Сохраним Тибет > Двадцать вторая бусина на четках ‒ Линг Ринпоче
Двадцать вторая бусина на четках ‒ Линг Ринпоче21 июня 2014. Разместил: savetibet |
Интервью с вдохновителем и главным организатором учений Е.С. Далай-ламы по текстам традиции ламрим на юге Индии
«Далай-лама даёт очередные учения», ‒ мы привыкли к таким новостям. География этих учений ‒ планета, время – круглый год. Практически, это его образ жизни. Иногда это отдельная лекция, иногда посвящения, иногда двух-трехдневные учения. Но если Его Святейшество проводит длительные учения, пять-семь и более дней, то это отдельное значимое событие в буддийском мире. Многие из нас ещё не забыли ежегодные зимние учения, которые проходили в Дхарамсале во время Монлама. Мы помним атмосферу этих учений. Когда день за днём ходишь на лекции, слушаешь, размышляешь, обсуждаешь. На учения съезжается уйма народу: тибетские пастухи и авторитетные ламы, европейцы и азиаты, миряне и монахи, настоятели монастырей, главы школ, старики и молодёжь, безграмотные и интеллектуалы, верующие и философы… Чтобы сидеть поближе к Далай-ламе, люди занимают места с раннего утра, некоторые с ночи. Ждут прихода Его Святейшества. Когда он появляется, по аудитории пробегает волна оживления. Люди встают, вытягивают шеи чтобы увидеть его, многие стараются приблизиться, чтобы поприветствовать. Он проходит к своему креслу и начинается лекция. Лекторская манера Далай-ламы заслуживает отдельного комментария – это всегда очень живо и энергично. Речь Его Святейшества богата интонациями, акцентирована, он часто жестикулирует и много шутит. Иногда, по ходу лекции, он переходит на смежные темы, но никогда не теряет нити повествования. Аудитория самая разная, кто-то конспектирует, кто-то оживает только в те моменты, когда начитывают мантры, кто-то напряжённо вслушивается… Лхарамба Дугда из монастыря Гьюмэ, преподаватель философии высочайшего уровня, как-то сказал, что, когда приезжает на подобные учения, то его система знаний приобретает дополнительную стройность, становится полноценней под влиянием лекций Далай-ламы. Я был поражён, раньше казалось, что люди подобного уровня приезжают на учения скорее чтобы выказать уважение и отдать дань традиции, но – нет. С подобных учений никто не уходит «с пустыми руками». Как это ни банально звучит, но: люди меняются на этих учениях. Любое событие подобного масштаба и характера затрагивает систему ценностей, меняет её. Тем было печальней в 2008 году узнать, что традиционные зимние учения, приуроченные к монламу, больше не будут проводиться. Мы привыкли к тому, что раз в год можно вырваться из каждодневной суеты и поехать в Дхарамсалу, увидеть Далай-ламу и напомнить себе о том, что мы вообще делаем на этой планете. Мы надеялись, что так и будет дальше, но «что имеем, не храним, а потерявши плачем». Понадобилось несколько лет перерыва, чтобы ощущение важности подобных учений ещё более закрепилось в сознании. И вот – учения по текстам ламрим. Полноценные длительные учения по базовым текстам. Учения проводятся в три этапа. Первый этап проводился в 2012 году в монастыре Дрепунг Гоман и Гадэн Шарце. Второй в декабре 2013 года в монастыре Сера, куда приехало тридцать тысяч людей со всего света. Их было бы значительно больше, но организаторы учений заранее за несколько месяцев предупреждали потенциальных паломников, что мест для поселения не хватит, что гарантированно поселиться сможет тот, кому помогут друзья в Белакупе. Сам Белакупе был забит под завязку. Люди, которые приезжали без предварительной брони могли поселиться разве что на крыше (что некоторые и делали), поэтому многим пришлось поселиться в окружающих деревушках. Сейчас, уже спустя несколько месяцев после учений в Белакупе, все сложности поездки забылись, но ощущение замечательного события имевшего место в нашей жизни останется навсегда, это просто невозможно забыть. Кроме самих учений подобная поездка предполагает массу «бонусов»: знакомство с массой интересных людей, погружение в жизнь настоящего, дышащего тибетского поселения, возможность посетить ближайшие монастыри. И, отдельно, стоит упомянуть об уникальной возможности пообщаться с просвещёнными известными ламами. В этой статье мы расскажем о первой такой встрече – короткой беседе с Лингом Рипоче. Не буду останавливаться на самих учениях. О том, как они проходили написано много и хорошо на этом и других сайтах: khurul.ru, dalailama.ru. Перед поездкой в Белакупе у меня был план: добиться интервью с возможно большим количеством лам, задать похожие вопросы и предложить их читателю в виде сравнительных ответов, чтобы, таким образом, показать максимально широкую картину. Как наивно! Это стало понятно буквально на второй день учений. Пробиться к известному ламе, чтобы задать хотя бы пару вопросов оказалось практически невозможно. Просто в Белакупе присутствовало ещё 30 тысяч таких же желающих… Все авторитетные ламы, так или иначе, принимали участие в организации мероприятия. Все они были поглощены проблемами, связанными с приездом их многочисленных учеников. Их время было буквально оккупировано всевозможными посетителями. Их секретари разрывались. Возможность втиснуть даже самое короткое интервью приходилось ожидать по нескольку дней. На шестой день учений мы ожидали ответов на запросы об интервью от нескольких лам уже без всякой надежды. Первоначальный план окончательно рухнул и казался изначально умозрительным и наивным. Мы проводили по нескольку часов в ожидании возможной встречи и каждый раз оставались с пустыми руками. И вот… По итогу, у нас получилось встретиться с тремя авторитетными ламами. С одним из них в последний день! Раньше я бы это посчитал провалом, но окунувшись в обстановку Белакупе во время учений ламрим, теперь могу сказать, что это феерическое везение. Первое интервью нам удалось взять у Кьябдже Линга Ринпоче. Это молодой лама, который родился в Дхарамсале в 1985 году и в 1987 году был признан реинкарнацией Шестого Кьябдже Линга Ринпоче, 97-го держателя трона Ганден и старшего наставника Его Святейшества Далай-ламы. Седьмой Линг Ринпоче выступал организатором и вдохновителем учений и, наверное, вам интересно узнать, как это начиналось? А начиналось это очень давно. В 2002 году семнадцатилетний Линг Ринпоче попросил Далай-ламу провести учения по основным текстам, описывающим этапы духовного пути. Эти просьбы повторялись на протяжении девяти лет! В 2011 году к просьбе присоединился монастырь Гадэн. И вот, во время аудиенции 5 августа 2011 года, Его Святейшество согласился дать цикл учений. Для того чтобы понимать, как нам всем повезло, что этот цикл состоялся, необходимо учитывать как масштаб и сложность задачи, так и занятость Далай-ламы. Когда мы в первый раз пришли в резиденцию Линга Ринпоче договариваться о возможном интервью, то увидели толпу паломников, выстроившихся в огромную очередь ‒ несколько сот человек. Они пришли на аудиенцию. Мы с трудом нашли сотрудника резиденции и изложили свою просьбу. Нам ответили, что сегодня нет никакой возможности, но, может, завтра… Я понимающе оглядел очередь людей пришедших за благословением и подумал, что, действительно, сегодня «не лучший день». Очередь ветвилась по огромному холлу второго этажа, спускалась по лестнице на первый этаж, оттуда на парадное крыльцо… Линг Ринпоче на учения Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Сера на юге Индии. Январь 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ) Мы вернулись на следующий день и увидели ещё большую очередь. Стало понятно, что «лучшего дня» не будет. На аудиенцию к ламе стояло несколько групп паломников и нам предоставили 15 минут в промежутке между двумя большими группами – одни люди покидали резиденцию, другие терпеливо ждали, когда придёт их очередь. К Лингу Ринпоче постоянно подходили его секретари и помощники, которым нужно было уточнить что-то важное. Обстановка, мягко говоря, не располагала к обстоятельному разговору. Теперь, оценивая количество желающих пообщаться с Ринпоче, мы можем сказать, что нам несказанно повезло. Интервью с Лингом Ринпоче получилось коротким, но это интервью с человеком, оказавшимся вдохновителем всего этого масштабного события. Среди сторонников Далай-ламы к Лингу Ринпоче существует особое отношение, и дело не только в том, что он тулку. Ко многим людям, имеющим этот титул можно относиться более чем скептично, но не к Лингу Ринпоче. Дело в том, что предыдущий носитель титула Линга Ринпоче был коренным учителем нынешнего Далай-ламы. Вся жизнь Его Святейшества от младых ногтей до самого пика развития прошла при участии Кьябже Жонцига Линга Ринпоче Шестого. Он принимал участие в воспитании Далай-ламы. Они вместе пережили ужас китайской оккупации и последующего геноцида. Они пережили побег, на пределе сил, из Тибета в Индию. Они участвовали в создании тибетских поселений в Индии. Об этом периоде Далай-лама говорил, что каждый день он узнавал о смерти своих друзей, которые не смогли справиться с жизнью в новых условиях, в новом жарком климате. Шестой Линг Ринпоче был главой линии гелуг и настоятелем монастыря Гадэн, возможно самого крупного в тибетском буддизме. В силу всего этого значение титула Линга Ринпоче сложно переоценить. Молодой человек, который сегодня носит этот титул, родился в Индии в 1985 году. Он начал обучаться в университете монастыря Дрепунг в десятилетнем возрасте под личной опекой Далай-ламы и в 2004 году принял полные монашеские обеты. Он рано потерял мать, и не так давно отца. Два года назад он попал в страшнейшую автокатастрофу, от последствий которой не восстановился до сих пор – он передвигается на костылях или коляске. Можно не сомневаться, что несмотря на свою молодость, он обладает достаточным жизненным опытом. Вот то, немногое, что мы успели спросить у ламы. ‒ Вы представляете новое поколение духовных учителей. Часто наставники демонстрируют разные подходы: делают акцент на сближение с наукой или на светскую этику, позиционируют Дхарму как чистую философию или защищают религиозные традиции. В чём вы видите свою миссию? ‒ Я считаю, что когда мы говорим о светской этике, то её нельзя смешивать с наукой, это абсолютно разные понятия. Светская этика в трактовке Его Святейшества Далай-ламы – и это уникальный, особый подход. Этика же, как таковая, не имеет ничего общего с наукой, наука не включает этику «по умолчанию». Наука – это отдельная область, она имеет отношение к философии. (У буддийской философии, в частности, глубокая связь с наукой.) Для меня главное ‒ философия буддизма. Без сомнения. ‒ Как вы думаете, в каком направлении будет развиваться буддийская философия? ‒ Я думаю, философия может быть связана одновременно и с наукой, и со светской этикой. Связь буддизма с наукой ощущается все шире и в научных кругах, и в буддийском мире. Поскольку и ученые, и буддисты находятся в поиске истины. Ученые верят только тому, чему могут найти доказательства, это же можно сказать и о буддистах ‒ здесь буддизм и наука тесно связаны, подобны. В этом я совершенно уверен. Если говорить о светской этике, то те люди, которые не принадлежат ни к одной из религий, тоже могут найти путь к внутренней гармонии, они могут обрести умиротворение. К этому можно прийти путем светской этики. Невозможно заставить другого человека поверить в бога, стать религиозным. И, я думаю, что такой, нерелигиозный подход тоже может приносить пользу живым существам. Мы должны принимать все, что идет на благо живым существам. ‒ Сейчас у многих монахов есть телефоны, машины, другие вещи, порой недоступные обычным мирянам. Значит ли это, что монашеский стиль жизни приходит в упадок, что он не так чист как несколько столетий тому назад? ‒ Ведь это можно сказать не только про монахов, но и про обычных людей, которые в прошлом не имели многого из того, что имеют сейчас. Пятьдесят лет назад ни у кого не было мобильных, ни в Европе, ни в Америке. Так что, я думаю, мы должны принять новые условия. Мы обязаны принять то, что мир меняется, не так ли?! Мы просто не должны привязываться к этим вещам. Нам нужны телефоны, чтобы общаться, поддерживать связь, это сейчас необходимо, и в этом нет ничего плохого. Однако мы не должны выходить за рамки необходимого, приобретая роскошные машины, дорогие телефоны – это неправильно. Иметь часы или мобильный – само по себе не плохо, до тех пор пока это используется ради благих целей. ‒ Сегодня тантрические посвящения может получить даже самый неподготовленный человек. В подобных условиях, не приносят ли массовые тантрические посвящения больше вреда, чем пользы? ‒ Если вы не понимаете смысла тантры и способа ее воплощения в практике – тогда принятие такого посвящения может быть вредоносным. Мы говорим, что тантра, если не знаешь, как правильно практиковать, может привести тебя в ад. Если же ты знаешь правильный способ – тогда возможно достичь состояния Будды за одну жизнь. Так что всё зависит от самого практикующего. Даже если у вас прекрасная машина, но вы не умеете водить – можно разбиться насмерть; а при наличии хорошего водителя – эта машина доставит вас куда угодно. Так что все зависит от конкретного человека. ‒ Значит ли это, что для большинства мирян безопасней практиковать сутру? ‒ Нельзя сказать, что большинство должно практиковать тантру или сутру. Если большинство знает, как практиковать тантру, – они должны ее практиковать, если нет ‒ то не должны. ‒ В современном мире у многих людей есть возможность и желание заниматься благотворительностью. Это помощь больным и нуждающимся, строительство ступ и статуй и т. д. Как вы думаете, какой способ благотворительности наиболее полезен? ‒ Существует множество видов благотворительности. Кормить нуждающихся, предоставлять медицинскую помощь, образование, вести работы по защите окружающей среды и т. д. Есть много способов помочь, просто невозможно все перечислить. Я считаю, что важнее всего образование. Недостаток образования ведет к страданиям на всей планете. И на нашем примере видно, что из-за нехватки образования мы (тибетцы) отстаем. Почему Запад более успешен и развит? Из-за образования. Поэтому это самое важное. Даже в религии – если человек получил современное образование, приобрел хорошие научные знания – ему намного легче воспринимать учение Будды. Человеку без современной образовательной базы гораздо сложнее практиковать Дхарму. Так что способствовать образованию – это лучшая благотворительность. ‒ Что бы вы посоветовали людям практикующим бодхичитту? Как происходит трансформация бодхичитты намерения в бодхичитту действия? ‒ Я считаю, что бодхичитту нужно осознавать и реализовывать. Нельзя просто говорить о ней, только размышлять. Человек должен практиковать, должен стать практиком. Ваше сознание должно стать умом, исполненным бодхичитты. Только тогда и только вы сами сможете понять ‒ в какой момент бодхичитта намерения превращается в бодхичитту действия. ‒ Значит ли это, что если бодхичитта есть в нашем уме – она должна быть и в наших поступках, одновременно. ‒ Конечно. Линг Ринпоче на учения Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Сера на юге Индии. Январь 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ) * * * Интервью было коротким – мы явно задерживали многочисленных посетителей, с которыми ламе предстояло встретиться. Перед тем как попрощаться, Линг Ринпоче предложил нам поговорить с его секретарём Тензином Цетеном, который смог бы ответить на некоторые наши вопросы. Секретарь оказался улыбчивым невысоким худощавым монахом. Он был из той породы открытых, умных, понятливых и быстро реагирующих людей, которые так подкупают своей отзывчивостью, что с ними сложно расстаться. Тензин очень прилично говорил на английском и окончательно сразил нас тем, что является кроме, всего прочего, председателем комитета по организации этих учений. Он был координатором всего того сложнейшего водоворота событий, которые происходили в эти дни в Белакупе, так же как и всей той подготовки, которая началась двумя годами ранее. В личной беседе Тензин сказал, что все сотрудники и волонтёры комитета уже несколько дней практически не спят. Он производил ощущение крайне скромного человека, поэтому я ему не поверил и ответил, что вряд ли речь идёт о нескольких днях. Сложность мероприятия была такова, что, сомневаюсь, чтобы у него была возможность выспаться уже пару месяцев… Собственно, вопрос к нему у нас был один: «Расскажите о детстве и опознании Линга Ринпоче». (Когда, знакомые задают вопросы о буддизме, то самое часто, что они спрашивают: «Как происходит узнавание высоких перерожденцев, как это вообще возможно?». Для нас, западных людей, это что-то сродни чуду, для тибетцев – одна из сторон их жизни. Нам представилась прекрасная возможность узнать об этом «чуде», так сказать, «из первых рук». Из уст человека, не видящего ничего чудесного в этом событии. Мы знаем, как испытывают малышей-претендентов на звание тулку, но когда об этом рассказывают как о чём-то обычном, само собой разумеющемся, с упоминанием деталей, такой рассказ приобретает дополнительную убедительность.) Приводим дословно то, что рассказал нам Тензин Цетен: ‒ Линг Ринпоче – реинкарнация Шестого Кьябдже Линга Ринпоче, 97-го держателя трона Гаден, который был старшим наставником Его Святейшества Далай-ламы XIII. Шестой Линг Ринпоче ушел из жизни в 1983 году, а Седьмой Линг Ринпоче родился в 1985 году в Индии. Его Святейшество Далай-лама признал реинкарнацию своего коренного учителя в 1987 году, когда Лингу Ринпоче было 1 год и 9 месяцев. С того момента он находился под попечительством Далай-ламы. Он прошел церемонию зачисления в монастыре Дрепунг Гоманг, затем посетил множество разных стран: Корею, Европу, Америку. С детства он принимал участие в беседах и даровал учения. Особенно в Корее, которую посетил шесть-семь раз и где у него много последователей. В 1996 году Ринпоче начал обучение в монастыре Дрепунг Гоманг. В прошлом году он практически закончил обучение. Все это время под непосредственным руководством Его Святейшества Далай-ламы он учился и путешествовал, посещал разные страны и регионы в Индии, давал учения. У Ринпоче шесть братьев и одна сестра, он самый младший в семье. Его мать ушла из жизни, когда ему было чуть больше года. Отец умер несколько лет назад. Братья Ринпоче живут в Индии, США, Канаде и Европе. Как, собственно, происходило опознание? Через год или два после ухода Шестого Линга Ринпоче, Его Святейшество Далай-лама обратился в Комитет по поиску с просьбой начать поиск реинкарнации Ринпоче. Многие представители монастыря Дрепунг Гоманг и лабранга (администрации) Линга Ринпоче обращались к Eго Святейшеству с вопросом: «Родился ли уже Линг Ринпоче?». Ответ был: «Да, он родился в Индии». Его Святейшество сообщил, что есть уверенность, что это уже произошло и теперь нужно собрать информацию о детях, рожденных в конкретный год и дату, определённую по тибетскому лунному календарю. Нужно было составить список всех тибетских детей, рожденных в Индии в соответствующий период. Специалисты из Комитета по поиску разделились на группы и составили список, в который вошло более шестисот тибетских детей, рожденных в Индии в 1985 году по тибетскому лунному календарю. Его Святейшество изучил список и дал указание продолжить поиск в определенном районе ‒ на севере Индии. Теперь поиски велись в различных поселениях на севере, около Дхарамсалы, и в результате составили список детей этого района. Его Святейшество изучил новые данные и указал на местность под названием Бир, в трех часах езды от Дхарамсалы. Теперь поиски велись в Бире, но, к сожалению, безрезультатно. Не было найдено ни одного ребёнка, удовлетворяющего критериям поиска. Сотрудники никак не могли найти ребенка, который потенциально мог бы быть новым Лингом Ринпоче. Тогда кто-то из местных вспомнил, что один ребенок отсутствовал в те дни, когда делегация приезжала для поиска. Его имя было Тензин Чопак (Tenzin Choephak). Мать ребёнка умерла год назад, отцу пришлось одному растить много детей, поэтому мальчика, вместе с двумя братьями, отдали в TCV – организацию помощи детям из малоимущих семей (подробнее www.tcv.org.in). Когда представители Комитета прибыли в TCV, там было явлено несколько знаков. Маленький Линг Ринпоче поприветствовал одного из представителей делегации, затем каждого обнял. На следующий день из нескольких четок и колокольчиков он левой рукой выбрал четки, принадлежащие предыдущему Лингу Ринпоче, и отсчитал двадцать две бусины. Как перерождение тибетского ламы, он является седьмым Лингом Ринпоче, но если взять времена Будды, то он был архатом по имени Чарка. Если вести отсчет с тех времен, то это его двадцать второе перерождение. Итак, он выбрал четки и насчитал двадцать два раза левой рукой, так как предыдущий, Шестой Линг Ринпоче был левшой. Он выбрал правильный колокольчик, также было множество других знаков. Он раздал всем хадаки. В то время ему едва исполнилось полтора года, он был маленьким ребенком и не мог знать такого ритуала. Позже Его Святейшество Далай-лама подтвердил, что ребенок является реинкарнацией Шестого Линга Ринпоче. Оракул также подтвердил правильность выбора. Были и другие свидетельства. Один из близких последователей Линга Ринпоче (также Ринпоче) побывал в Тибете у священного озера Намцо (озера предсказаний). Он видел в нем знак-видение: местность и дома. Когда он вернулся в Индию, и побывал в Бире, то говорил, что он видел все это, словно в кино: дома, место, где родился Линг Ринпоче – все совпадало с тем, что он увидел в озере. Это то, немногое, что я помню. У разных людей есть множество интересных историй об этом. Например, одного человека из свиты предыдущего Линга Ринпоче зовут Тубтен Церинг, но сокращенно его называют Тити. Когда Седьмой Линг Ринпоче увидел его впервые – он назвал его «Тити». Такие истории случались с разными людьми. Продолжение следует. В следующий раз мы отчитаемся о встрече с Чадо Тулку Ринпоче. Интервью: Евгений Бульба для savetibet.ru Перевод и стенограмма: Заяна Помпаева Другие интересные интервью:Подборка интервью с Его Святейшеством Далай-ламой Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином Интервью с Его Святейшеством Кармапой Интервью с Верховным ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Из дюн Гоби на вершину мира… и дальше (Интервью с тибетологом Гленном Муллином) Интервью в Робертом Турманом Видео по теме:16 декабря Линг Ринпоче встретился с паломниками из Калмыкии и других российских регионов, прибывших в Дхарамсалу (Индия) для участия в Учениях Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России. Видео: Константин Мамышев Перевод: Хонгор Эльбиков |