Новые самосожжения в Тибете. После трех самосожжений подряд в Сангчу тибетский парламент призывает воздействовать на Пекин

  25 октября 2012   13:14
Новые самосожжения в Тибете. После трех самосожжений подряд в Сангчу тибетский парламент призывает воздействовать на Пекин
Дорджи Ринчен (фото: Phayul)
После трех самосожжений, произошедших за четыре дня в уезде Сангчу исторической провинции Амдо (кит. уезд Сяхэ, тибетский автономный округ Ганьнань провинции Ганьсу), тибетский парламент в изгнании обратился к международному сообществу с призывом оказать существенное воздействие на Пекин, чтобы добиться долгосрочного разрешения ухудшающейся ситуации в Тибете.

Самосожжения тибетцев являются “высшей формой ненасильственного протеста против систематических репрессивных кампаний китайского руководства, касающихся свободы религии и прав человека, против разрушения тибетского языка, культуры и окружающей среды, против ассимиляции тибетской национальности путем массового притока китайцев в Тибет”, говорится в заявлении, опубликованном 24 октября.

“Именно китайское правительство, отказывающееся принять во внимание коренные источники проблемы, несет ответственность за продолжающиеся самосожжения тибетцев в Тибете”, цитирует текст заявления сайт Центральной тибетской администрации (ЦТА). Своими репрессиями китайское правительство “рождает глубокую боль и негодование в сердцах тибетцев как внутри, так и за пределами Тибета”. Если у него нет желания “прямо взглянуть на реальное положение вещей в Тибете, китайское правительство должно взять на себя полную ответственность за дальнейшее ухудшение ситуации”.

Если Пекин настаивает, что за самосожжениями стоит так называемая “клика Далая”, то почему нельзя допустить в тибетские регионы независимые делегации и прессу для проверки фактов на местах, отмечается в заявлении. Тибетский парламент выразил “искреннюю печаль” по поводу серии самосожжений в уезде Сангчу округа Канлхо, где 20 октября у монастыря Бора совершил самосожжение 27-летний Лхамо Кьяб.

Через два дня, 22 октября, прямо под стеной молитвенного зала монастыря Лабранг сгорел Дхондуп (Dhondup), 63 лет. Возможно, его возраст - это самый пожилой из среди тибетцев, прибегших к огненному протесту - заставил китайскую администрацию провинции Ганьсу подтвердить этот инцидент публично. “Мужчина был предварительно опознан как 63-летний пастух из городка Даммай”, говорится в заметке русской службы Синьхуа.

По словам очевидцев, член управления монастыря и монахи не дали милиции забрать тело скотовода, у которого остались жена Долма Цо и приемный сын Ринзин Чопхел. В соответствии с требованиями религиозной традиции, останки умершего должны быть кремированы родственниками.

Краткая заметка Синьхуа завершается словами “местная администрация ведет расследование по этому делу”. Но еще не успели появиться сообщения о рейдах китайских солдат по тибетским домам и арестах, как здесь же совершил самосожжение еще один тибетец в возрасте около 60.

23 октября около 16.30 напротив отделения вооруженной милиции на главной улице города Лабранг поджег себя 57-летний Дорджи Ринчен (Dorjee Rinchen). Как видно на фотографиях в блоге тибетской поэтессы Осер, он прошел несколько шагов, пока не упал, а потом его обугленное тело, накрытое шарфами (хадаками), окружили китайские солдаты. После кратковременного противостояния тибетцам все же удалось забрать тело Дорджи Ринчена, чтобы доставить домой в Лабранг Цзаюл (Labrang Zayul), где у него остались жена Лутхар Цо и сын Табо.

Узнав о самосожжении, монахи монастыря Лабранг намеревались прийти к ним, чтобы прочесть буддийские молитвы над телом, но въезд в верхнюю часть поселения был уже перекрыт. Монахам пришлось молиться на на обочине дороги.

Как сообщил источник RFA, готовясь к самосожжению тем утром, Дорджи Ринчен трижды прошел путь между домом и монастырем и несколько раз обошел вокруг монастыря.

“Только в этом месяце это уже восьмой случай, когда тибетцы рискуют своей жизнью ради протеста против китайского правления – и семеро из восьми уже скончались”, - заявила директор базирующейся в Лондоне организации Free Tibet Стефани Бригден (Stephanie Brigden). Призывы к свободе для Тибета невозможно загасить силовыми методами, добавила она, и Пекину “следует вступить в серьезный диалог с тибетскими представителями при участии международного сообщества”.

Центральная тибетская администрация организовала 24 октября специальный молебен в знак солидарности со всеми, кто предал себя огню во имя Тибета. Обращаясь к собравшимся в главном храме Дхарамсалы, калон департамента религии и культуры Пема Чхинджор отметил, что ЦТА уже призывала тибетцев внутри Тибета воздержаться от таких крайних шагов, но тибетцы продолжают поджигать себя, чтобы выразить протест против жестокой китайской политики”.

Сикьонг Лобсанг Сенге, избранный глава ЦТА, еще раз подчеркнул, что вина за огненные протесты и ответственность за разрешение ситуации лежит на китайском руководстве. "Мы удручены радикальными акциями, но к сожалению, тибетцы стремятся заявить, что это единственная оставшаяся у них форма протеста, поскольку последствия любой другой формы протеста одинаковы: арест, пытки, и, зачастую, смерть", - цитирует его информационный сайт Phayul.

Валерий Никольский

Самоcожжения в Тибете



Новые самосожжения в Тибете. После трех самосожжений подряд в Сангчу тибетский парламент призывает воздействовать на Пекин
Прокомментировать эту и другие публикации вы можете на нашей странице Вконтакте
Если вы заметили на сайте грамматическую ошибку, пожалуйста, выделите её мышкой, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам.