Сохраним Тибет > Ики-бурульцы верят, что мандала Авалокитешвары приблизит визит Далай-ламы

Ики-бурульцы верят, что мандала Авалокитешвары приблизит визит Далай-ламы


15 ноября 2009. Разместил: savetibet
Утром 13 ноября в стенах здания Дома молодежи Ики-Бурула зазвучали буддийские молитвы в исполнении монахов монастыря Дрепунг Гоманг. Пропеваемые обертонным голосом священные тексты, среди которых молитва Ламе Цонкапе Мигзм, обращение к Трем Драгоценностям Кябдо и другие, отнюдь не чужды местным жителям: именно их калмыки пронесли в своем сердце через войну и сибирскую ссылку. По словам Розы Бембеевой, ветерана войны, чтобы понять радость калмыцких бабушек и дедушек, прошедших депортацию и слушающих буддийскую молитву много лет спустя, нужно знать историю калмыцкого народа. Это - расстрел священнослужителей, преследование и доносы на людей, хранивших статуэтку Будды, четки. «Мы прошли великие страдания, и сложно выразить словами радость от того, что настало время свободно, вслух читать мантру, находиться рядом с настоящими монахами, дающими учение Будды об освобождении», - говорит Роза Михайловна, переходя на родной язык, чтобы оформить чувства в слова.

«Еще в начале 90-х годов эти молитвы нам были непонятны, и казалось, что они не несут в себе никакого смысла, - говорит представитель молодого поколения, Глава буддийской общины поселка Бага-Бурул Валерий Кутушов. - Сейчас же благодаря усилиям Шаджин-ламы и всей монашеской Сангхи Калмыкии эти молитвы стали для нас более родными и значимыми, нам и нашим детям открывается истинная глубина учения Будды».

84 тысячи учений, переданных Буддой Шакьямуни, заключено в символике буддийской мандалы Авалокитешвары, ритуал построения которой тибетские монахи будут совершать здесь в течение недели по приглашению буддийских общин поселков Хомутниковский и Бага-Бурул, а также администрации района. Это десятая и последняя по счету мандала в программе большого тура, который ламы осуществляют в Калмыкии вот уже в течение трех месяцев. Благословение на приглашение мастеров возведения мандал организаторы получили от самого Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, принадлежащего к одному из местных родов «джеджикины».

Первая в истории поселка (после восстановления буддизма) песочная мандала по просьбам жителей посвящается Будде Авалокитешваре (калм. Арьябало Бурхн), воплощением которого является Далай-лама. «Мы специально попросили монахов построить именно эту мандалу с тем, чтобы в будущем, когда Его Святейшество Далай-лама посетит Калмыкию, он приехал и в наш поселок, - говорит один из организаторов мероприятия, Председатель буддийской общины «Дарма сала» Валерий Музраев. - Чтобы заложить прочные причины для этого события, нам нужно постараться не убивать даже самое маленькое существо в дни совершения священного ритуала».

«Во время учений Далай-ламы в разных странах, особенно в Индии, убиение любых живых существ прекращается. Это замечательная, полная сострадания и мудрости традиция. Монахи строят мандалу также для того, что прекратились суициды, которых немало произошло в Ики-Бурульском районе», - добавил Валерий Музраев.

С утра до вечера в помещении, где строится мандала, много людей, созерцающих песочный дворец, начитывающих мантры, приходящих посмотреть буддийские фильмы. Старожил поселка, первый руководитель буддийского центра «Дарма сала» Василий Лизинов пришел на личный прием к монахам, чтобы показать ценные реликвии, подаренные ему в 1956 году в Сибири, в деревне Павловка Куйбышевского района Новосибирской области гелюнгом Нгаванг Лодоем. Написанную от руки сутру «От злых языков», два священных изображения Бурхна гер - Гау в металлическом обрамлении с изображением Будды Шакьямуни и йидама Ямантаки, Василий Хаджинович хранит много лет и каждый год приносит буддийским ламам для освящения. Монахи Дрепунг Гоманга прочитывают текст от начала до конца. «Предназначение священного текста как раз и состоит в том, чтобы помогать людям накапливать добродетели, - говорит монах Центрального хурула Мутул-гелюнг. - Сегодня мы услышали молитву, когда-то написанную ламой, в результате и мы, и тот гелюнг заработали буин. Однако если заглянуть в более далекое прошлое, то заслуги накопил и тот буддийский учитель, который обучил калмыцкого монаха Нгаванга Лодоя тибетской письменности и передал ему монашеские обеты. Однако и здесь эта цепочка взаимозависимости не заканчивается, отсылая нас к основателю буддизма Будде Шакьямуни. Так что пользу от прочтения сутр невозможно охватить обычным умом - она неизмерима как пространство».

По рассказам Василия Лизинова, Цунгден-гелюнг Нгаванг Лодой (Лари-багш) был родом из поселка Бага-Чонос Ики-Бурульского района, а учился в монастыре Лхасы. Обладавший сиддхами, необычайными способностями, он вылечивал людей, страдающих тяжелыми заболеваниями. В сибирской тюрьме лама почти не принимал пищи, поразив тем самым своих надзирателей. Когда те попросили монаха продемонстрировать чудодейственную силу его способностей, Нгаванг Лодой попросил принести воды: дунул, и вода стала как молоко. «Вскоре его освободили от заключения, потому, что он смог излечить безнадежно больного начальника тюрьмы», - говорит Василий Лизинов.

Многие факты говорят о том, что калмыцкие ламы имели огромный потенциал в изучении и практике учения Будды, которое, по всей видимости, было представлено в Калмыкии во всем многообразии. «Буддийская мандала когда-то была неотъемлемой частью нашей культуры, - говорит Валерий Кутушов - Это можно утверждать, судя по тому, что, по крайней мере, в двух калмыцких хурулах Калмыкии до революции монахи исполняли мистерию Цам, а значит - возводили и песочные мандалы. Об этом же говорят факты существования философских школ - Цанид- и Чееря- монастырей, после завершения обучения в которых монахи проходили и тантрические дисциплины».

18 ноября долгожданная мандала Авалокитешвары, уменьшающая чувство привязанности и гнева и увеличивающая Бодхичитту - стремление помочь всем живым существам, будет достроена, 19-го произойдет ее освящение, а 20-го - традиционное разрушение.

«Карма калмыцкого народа сильно отягощена, - считает местный житель Олег Бембеев, - потому что калмыки участвовали во всех войнах. Думаю, что как раз эта мандала способна помочь нам очиститься от недобродетелей. Каждое утро я читаю мантру «ом мани пад ме хум», обращаясь к Арьябале Бурхн - так по-калмыцки зовется Его Святейшество Далай-лама».

На груди почти каждого из монахов Дрепунг Гоманг прикреплен значок с эмблемой 400-летнего юбилея - именно в честь этого праздника они подарили Калмыкии благословение десяти мандал. Этот уникальный тур войдет в историю буддизма Калмыкии как одно из важнейших событий после восстановления религии: трудно оценить ту лекционную и ритуальную работу, которую провели монахи Дрепунг Гоманг с населением Калмыкии за весь период пребывания в республике.

Буддизм в Калмыкии



В передаче корреспондента Калмыцкого телевидения Светланы Арстановой рассказывается о том, как с 5 по 11 сентября в Центральном калмыцком хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни" восемь монахов из древнейшего буддийского монастыря Дрепунг Гоманг, приглашенные Верховным ламой (Шаджин-ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, возводили мандалу (дворец божества) Белозонтичной Тары (калм. Цаган Шюкрт).


Смотрите также:

Седьмой божественный цветок раскроется в Волгограде

К 400-летнему юбилею монахи Дрепунг Гоманга подарят Калмыкии благословение шести мандал

В Дрепунг Гоманге была поговорка: “Без знания монгольского языка невозможно диспутировать”

Межрелигиозный диалог в Казани

Никас Сафронов подарит тибетским монахам картину на буддийскую тему

Настоятель крупнейшего тибетского монастыря Дрепунг Гоманг прибыл в Россию

Далай-лама встретился с монахами и паломниками из России и Монголии в монастыре Дрепунг Гоманг