Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Будда не был буддистом10 апреля 2010 | Версия для печати
Если мы хотим освободиться от боли, которую причиняем себе и окружающим, иными словами, если хотим быть счастливыми, то должны научиться думать самостоятельно. Мы должны отвечать за свои действия и тщательно анализировать все, что претендует на роль истины. Именно так тысячи лет назад поступал Будда, чтобы избавиться от неудовлетворенности и постоянных сомнений, которые вызывали в нем слова родителей, учителей и дворцовых священнослужителей.
Сидхартха был принцем по рождению и принадлежал к богатой и влиятельной семье, но он всегда стремился убежать из дворца туда, где мог бы свободно думать о том, кто же он на самом деле и какой духовный путь лежит перед ним. Такая свобода мысли была необходима Будде для поиска внутренней истины и достижения окончательного просветления. Сегодня все больше людей на Западе вдохновляются примером Будды и следуют его учению. Но о чем это учение, что такое буддизм? Он похож на религию. Но религия ли это? Существует много определений религии. Некоторые настолько широко трактуют это понятие, что в соответствии с ними религией можно считать дворовую футбольную команду. Другие чуть уже – чтобы быть религией, футбольной команде необходимо божество, перед которым все преклоняются, а также набор верований и обрядов. У каждого из нас есть собственное понимание того, что для нас означает религия. Но стоит нам попытаться оформить это понимание в слова, как мы оказываемся в затруднительном положении! Набрав в строке поиска «мировые религии», мы увидим, что буддизм присутствует во всех списках. Но делает ли это буддизм религией? Если я буддист, означает ли это, что я автоматически должен быть «религиозным»? Я могу возразить, что буддизм это наука об уме – метод исследования того, как мы мыслим, чувствуем и действуем, который приближает нас к глубинному пониманию, кто же мы на самом деле. Я также могу сказать, что буддизм это жизненная философия – образ жизни, который повышает наши шансы на достижение счастья. Чем бы ни являлся буддизм в настоящий момент, несомненно, что получен он непосредственно от Будды. Будда напрямую передал наставления своим последователям тысячи лет назад. Эти наставления затем распространялись от странствующих нищих к монастырским университетам, от неграмотных людей к просвещенным знатокам, от склонного к эзотерике Востока к открытому Западу. Но каковы были намерения Будды, когда он давал свои учения? В самом начале своего духовного поиска принц Сидхартха покинул дворец, оставив все полагающиеся ему богатства и привилегии. Он был полон решимости найти ответы на самые сложные вопросы, встающие перед человеком. Неужели мы рождаемся лишь для того, чтобы страдать, стареть и умирать? Что такое жизнь, и в чем ее смысл? После многих лет экспериментов с разными видами религиозных практик он отказался от аскетизма и собственных представлений о духовном пути, от тех верований и доктрин, которыми руководствовался до сих пор. В конце своего духовного путешествия с помощью одного лишь открытого пытливого ума он нашел то, к чему стремился – великий просветленный ум. Он пробудился от всех помрачений. За пределами всех систем взглядов он увидел глубинную реальность ума – состояние ясного осознавания и высшего счастья. С этим знанием пришло понимание того, как наполнить жизнь смыслом и состраданием. В следующие 45 лет Будда учил своих последователей работать со своим умом: как смотреть на него, как освободить его от ложных представлений, как реализовать его огромный потенциал. Эти учения и по сей день описывают глубоко личный духовный путь. Духовный, но ни в коем случае не религиозный. Будда не был богом, он даже не был буддистом. От нас не требуется верить в Будду больше, чем в самих себя. Его сила заключается в его наставлениях, которые показывают нам, как работать с умом, чтобы полностью раскрыть его способности к пробуждению и счастью. Эти наставления помогают нам удовлетворить жажду истины – потребность знать, кто мы и что мы на самом деле. Где же найти эту истину? Конечно, можно до определенной степени положиться на мудрость, заключенную в книгах, и на совет уважаемых духовных наставников. Но это только начало. Путешествие к подлинной истине начинается, когда мы открываем самый важный вопрос – тот, что идет от сердца, продиктованный всей нашей жизнью и опытом. Этот вопрос ведет нас к ответу, который, в свою очередь, ведет нас к новому вопросу и так далее. Таков духовный путь. Мы начинаем с того, что с открытым и заинтересованным умом оцениваем и критически осмысливаем все, что слышим, читаем или видим, и что претендует на роль истины. Мы изучаем это с точки зрения логики, подвергаем испытанию в процессе медитации и повседневной жизни. Узнавая, как работает ум, мы учимся распознавать мысли и эмоции, возникающие в повседневной жизни, и работать с ними. Мы обнаруживаем неправильные и вредные мысленные привычки и начинаем их исправлять. В конечном итоге мы обретаем способность преодолеть омрачение, которое мешает нам увидеть природную сверкающую осознанность ума. С этой точки зрения учения Будды это метод исследования, или наука об уме. Религия же, как правило, с самого начала дает ответы на все важные вопросы, так что нам не приходится над ними слишком много задумываться. Нам объясняют, что надо думать и во что верить, и наша задача - жить в соответствии с этой верой. Если мы считаем, что учение Будды дает окончательные ответы на все вопросы и не требует дальнейшего обдумывания, значит, мы практикуем буддизм как религию. Как бы то ни было нам надо жить, и надо задумываться о том, как мы проживем свою жизнь. Нам не обойтись без «жизненной философии», потому что каждый день перед нами встает выбор между тем или иным действием, между добротой или безразличием, щедростью или эгоизмом, прощением или осуждением. Если наши решения и действия продиктованы знаниями, полученными в процессе работы с собственным умом, значит, буддизм стал нашим образом жизни. Так что же определяет, чем становятся учения Будды, когда они достигают людей на Западе и переходят в их руки? Все зависит от того, как мы используем их. Если они помогают нам рассеять омрачение, дают уверенность, что мы способны раскрыть свой потенциал, значит, они исполняют роль, отведенную им Буддой. Но к какой бы помощи мы не прибегали, она может оказаться бессильной. Потому что как это ни странно, мы держимся за наши омрачения. Мы цепляемся за них, думая, что они служат нам защитой от чего-то. Но это все равно, что надевать темные очки ночью – мы лишь избегаем смотреть, кто мы есть на самом деле. Мы предпочитаем носить «темные очки», так как наши глаза не привыкли к яркому свету нашего ума. Учение Будды, независимо от того, к какой категории мы его относим, показывает нам, как открыть глаза этому свету. Дзогчен Понлоп Ринпоче - мастер медитации школ Ньингма и Кагью тбитеского буддизма.Автор нескольких книг, последняя из которых «Мятежник Будда» (Rebel Buddha) выйдет в издательстве Shambhala Publications в ноябре этого года. The Washington Post Перевод Натальи Иноземцевой Смотрите также: Дзогчен Понлоп Ринпоче: Готовы ли мы к смерти? Буддизм - это философия жизни Просмотров: 6951
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |