Сохраним Тибет > Кармапа: эмоции как произведения искусства

Кармапа: эмоции как произведения искусства


27 марта 2010. Разместил: savetibet


Лекция в Нью-Йорке (Hammerstein ballroom, 17 мая 2008 г.

Перевод: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский


Другие лекции из цикла "Сердце просветления":

Как встречать трудности с мудростью?

Как прорваться сквозь завесу запутанности

Пробуждение сердца просветления

Расшифровка видео:


Сегодня утром мы говорили о взращивании терпения и важности формирования сильного намерения. Сильное намерение — это основа духовной практики. Но процесс, который ведет к углублению нашей практики и к изменениям в нашем сознании — очень тонкий. Изменения происходят на очень тонком уровне, и поэтому одного сильного намерения недостаточно. Нужно также приучать свой ум к практике, снова и снова.

Наша жизнь меняется день ото дня. Поэтому мы должны готовить себя ко встрече с широким разнообразием обстоятельств и переживаний. Чтобы сделать это, нам нужно познакомиться со множеством разных методов. Поэтому, я думаю, было бы полезно поговорить — взяв за основу мой личный опыт — о том, какой должна быть наша ежедневная практика, направленная на развитие положительных качеств: Бодхичитты, любви, доброты и сострадания, которые являются неотъемлемой частью сердца каждого человеческого существа.

Возможно, мне будет сложновато опираться на собственный опыт, ведь я так молод, и у меня еще нет большого жизненного опыта. Однако много разных людей то и дело приходят ко мне, и рассказывают о своей жизни, и поэтому, наверное, правильнее будет сказать, что я буду отталкиваться от вашего опыта, а не от своего собственного. Так что, мне нужно получить у вас разрешение.

В целом, мы хотим научиться помогать живым существам. Мы помогаем им, чтобы они были счастливы. Однако, когда мы оказываем им помощь, то порой не можем быть уверены в том, что своими действиями сделаем их счастливыми. Даже если мы формируем абсолютно безупречную мотивацию (например, основанную на Бодхичитте), все равно, прежде чем начинать помогать другим, следует задуматься о том, какое воздействие окажут наши действия на тех людей, которым мы намереваемся помочь. Порой наши действия приносят людям счастье, а порой — могут повлечь за собой страдание. Наши действия могут также вызвать у них раздражение. Поэтому наша мотивация не является единственным фактором, который определит, будет ли наше действие по-настоящему полезным для других. Так что, необходимо со всей объективностью ответить себе на вопрос, приносят ли наши действия радость другим?

Например, в разных странах мира действуют разные обычаи. Жителю азиатского континента, приученному к определенным нормам поведения при первом знакомстве, возможно, придется переучиваться, если он приедет на Запад. Если он просто подойдет к кому-то и скажет: «Здравствуйте», ничего при этом не объясняя, то не исключено, что услышит в ответ: «В чем дело?». Это всего лишь один маленький пример. Основной вывод здесь следующий: разные люди живут в разной среде и по-разному взаимодействуют друг с другом. Поэтому важно придерживаться такого образа действий, который будет соответствовать представлениям тех людей, которым мы собираемся помогать. Если мы будем так поступать, то своими действиями, действительно, сможем принести пользу другим.

В самом начале, когда мы только пробуем помогать другим, нам может быть сложно напрямую доставить им радость. Поэтому, мне кажется, что на первом этапе гораздо полезнее помогать другим косвенным образом. В этих случаях косвенная помощь может оказаться наиболее полезной. Возьмем в качестве примера защиту окружающий среды. Если у нас чистая окружающая среда с чистым воздухом и так далее, то это приносит счастье другим существам, способствует их здоровью. Если, зная об этом, мы подберем мусор и бросим его в мусорную корзину, то своими мы действиями косвенным образом принесем пользу другим. Поэтому мы должны стараться помогать другим не только прямым, но и косвенным образом.

Тем не менее, конечной целью всех наших усилий является развитие сострадания и альтруистического намерения приносить радость и счастье всем живым существам. Нередко мы так представляем себе процесс развития эмоции: будто мы сидим где-то внизу и взращиваем в себе сострадание так, чтобы оно постепенно стало подниматься снизу вверх и в конечном итоге заполнило собою весь мир. В этом подходе, как таковом, нет ничего плохого. Однако нам нужно также помнить, что зерно сострадания присутствует во всех существах. Если это зернышко попадает в соответствующие условия, то оно прорастает. Оно находятся в постоянной готовности к пробуждению. Поэтому не нам не стоит прятать сострадание где-то глубоко внутри. Почему вы считаете, что доступ к нему для вас закрыт? В наших силах прямо сейчас наполнить состраданием горные вершины и все пространство.

Согласно тибетской буддийской традиции, когда мы развиваем в себе любовь и доброту, сострадание и Бодхичитту до необычайных высот, то приходим к состоянию, которое именуется «неразрывной связью себя и других». Когда я впервые услышал об этой концепции, то подумал: «А собственно разве не так все обстоит?» У меня и без того было чувство, что там, где есть живые существа, есть и я. Мне показалось, что я не нашел в этом буддийском учении нет ничего нового. Однако позже, когда я продолжил размышлять о неразрывной связи себя и других, то пришел к более глубокому осознаванию значения этой идеи. Неразрывная связь себя и других — это не просто вывод, к которому мы приходим в процессе логического осмысления. Я почувствовал, что речь идет о живом переживании…

Все мы взращиванием любовь, доброту, сострадание и порождаем альтруистическое намерение. Занимаясь этими практиками, мы обычно очень остро ощущаем разделительную линию, пролегающую между нами и объектом нашего созерцания. Мы считаем, что мы — здесь, а объект, по отношению к которому мы развиваем сострадание — там. Существует весьма ощутимая граница между «нами» и «ими».

Однако, если мы возьмем более широкий контекст, то предметом нашего сегодняшнего обсуждения является Бодхичитта. На пути Махаяны это состояние ума, с которым мы клянемся не расставаться до тех пор, пока не достигнем полного Пробуждения, состояния Будды. Мне кажется, что такую приверженность Бодхичитте будет очень трудно сохранять, если в нашем понимании «я» и «другие» — это отдельные единицы. Если мы считаем, что мы не связаны с другими, то тогда, случись другим забыть о том сострадании, которое мы к ним питаем, и наша сострадательная связь с ними будет утрачена.

Но если речь идет о Бодхичитте, то здесь мы не просто развиваем любовь, доброту и сострадание, нам еще нужно поддерживать прочную связь с другими существами. Поэтому вместо того чтобы прокладывать разделительные линии, мы должны смешать «себя» с «другими», чтобы они и мы стали одного для нас «одного вкуса». Нам нужно выработать такое мировоззрение, которое поможет нам считать себя частью других. С таким отношением везде, где будут пребывать живые существа, везде, куда они направят свои стопы, их будет сопровождать наша любовь, доброта и сострадание. Наша связь с ними будет неразрывной.

В своем труде «Путь Бодхисаттвы» Шантидева приводит в пример землю и другие великие элементы для иллюстрации качеств Бодхичитты, к развитию которой он устремлялся.

Суть его устремлений была следующей: пусть я стану причиной не только временных положительных переживаний живых существ, но пусть я стану самой землей, на которой живые существа будут жить и благоденствовать. Это очень важное устремление. Мы упражняемся в любви, доброте и сострадании не только для того, чтобы принести живым существам временное избавление от страданий. Мы упражняемся, чтобы даровать им счастье в бесконечном разнообразии ситуаций. Великие элементы, такие как земля и пространство, являются символом стабильности — неизменности — той любви, которую мы хотим подарить живым существам. Потоку наших телесных воплощений придет конец, но элементы земли и пространства продолжат свое существование. В своей вдохновенной молитве Шантидева желает, чтобы наша любовь, доброта и сострадание соединились с землей и пространством, чтобы наша любовь и сострадание питали существ до тех пор, пока существует пространство. Это очень важно.

Мы должны согласиться с тем, что это понятие сострадания, основанного на неразрывной связи «себя» и других», — это идеал, вызывающий восхищение. Однако можно задаться вопросом, а есть ли примеры реальных людей, которые были бы живым воплощением этого идеала. Мы, буддисты, считаем Будду человеком, который обладает великим недвойственным состраданием; состраданием, основанным на равенстве себя и других. Будда — реальный исторический персонаж, который жил в этом мире. И хотя Будды уже нет в живых, мне кажется, мы по-прежнему можем ощущать на себе отзвуки той любви и сострадания, которые он развил две с половиной тысячи лет назад. Нам не нужно ничего здесь выдумывать или притворяться. Подобно тому, как Будда испытывал сострадание, выходящее за грань понятий «я» и «другие», так и мы тоже можем его испытать.

Если мы спросим, каким было «я» Будды, то получим следующий ответ: «я» Будды — это все живые существа. Поскольку Будда придерживался такого воззрения, то все его мысли о себе самом одновременно были мыслями и обо всех живых существах. А все его мысли о живых существах, одновременно были и мыслями о себе.

Когда мы говорим о том, что «я» должно стать частью других — всех живых существ, то можем проиллюстрировать этот принцип на примере собственного тела. Мы можем четко выделить различные части нашего тела — руки, голову, ноги и так далее. У каждого из них свое место. Тем не менее, все они составляют единое тело и единый образ тела.

Это в равной мере распространяется и на понятия «я» и «другие». Если вы хотите провести черту между «собой» и «другими», то вполне сможете выявить различия. Тем не менее, с точки зрения непосредственного переживания сострадания, нет разграничения между человеком, взращивающим сострадание, и объектом его сострадания. Это попросту два аспекта одного и того же переживания. Если мы посмотрим на свое переживание под таким углом, то сможем почувствовать, что означает равенство «себя» и «других».

Такими предстают перед нами вещи, когда мы смотрим на них с позитивной точки зрения, отталкиваясь от присутствующих в нас гармоничных условий для развития сострадания. Однако мы можем рассмотреть Бодхичитту и с точки зрения условий, препятствующих ее росту. Безусловно, есть великое множество условий, которые можно назвать враждебными для роста Бодхичитты. Эти условия могут привести нас в уныние или даже вызвать в нас раздражение. Однако мы можем выработать в себе устремление продолжать упорствовать вопреки этим неблагоприятным условиям. Большинство из нас знакомы с этими неблагоприятными условиями. Это омрачения нашего ума, такие как гордыня, привязанность и зависть. Хотя мы не приглашаем их, они все равно приходят. И они едва ли оставят нас, даже если мы прикажем им удалиться. Однако, на мой взгляд, у нас остается шанс вступить с ними в диалог.

Как я говорил выше, вчера я отправился посмотреть Нью-Йорк-Сити, и впервые познакомился с городскими пробками... Учитывая все эти бесконечные остановки, мы имеем дело с весьма эмоционально насыщенным переживанием. Большинству из нас это знакомо — нам доводилось ездить по городу на машине. Так что, все мы встречаемся с ситуациями, которые могут вызвать в нас гнев, и если мы не проявим должной внимательности, то можем пролить горячий кофе себе на колени. Но как говорим мы, тибетцы, нет никакого толку от бессмысленного гнева. Это то, о чем нам непременно нужно поразмышлять и обсудить с самим собой. В любой ситуации мы можем спросить себя: поможет ли мне гнев или нет смысла им себя будоражить?

Давая краткое описание двум нашим базовым эмоциональным реакциям — агрессии и желанию, мы можем сказать, что агрессию, или гнев мы проявляем, когда хотим оттолкнуть от себя нежелательное. А желание, или привязанность проявляются, когда мы хотим приблизить то, что нам нравится. Все мы знакомы с этими двумя базовыми эмоциями, от которых мы не в силах избавиться. Более того, мы можем даже сказать, что нам нужны эти две эмоции. Однако при этом нам нужно отдавать себе отчет в том, что порой вещи оказываются совсем не такими, как мы их себе представляем. Вещи, которые вызывают в нас гнев, не всегда являются тем, что нам непременно следует оттолкнуть. А вещи, которые вызывают в нас желание, совсем не обязательно окажутся полезными для нас, если мы их приблизим. Мы не в состоянии сразу же вынести окончательное суждение о той или иной вещи. Поэтому важно не спешить соглашаться с тем, что наше восприятие преподносит нам как желательное или отталкивающее. С другой стороны, будучи новичками, мы лишь осложним себе жизнь, если попытаемся избавиться от гнева и желания раз и навсегда. Что мы должны сделать, так это выявить те аспекты этих эмоций, которые явно «зашкаливают», и поначалу постараться избавиться именно от них. А затем постепенно мы можем начинать избавляться и от других аспектов гнева и желания, порожденных запутанностью. Поступая так, мы сможем хорошенько познакомиться с собственными эмоциями. А когда мы будем лучше понимать свои эмоции, то станем принимать решения более взвешенно.

Эмоции можно сравнить с произведениями искусства. Будет полезно, если мы научимся так смотреть на эмоции, считать их произведениями искусства. Наши инстинктивные эмоциональные реакции подобны первоначальным наброскам. Но первоначальный набросок совсем не обязательно должен вылиться в окончательную картину. Мы можем добавить к нему новые элементы и изменить свой набросок так, что в результате получится совсем другая картина. Относиться к своим эмоциям как произведениям искусства означает видеть возможности для трансформации, для изменения.

Наша обычная реакция на собственные эмоции сводится к тому, что мы снова и снова, в совершенно одинаковой манере, концентрируемся на ключевых объектах, которые их вызывают. Мы не позволяем себе взглянуть на свои эмоции под другим углом. Когда же мы подходим к своим эмоциям как к произведениям искусства, то освобождаемся себя от концентрации на одной единственной точки зрения. Мы перемещаем фокус, чтобы рассмотреть среду, в которой проявилась эмоция, под самыми разными углами. Подобное смещение фокуса, снижает остроту боли, которую может доставлять нам эмоция, мы успокаиваемся, и груз нашего бремени становится легче.

На этом мы завершим нашу послеобеденную сессию. Довольно много людей сидит на задних рядах и на балконах, но эти прожекторы не позволяют мне вас увидеть. Большое спасибо всем вам за то, что пришли. Мне было приятно вновь встретиться с вами.

Меня признали Кармапой, когда мне было 8. Именно в этом возрасте я впервые встретился с американцами. Сначала они показались мне довольно странными, и никто не мог объяснить мне этой странности. Люди вокруг меня попросту говорили: «Таковы уж западные люди», но никаких других объяснений не давали. А я не мог объяснить себе эту странность, которую замечал в американцах. Но затем я постепенно стал все ближе и ближе знакомиться с ними, и у меня появилось много американских друзей, которые постоянно рассказывали мне об Америке. Эти рассказы заставляли меня постоянно держать Америку в поле своего зрения. Как бы то ни было, на протяжении долгого времени мне не удавалось посетить вашу страну. Но теперь я приехал. Как я уже говорил, мой визит к вам связан с многократными посещениями этой страны моим прежним воплощением, 16-м Кармапой. Мой визит к вам — символ того, что Кармапа никогда не забывал о народе Америки, это символ любви, которую я испытываю к людям вашей страны. Это лучшее из учений, которое я могу вам предложить. Все остальное, что я произнес, — лишь дополнительный материал.

Ваше присутствие здесь — это тоже символ, символ вашей любви ко мне. И я высоко это ценю. Мы заложили замечательную связь между нами. Вы проявили свою любовь ко мне, и я сделал все от себя зависящее, чтобы проявить любовь к вам.

Прошло лишь три дня с тех пор, как я приехал в Америку, но, тем не менее, я воспринимаю это как начало очень важного пути. И это дарит покой моему сердцу…

Я думаю, было бы замечательно, если бы мы могли поделиться этой любовью с другими, направить ее во все уголки планеты. В мире столько мест, где люди претерпевают неслыханные лишения. В частности, как вы знаете, недавно произошло чудовищное землетрясение в Китае. Это происшествие мы не должны обходить своим вниманием. Кроме того, не так давно в Бирме разразился кризис гуманитарного характера. Есть и другие места в мире, где люди переживают подобные трудности. Мы должны сочувствовать тем, кто живет в этих странах. Более того, если мы проявим свое неравнодушие к этим людям, оказав им любую посильную помощь, то это будет весьма похвально.

Конечно, было бы замечательно, если бы мы смогли помочь Бирме, ведь Бирма — буддийская страна, однако ситуация такова, что мы не можем быть уверены в том, что направленная нами гуманитарная помощь, действительно, попадет в место своего назначения. Однако в Китае правительство активно оказывает помощь пострадавшим от землетрясения, и потому мы можем быть уверены в том, что пожертвования, которые мы направим на эти цели, будут приняты должным образом.

Если говорить обо мне лично, то я сам из Китая, и поэтому я чувствую сильную связь с его жителями. Моя забота о людях Китая есть выражение моей связи с ними. И я с уверенностью заявляю, что никогда не забуду об этой связи. Если вы разделите со мной эту заботу, оказав им любую посильную помощь, то тогда наша сегодняшняя встреча будет иметь особый смысл и силу.