я». Причина, почему нам нужно уделять внимание этим явлениям и не игнорировать их, заключается в том, что наши переживания становятся их следствиями. Они влекут за собой следствия, которые либо приносят нам либо пользу, либо вред. И поскольку приносимая нам польза и причиняемый вред связаны с нашей запутанностью, то важно с ней поработать.

Однако обычные люди не проявляют особого интереса к проведению философских различий между «омраченным» и «неомраченным». К тому же, у них нет свободного времени на такие исследования. Что нам действительно необходимо, так это метод, который бы позволил нам уменьшить запутанность в эмоциональных переживаниях, с которыми сталкиваемся в жизни, и построить жизнь, где будет меньше трудностей и больше радости и внутреннего комфорта. Это самая важная цель, к которой нам нужно стремиться.

Если говорить обо мне лично, то пусть я и самый молодой из основных учителей тибетского буддизма, на мою долю, возможно, выпадает больше трудностей. Мне сложно отличить правдивое утверждение от ложного, особенно в наши дни.

В буддийском учении обсуждается понятие двойной запутанности. Это омраченная реальность, которая существует внутри всепронизывающей омраченной реальности. Мне приходится выслушивать очень много речей в основе, которых двойная запутанность. Многое из того, что я слышу, нельзя принять как истинное, но и нельзя отбросить как ложное. Порой я сам запутываюсь в этих сетях запутанной болтовни. Однако, посвящая какое-то время практике и применяя определенные противоядия в соответствующих обстоятельствах, я сумел немного приуменьшить свою запутанность, которая возникает в подобных ситуациях. Я не смог полностью прорваться сквозь завесу запутанности, но, если бы мы сравнили запутанность с волнами океана, то я сумел пока добиться того, чтобы накатывающиеся волны были среднего размера и не выше. У меня получается предотвращать шести-девяти метровые волны запутанности.

Я подумал, что было бы полезно поделиться с вами некоторыми из моих переживаний, поскольку у меня возникло очень сильное желание раскрыть вам свои мысли во время этого визита в Америку.

Но теперь подошло время перерыва.
Просмотров: 5086  |  Тэги: буддизм, буддийский

Комментарии:

Denis (Гости) | 23 декабря 2010 12:46  
"Мне сложно отличить правдивое утверждение от ложного, особенно в наши дни" - как же тогда он учит?
Это ли не главная особенность учителя, особенно высокого ранга - хотя бы элементарная способность отличать правду от лжи, не говоря уже о ясновидении - видении мира таким, как он есть, без омрачающих завес?

99999999999-й (Гости) | 9 мая 2011 16:50  
Здравствуйте, Denis! Закавыка в том, что если кто-либо говорит: "Мне сложно отличить правдивое утверждение от ложного, особенно в наши дни" - это ещё не означает, что такая ситуация имеет место быть. Возможно, Его Св-во Кармапа использует "Мы" за место "Вы" и "Мне" за место "Вам", что бы уменьшить возможность проявления эффекта реверсивной психологии? В общем я бы не стал принимать указанную Вами фразу всерьёз.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Декабрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru