Сохраним Тибет > Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Завершение празднования Нового года
Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Завершение празднования Нового года26 февраля 2017. Разместил: Editor |
Несмотря на то, что практически все формальные мероприятия, связанные с Лосаром завершаются третьего числа, его празднование может затянуться до пятнадцатого числа, плавно переходя в празднование фестиваля Мёнлам ченмо. С формальным завершением официальных мероприятий мы уже познакомились ранее. Что же касается народных празднований, то тибетские авторы в работах, посвященных новогодним традициям, относят к формальному завершению Лосара мероприятия, связанные с двумя обычаями, распространенными в основном в сельской местности в У-Цанге. Это новогодняя объездка ездовых животных и ритуальное начало посевных работ. Иногда их объединяют и празднуют четвертого числа Фестиваль весенней посевной, в который помимо прочего включают скачки на лошадях. Лошадей, мулов и ослов, достигших трехлетнего возраста тибетцы называют «седловыми» (тиб. sga rgyag pa), поскольку именно в этом возрасте их объезжают и ставят под седло. Четвертый день Нового года считается наиболее благоприятной с астрологической точки зрения датой начала объездки этих животных. Условия и время появления этого обычая проследить невозможно, поскольку он не описан в письменных источниках. Конечно же, животных объезжают и в другое благоприятное для этого время, и технически эти мероприятия ничем не отличаются. Однако новогодняя объездка знаменательна тем, что животных, перед тем как их впервые оседлать, кормят новогодним чемаром, что, по мнению тибетцев, благословляет их и укрепляет здоровье, предотвращая несчастные случаи и повышая сопротивляемость к заболеваниям. Схожая процедура производится и во время новогодней посевной. Ранним утром во время восхода солнца тягловых лошадей, яков и дзо (тиб. mdzo), домашних животных, представляющих собой помесь яков и коров, выводят в поле, украшают их головы уборами из раскрашенных грифовых перьев и другими яркими украшениями из лент, тесемок и т.д. Затем их кормят чемаром, впрягают в плуг и вспахивают одну или три борозды. Следом за плугом идет девушка-подросток и производит ритуальный посев семян. Примечательно, что девушка должна обладать благоприятным для наступившего года именем, а элемент, доминировавший в момент ее рождения, должен совпадать или гармонично сочетаться с элементом наступившего года. Конечно же, тремя бороздами новогодняя пахота и посевная не ограничиваются, но мало кто засеивает в этот день больше одного поля. Существует множество связанных с началом пахоты местных обычаев, которые отличают регионы друг от друга и вносят в ритуал особый колорит. Например, в одном из предместий Лхасы Чушур (тиб. chu shur) на распахиваемое поле устанавливают священный белый камень, «воплощение дочери дракона», и проводят над ним сакральный ритуал, состоящий из подношения дыма, чемара и чанга, оканчивающийся молитвами и священными танцами (тиб. mchod bro). Жители этого района надеются, что священный камень защитит всходы их полей от града, насекомых, грызунов и птиц, будет способствовать своевременному выпадению осадков и обеспечит хороший урожай. В некоторых других регионах всю подготовку к проведению новогодних ритуалов перед началом вспашки полей доверяют только женщинам, родившимся в год того же астрологического животного, что и наступающий (например, в год быка работают женщины, родившиеся в год быка и т.д.). И только они затем допускаются до посева (остальные занимаются вспомогательными работами). На мужчин это правило, как ни странно, не распространяется, все они участвуют в посевной независимо от года рождения. Почему этим обычаям придается такое большое значение? Конечно же, в наше время роль лошадей, мулов и т.д. кажется незначительной. Однако в былые времена, до появления механической техники, эти ездовые животные были незаменимы при транспортировке товаров и перевозке людей. А земледелие и вовсе было и остается одним из основных источников продуктов питания. Поэтому благоприятные предзнаменования для начала объездки животных и посева культур считались и продолжают считаться очень важными. Вот почему в тибетских календарях отдельно указаны астрологически благоприятные и неблагоприятные для этих работ даты. И хотя после третьего или, как в случае с Фестивалем весенней посевной, четвертого числа никаких особых мероприятий, связанных с Лосаром, не происходит, праздничное настроение, неспешное времяпрепровождение и разнообразные развлечения сопровождают жизнь тибетцев вплоть до 15-го числа, когда они разбирают остатки новогоднего алтаря (дросо-чемар и дэрка). Это событие и считается формальным окончанием Лосара. Чемар, высвободившийся с алтаря, в дальнейшем используют для приготовления пага (тиб. spags), а хворост-кабсэ становится прекрасным дополнением к чаю. В целом, церемония разбора новогоднего алтаря – процедура необходимая, но не очень веселая, как вынос засохшей и осыпающейся новогодней елки. Впрочем, в отдельных районах существуют местные традиции, позволяющие поставить яркую, красочную и запоминающуюся точку в новогодних празднованиях. Например, возведение флага дарчен в Шигацзе (тиб. gzhis ka rtse) на площади перед монастырем Гьялце-пэлкор-чодэ (тиб. rgyal rtse dpal ‘khor chos sde dgon pa). Ранним утром пятнадцатого числа все верующие города собираются на площади перед главным монастырем, которая с других сторон окружена еще семью монастырями, чтобы совместными усилиями поднять новогодние флаги. Перед тем как поднять дарчен, собравшиеся со всех сторон привязывают к его верхней части под основным полотнищем свои флаги лунг-та, на которые предварительно наносят молитвы и пожелания. Затем дарчен поднимают при помощи канатов и крепят в основании. После чего производится упомянутое выше массовое подношение цампы лхагьял-тенпа, основная цель которого – призыв к местным божествам и хранителям защитить новый урожай и поголовье домашнего скота от различных дурных воздействий и неблагоприятных условий. Однако такое огромное скопление людей приводит к тому, что цампа, сыплющаяся с неба как снег, покрывает площадь и находящихся на ней людей густым слоем белой пудры, и действо превращается в потешный ритуал «очищения цампой» (тиб. bsang rtsam), когда все в едином ликующем порыве осыпают друг друга горстями цампы. Насколько можно судить по фотографиям с места событий, зрелище это не только очень красочное, но и поднимающее настроение, а участие в нем, по всей видимости, само по себе укрепляет эмоциональное здоровье на очень длительный срок! ЗаключениеВот мы и завершили свой краткий обзор основных праздничных мероприятий и ритуалов, проводимых во время тибетского Лосара. К сожалению, объем обзорной статьи не позволил нам охватить даже малую часть местных традиций, поскольку их такое множество, что и многочисленных этнографических экспедиций было бы недостаточно для их полного и детального изучения. Однако уже и сейчас изученного материала достаточно, чтобы составить общее представление об этом празднике, расширить свой кругозор и попытаться сравнить тибетские традиции празднования Нового года с нашими. И, конечно же, задуматься о более глубоком изучении своих собственных традиций, сохранение которых имеет не только огромное культурное значение, но и способствует сохранению самобытности крупных наций и малочисленных народностей. Что, в свою очередь, укрепляет не только их индивидуальное духовное благополучие, но и нравственное здоровье всей нашей многонациональной страны, да и планеты в целом. Удачи вам, дорогие исследователи! И пусть каждый ваш новый год будет успешнее и лучше предыдущего! Юрий Пучко специально для savetibet.ru, всех буддистов России и читателей, понимающих русский язык, во всем мире Фото из открытых источников В публикации использованы материалы:1. Статья «Тибетский Лосар» (тиб. bod kyi lo gsar), Келсан Кхедруб (тиб. skal bsang mkhas grub). Журнал «Тибетские праздники» (тиб. dus chen ngo sprod). Publication Section of Department of Education (CTA), Gangchen Kyishong, Dharamsala (H.P), India, 2007. 2. «Тибетские праздники» (тиб. bod kyi dus ston). Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala, India, 1999. 3. «Тибетские праздники» (англ. Festivals of Tibet). Tsepag Rigzin. Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala, India, 2006. 4. Учебник «Тибетская культура» (тиб. bod kyi goms gshis lugs). College for Higher Tibetan Studies. Sarah, Dharamsala, India, 2015. 5. Статья «Знакомьтесь, тибетский Лосар» (тиб. bod kyi lo gsar ngo sprod). www.chungtse.blogspot.in. 6. Статья «Новогодняя церемония в Дхарамсале в фотографиях» (англ. In pictures: Tibetan New Year Ceremony in Dharamsala). www.tibet.net. 7. Статья «Лосар – тибетский Новый год» (англ. Losar – Tibetan New Year). www.yowangdu.com. 8. Статья «Лекции Е.С. Далай-ламы о трех защитниках традиции Гелуг: Махакала, Каларупа и Вайшравана» (англ. Mahakala, Kalarupa/Dharmaraja and Vaishravana: The Three Protectors of The Gelug Tradition – Talks by H.H. The Dalai Lama). www.buddhism-controversy-blog.com. 9. Статья «Разновидности торма и их назначение» (тиб. gtor ma’i dbye ba dang mtshon don gyi khyad chos bshad pa). www.zw.tibetculture.net. 10. Статья «Исследование ткацких ремесел» (тиб. thags ‘thag pa’i lag rtsal la dpyad pa). www.tb.kangbatv.com. 11. Статья «Замена пяти флагов дарчен, установленных с четырех сторон центрального храма Лхаден-цуглагкхан» (тиб. lha ldan gtsug lag khang gi phyogs bzhi’i dar chen lnga dar lcog brje pa). www.tibetan.qh.gov.cn. 12. Статья «Флаги дарчог» (тиб. dar lcog). www.ti.tibet3.com. 13. Статья «Тибетский обычай устанавливать флаги дарчог» (тиб. bod mi’i dar lcog ‘dzugs srol). www.tb.xzxw.com. 14. Статья «Тибетские флаги дарчог» (тиб. bod kyi dar lcog). www.tb.chinatibetnews.com. 15. Статья «О танцах. Тибетские народные песни и пляски» (тиб. bro yi skor/bod kyi dmangs khrod glu gar gyi yig cha). www.zgshuxue.com. 16. Статья «Метание камней в ячий рог. Традиционные забавы тибетского Лосара» (тиб. rdo yis nor gyi rwa cor rgyag pa/bod lugs lo gsar gyi dga’ spro yi rnam pa). www.tb.tibet.cn. 17. Статья «Первая вода тибетского Лосара» (тиб. lo gsar gyi chu phud). www.tb.tibet.cn. 18. Статья «Странные обычаи тибетского Лосара» (англ. Funny customs of Tibetan New Year). www.absolutechinatours.com. 19. Статья «Весенняя посевная в Тибете» (англ. Spring sowing in Tibet). www.chinatibettrain.com. 20. Статья «Ежегодная замена флагов дар-чен в монастыре Самье» (тиб. bsam yas dgon du lo gcig dus gcig gi dar chen brje pa’i byed sgo spel ba). www.vtibet.com. 21. Статья «Возведение флага дар-чен в монастыре Гьялце-пэлкор-чодэ» (тиб. rgyal rtse dpal ‘khor chos sde dgon gyi dar chen sku bzhengs). www.tibet.people.com.cn. 22. Статья «Подношение цампы лха-гьял-тенпа» (тиб. lha rgyal ‘then pa). www.tibet.people.com.cn. 23. Статья «Лучшие места в Лхасе для посещения во время тибетского Нового года» (англ. Best Places to Visit in Lhasa during Tibetan New Year). www.tibettravel.org. 24. Статья «Соревнования во время праздника ригне-дючен в районе Ярлунг в 2016 году» (тиб. 2016 lo’i yar klung rig gnas dus chen thog mi rigs kyi srol rgyun lus rtsal rnam grangs ‘gran bsdur byed sgo spel ba). www.tb.xzxw.com. 25. Статья «Краткий обзор тибетского подношения санга» (тиб. bod kyi bsang gsol skor la rags tsam dpyad pa). www.tibettimes.net. 26. Курс лекций для иностранных студентов 1-го и 2-го года обучения. College for Higher Tibetan Studies. Sarah, Dharamsala, India, 2015. Читайте также:Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Подготовка к Новому году Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Непосредственное празднование Нового года Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения Тибетский Лосар. Главные атрибуты Другие статьи автора:Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре Молитвенные флаги Тибета Cад духовной мудрости |