Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

6 февраля 2017 | Версия для печати
| Еще
Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

Традицию праздновать приход нового года по праву можно назвать неотъемлемой частью культуры многих народов мира. И хотя отмечается он в разных уголках нашей планеты в разное время, везде он символизирует начало нового жизненного цикла природы, ее возрождение, а также надежду человека на лучшую долю в обновляющемся мире.

Отслеживая истоки этого праздника, можно обнаружить, что в большинстве древних мировых культур (Месопотамия, Древний Египет, Вавилон, Древняя Персия, Древний Китай и т.д.) отмечался он весной. Это было обусловлено началом посева зерновых культур, богатый урожай которых не просто обеспечивал основу благоденствия народа, но и подчас являлся единственным условием самого его выживания. Поэтому обращение за покровительством к естественным силам природы, богам, божествам и другим защитникам, разнообразные обряды и ритуалы, богатые подношения и торжественные развлечения перед началом посевных работ были и остаются неотъемлемой частью этого празднества.

Не обошла стороной традиция отмечать Новый год и богатое культурное наследие тибетского народа. Более того, бережное отношение тибетцев к своему наследию позволило не только сохранить на протяжении нескольких тысячелетий обряды, ритуалы и главные атрибуты этого праздника практически в неизменном виде, но и предоставило всем нам уникальную возможность проследить их истоки, понять значение и, соотнеся их с нашими традициями, лучше понять и свое наследие. Кроме того, влияние различных исторических событий не просто изменило, а во многом обогатило эту традицию, что без сомнения позволяет отвести тибетскому Лосару (тиб. lo gsar), как впрочем, и всей тибетской культуре, если не уникальное, то, по крайней мере, особое место в мировом культурном наследии.

Нужно отметить, что в разных регионах Тибета, а иногда и разные социальные группы, проживающие в пределах одного и того же региона, празднуют Лосар в разное время. Например, в Конпо (тиб. kong po) Лосар отмечают первого числа десятого лунного месяца по тибетскому календарю, в Тё-нари (тиб. stod mnga’ ris) и Пухрэн (тиб. spu hreng) – в первый день одиннадцатого месяца, в большинстве районов Цанга (тиб. gtsang khul) – в первый день двенадцатого месяца. В большинстве же районов У (тиб. dbus khul) первого числа первого лунного месяца празднуют царский Лосар, который по праву можно назвать «официальным» Новым годом на всех территориях, некогда подчинявшихся Центральному тибетскому правительству.

Различия эти вызваны не принадлежностью социальных групп к разным религиозным традициям (как например, в России, где последователи разных духовных традиций отмечают Новый год в разное время). И даже не столько использованием разных календарей (исторически начало отсчета нового года в Тибете несколько раз переносилось на разные месяцы), а скорее обусловлены географическими, климатическими, социальными и культурными отличиями. Но, обо всем по порядку.

Как гласят тибетские источники, из множества праздников, которые отмечают в Стране снегов, Лосар безусловно самый древний, и празднуют его с наибольшим размахом. Лосар в переводе с тибетского языка буквально означает «новый год», и символизирует он, как не трудно догадаться, окончание предыдущего и начало следующего календарного года.

В наше время в Тибете сосуществуют три системы отсчета начала года. В соответствии со старым китайским астрологическим календарем (тиб. rgya rtsis rnying ma) началом года считается первый день 11-го лунного месяца, то есть день новолуния, предшествующего зимнему солнцестоянию. Традиционный тибетский Лосар (тиб. bod lugs lo gsar) наступает в первый день 12-го лунного месяца, то есть, приходится на первое новолуние после 21 декабря. Поскольку он совпадает с началом года по китайскому сельскохозяйственному календарю (тиб. rgya nag zhing rtsis), его еще называют Крестьянским Лосаром. Официальный или Царский Лосар (тиб. rgyal po lo gsar) дает отсчет новому году во второе новолуние после зимнего солнцестояния, что соответствует первому дню первого лунного месяца по современному тибетскому календарю (за основу которого был некогда принят монгольский календарь).

Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

Поскольку мы затронули тему разных систем отсчета начала года, мы не можем избежать краткого обзора различных календарей, оставивших свой след в анналах тибетской истории. Соответствие месяцев разных календарей и их названия мы приведем в конце этой части. Сейчас нужно лишь подчеркнуть, что все календари были солнечно-лунными, и различия не касались лунных фаз и границ лунных месяцев. Разница заключалась только в определении первого месяца года, что обусловлено нахождением полной луны в том или ином «лунном доме» – созвездии лунной эклиптики.

Вообще, неподготовленному читателю, как впрочем, и простому тибетцу-обывателю, легко запутаться в разновидностях Лосара и их названиях, многие из которых являются синонимами (что объясняется наличием местных диалектов), а некоторые имеют по нескольку значений. Например, термин «Царский Лосар» означает как традицию праздновать Новый год в первый день первого месяца по современному тибетскому календарю, так и название второго дня этого же самого Лосара (тибетцы отмечают Новый год на протяжении нескольких дней, каждый из которых имеет собственное название). Кроме того, в некоторых названиях присутствуют парадоксы – многих наверно немало удивит тот факт, что Лосар, который мы с вами привыкли отмечать, не является «традиционным» тибетским Лосаром, и празднуется он, как мы выясним позднее, в первый день первого монгольского месяца. Однако причин для беспокойства нет. Чтобы разобраться во всех тонкостях и нюансах, в этой части мы совершим краткий исторический экскурс, а в следующих частях подробно разберем все виды обрядов и ритуалов, совершаемых в разные дни этого праздника на примере официального Царского Лосара.

Обсуждая с тибетцами тему Нового года, можно услышать разные названия: Телячий, или Бэу Лосар (тиб. be’u lo gsar), Традиционный тибетский, или Пёлуг Лосар (тиб. bod lugs lo gsar), Сельский, или Юлпа Лосар (тиб. yul pa lo gsar), Земледельческий, или Сонам Лосар (тиб. so nam lo gsar), Крестьянский, или Щинпа Лосар (тиб. zhing pa lo gsar), Восточный, или Щарчог Лосар (тиб. shar phyogs lo gsar), Лама Лосар (тиб. bla ma lo gsar), Царский, или Гьялпо Лосар (тиб. rgyal po lo gsar), Лосар защитников учения или Тенсун Лосар (тиб. bstan srung lo gsar) и т.д. Следует сразу же отметить, что, несмотря на различия в названиях и времени празднования, основные обряды, ритуалы и атрибуты, за некоторым исключением, остаются неизменными. Основные отличия определяются лишь степенью пышности, с которой Лосар отмечается в разных регионах, что опять же обусловлено социальными и культурными различиями.

Истоки. Период раннего бона


Прообразом современного Лосара (тиб. lo gsar) тибетские исследователи называют Праздник весны (тиб. dpyid kyi dus chen), который отмечался в Тибете с незапамятных времен. По письменным источникам эту традицию удается проследить вплоть до времен царствования 9-го царя Пуде Гунгьяла (тиб. pu de gung rgyal), что приблизительно соответствует концу 1-го – началу 2-го века нашей эры. Тогда, как гласят сохранившиеся письменные источники, пожилая шерстопрядильщица по имени Белма (тиб. bal ma) в результате наблюдения за фазами возрастания и убывания луны и циклом ее прохождения через созвездия небесной сферы определила точные даты начала лунных месяцев и времен года. На этой основе были формально установлены границы годичного цикла, и возник обычай отмечать Праздник весны в строго определенное время, которое можно считать предтечей празднования современного тибетского Лосара. В это время в местечке Локха (тиб. lho kha) в верховьях долины реки Ярлунг-Цангпо (тиб. yar klung gtsang po) на склонах горы Ярлха-щампо (тиб. yar lha sham po), где по преданиям жила старуха Бэлмо, начинали дуть теплые ветра, зацветали абрикосовые и персиковые деревья, на них распускались почки и появлялись первые листья.

В тибетских работах, посвященных исследованию Лосара, подчеркивается, что изменения в обычаях празднования Нового года и его атрибутах были обусловлены изменениями в укладе жизни, религии и национальной культуре. Времена царствования Пуде Гунгьяла отмечены в исторических документах широким распространением культуры культивации и орошения земель, началом применения угля при плавке серебра, меди и железа. Вследствие чего бурными темпами развивались ремесла, кустарное производство и сельское хозяйство. Последнее, по всей вероятности, и вызвало необходимость появления формального календаря.

В этом месте, пожалуй, стоит упомянуть о втором значении слова Лосар, которое приводят некоторые тибетские исследователи. Слово «лосар» состоит из двух частей – «ло», что обычно переводят как «год», и «сар» – «новый». Однако «ло» может означать и сокращение от слова «ло тог» – «урожай». В этом случае слово лосар принимает значение «новый урожай» или «время посева нового урожая». Более того, проведя тщательные этимологические исследования и проанализировав методы определения начала года и атрибуты, необходимые для создания «новогоднего алтаря», некоторые ученые пришли к выводу, что именно слово «год» является производным от слова «урожай», а выражение «новый год» – производным от выражения «новый урожай». В доказательство этого толкования приводится тот факт, что посевные работы в полях во многих районах У-Цанга (Центрального Тибета) начинаются сразу по окончании празднования Лосара. Более того, там существует новогодний ритуал, называемый «Новогодняя посевная», который проводится в четвертый (иногда третий) день празднования Лосара. Таким образом, второе значение слова «лосар» укрепляет связь современного Нового года с Праздником весны, и роднит тибетскую традицию со многими древними мировыми культурами.

Тибетский Лосар. Сквозь перипетии историиТибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

Говоря об обычаях празднования Праздника весны, нельзя не упомянуть о том, что во времена царя Пудэ Гунгьяла основной духовной традицией в Тибете был ранний бон – религиозное учение, предшествовавшее буддизму и, в отличие от позднего юндрун бона, сильно напоминавшее шаманизм. Поэтому первые обычаи празднования Лосара, впоследствии несколько изменившиеся под влиянием позднего бона и буддизма, несли на себе отпечаток этой древней традиции.

Поскольку в раннем боне широко использовались жертвоприношения животных, во время Лосара производились «красные подношения» (тиб. dmar mchod). Перед алтарем укладывали голову овцы (тиб. lug mgo), на которую наносились изображения свастики, солнца и луны (тиб. g.yung drung nyi zla), а также поднос с ее разделанной тушей. В местах захоронения предков проводились ритуалы поклонения божествам (тиб. pha mes kyi dur lha gsol), ритуалы поминания предков (тиб. pha mes la dran gso zhu ba); перед воротами или входными дверьми при помощи известняка или измельченной в порошок красной или белой глины насыпались изображения свастики (тиб. sa dmar sa dkar gyi g.yung drung ‘bri ba). Выполнялись подношения божествам и нагам (тиб. lha mchod klu mchod), божествам-покровителям местности (тиб. yul lha), женским и мужским божествам (тиб. mo lha pho lha), божествам-покровителям рождения (тиб. skyes lha), божествам-покровителям дома (тиб. khyim lha), божествам-защитникам жизненной силы (тиб. srog lha) и божествам-покорителям врагов (тиб. dgra lha). Для улучшения благосостояния и продления жизни делалось подношение стрелы долголетия и благополучия «дадар» (тиб. mda’ dar), пшеницы и цампы «дросо чемар» (тиб. gro so phye mar), головы овцы «луг-го» (тиб. lug mgo), ее разделанной туши «дэрка» (тиб. sder kha), первых ростков урожая «ло-пю» (тиб. lo phud), первого ячменного пива «чанг-пю» (тиб. chang phud), выполнялись соответствующие ритуалы, молебны и заклинания. Также в соответствии с бонскими традициями на вершинах гор, на берегах рек, крышах домов устанавливались или развешивались пятицветные или одноцветные молитвенные флаги дар-чог (тиб. dar lcog) или лунг-та (тиб. rlung rta), на которые наносились молитвы и заклинания, обращенные к личным защитникам, совершались ритуалы подношения дыма и поклонения.

Поскольку большинство обрядов, ритуалов и атрибутов сохранилось до наших дней, мы не будем акцентировать на них внимание во время обзора исторических событий, а посвятим им отдельную часть.

Телячий Лосар. Период раннего перевода китайской астрологии элементов


Первой исторической точкой, отмеченной изменениями в традициях празднования Лосара тибетские исследователи называют конец 6-го – начало 7-го века н.э. Во времена царствования Намри Сонцена (тиб. gnam ri srong btsan) в Китай для изучения астрологии [элементов] были отправлены четыре ученика с блестящими интеллектуальными способностями. По окончании обучения и возвращении в Тибет они посредством устной передачи своих знаний способствовали развитию тибетской астрономии и астрологии, и оставили в ней заметный след. В 630 году Намри Сонцен передал власть своему сыну Сонцен Гампо (тиб. srong btsan sgam po), который в 632 году женился на непальской принцессе Бхрикути, тибетское имя Бэлса Трицун (тиб. bal bza' khri btsun). А в 638 году он взял в жены китайскую принцессу Вэньчэн, тибетское имя Гьяса Конджо (тиб. rgya bza’ kong jo), хорошо разбиравшуюся в китайской астрологии элементов. Она привезла с собой ряд трактатов, которые были переведены на тибетский язык и заложили фундамент так называемого раннего перевода китайской астрологии элементов. В соответствии со «старой китайской астрологией» сложилась традиция отсчитывать начало года и, соответственно, праздновать Лосар в первый день первого весеннего месяца тигра (тиб. dpyid ra stag) по старому исчислению месяцев, который приходится на первый день одиннадцатого лунного месяца по современному календарю.

Тибетский Лосар. Сквозь перипетии историиТибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

В то время Тибет в основном населяли кочевники (тиб. ‘brog pa), а немногочисленные поселенцы занимались и земледелием и скотоводством (тиб. sa ma ‘brog), поэтому большая часть населения в теплое время года откочевывала на летние пастбища в горы, а в самые холодные месяцы возвращалась в более теплые края, в долины. Поскольку в это время года овцы и самки яков готовились принести приплод, кочевники собирались в большие группы на зимних стоянках и вели натуральный обмен продуктов производства с крестьянами: мясо, масло, соль, сода с одной стороны и различные виды злаков с другой. Семьи использовали редкую возможность собраться вместе и праздновали Новый год, который в народе получил название «телячий» (по времени он совпадал с моментом рождения ягнят и телят). В большинстве областей, где основу населения составляют кочевники, эта традиция, как и название, сохранились без изменений и по сей день.

Крестьянский Лосар. Средний период перевода китайской астрологии звезд


Следующая поворотная точка приходится на первую половину 8-го века. Как гласят исторические хроники, в 710 году малолетний царь Тридэ Цугцен (тиб. khri lde gtsug btsan), которому едва исполнилось семь лет, женился на китайской принцессе Жинчен Гонжу, тибетское имя Гьимщин Конджо (тиб. gyim shing kong jo). Помимо того, что принцесса была буддисткой, она хорошо разбиралась в китайской астрологии элементов и астрологии звезд и благодаря этому оставила заметный след в тибетской истории.

Гьимщин Конджо привезла с собой множество трактатов по звездной астрологии, перевод которых заложил основу так называемого среднего периода перевода астрологических текстов. Позднее у Тридэ Цугцена и Гьимщин Конжо родился сын, будущий великий тибетский дхарма-царь Трисон Децен (тиб. khri srong lde btsan), взошедший на трон в 755 году. Именно в период его правления начало года перенесли на первое число двенадцатого лунного месяца по современному календарю, на один день позже китайского сельскохозяйственного календаря. А традиция отмечать Лосар по новой системе отсчета месяцев в народе получила собственное название – «Крестьянский Лосар». Как гласит предание, однажды Трисон Децен спросил у своей матери, когда в соответствии с китайской земледельческой астрологией (она же астрология звезд) необходимо праздновать Новый год. На что Гьимщин Конжо ответила: «Не спрашивай меня, задай вопрос царю звезд (Луне)». Что подразумевало необходимость учитывать нахождение Луны в том или ином лунном доме при определении начала года.

Тибетский Лосар. Сквозь перипетии историиТибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

И хотя наличие местных диалектов подарило нам несколько синонимов названия этого праздника – Сельский Лосар, Крестьянский Лосар, Земледельческий Лосар, Восточный Лосар – все они отражают один и тот же смысл. Для определения наиболее благоприятного времени выполнения сельскохозяйственных работ самые опытные крестьяне использовали астрологические вычисления, в основу которых легли наблюдения за изменениями в почве во время прохождения луны через определенные созвездия, и подсчетах результативности урожая при различных сроках начала посевной. Причина же празднования крестьянами Лосара перед началом проведения сельскохозяйственных работ кроется в желании повысить их эффективность и защитить будущий урожай от стихийных бедствий и неблагоприятных воздействий различного рода. С этой целью крестьяне делали подношения Трем драгоценностям (тиб. dkon mchog gsum), владыкам земли (тиб. sa bdag), богиням земли (тиб. sa yi lha mo bstan ma), божествам и нагам (тиб. lha klu). Они обращались к ним с призывом не насылать эпидемии (тиб. nad yams), голод (тиб. mu ge), войны (тиб. mthon) и раздоры (тиб. ‘khrug); жару (тиб. tsad), заморозки (тиб. sad), град (тиб. ser ba) и молнии (тиб. thog mda’); неудачу (тиб. god kha), магию (тиб. cho ‘phrul), дурные предзнаменования (тиб. ltas ngan); болезни людей (тиб. mi nad) и домашних животных (тиб. phyugs nad). Просили их о своевременном выпадении осадков (тиб. char chu dus su ‘bab pa), богатом урожае, плодовитости скота (тиб. lo phyugs rtag tu legs pa) и исполнении желаний (тиб. ‘dod pa’i bsam pa ‘grub pa). Для чего выполняли ритуалы очищения, подношения дыма и поклонения.

Царский Лосар. Монгольское влияние и восстановление тибетской государственности


После смерти в 842 году царя Ландармы (тиб. glang dar ma) ни один из претендентов на тибетский престол не смог удержать власть в своих руках, в результате чего империя распалась на множество удельных княжеств. Эпоха раздора и смуты длилась приблизительно четыреста лет, и в этот период в разных княжествах возникали свои собственные обычаи празднования Лосара в соответствии с волей местных правителей, которые, кроме одного, не оставили заметного следа в истории. Единственный сохранившийся до наших дней обычай празднования Лосара, никак не связанный с переходом на новые календари, это Лосар, который отмечают в Конпо, префектуре Шигадзе, расположенной в южной части Центрального Тибета. Здесь Новый год отмечают первого числа десятого месяца. Как гласит легенда, в самом начале 13-го века княжество Конпо находилось в состоянии войны с одним из своих соседей, и для решающей битвы было собрано и подготовлено многочисленное войско. Однако предстоящий поход обещал быть продолжительным, и воины со своими военачальниками не были уверены, что успеют возвратиться домой к Новому году. Поэтому было принято решение отметить его заранее. Благодаря упорству и мужеству войско из Конпо одержало победу в битве, а первое число десятого месяца было признано приносящим удачу. Что и стало причиной зарождения местной традиции отмечать Лосар в этот день. Она сохранилась и поныне.

Последняя же точка в истории тибетского Лосара была поставлена в середине 13-го века, и решающую роль в ней, так же как и во всей последующей истории Тибета, сыграли взаимоотношения с Монгольской империей. Окончательные изменения в определении первого месяца года были вызваны желанием привести тибетский календарь в соответствие с монгольским. И чуть позже мы узнаем, какие события предопределили это решение.

Сейчас же нужно отметить весьма любопытный факт, что и монгольский календарь принял свой современный вид именно на территории Тибета. Как и в истории Лосара, отмечаемого в Конпо, решающую роль здесь сыграли военные события. В 1216 году 15-го числа первого весеннего месяца тигра войска великого монгольского императора Чингиз-хана (тиб. jing ger rgyal po) вторглись на территорию Тангутского царства (тиб. mi nyag yul), располагавшегося в восточной части современного тибетского региона Кхам. После смерти тангутского царя в 1227 году тангутская армия не смогла оказать серьезное сопротивление войскам Чингиз-хана, и вся территория царства вошла в состав Монгольской империи. Монголы расценили эту победу как знаковую, а месяц, на протяжении которого они ее праздновали, – приносящим удачу. В связи с чем, было принято решение сделать этот месяц первым месяцем монгольского календаря, а его первое число – началом года.

Тибетский Лосар. Сквозь перипетии историиТибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

Говоря о влиянии Монголии на Тибет нельзя не упомянуть об особенностях их взаимоотношений. Да, Тибет вошел в состав Монгольской империи после того, как Хубилай-хан направил туда разведывательную экспедицию, и местные тибетские правители были вынуждены выплачивать империи дань. Более того, в Тибет несколько раз направлялись карательные экспедиции, чтобы «привести в чувство» отдельных князей, отказывавшихся платить дань. Но все же, положение Тибета нельзя было назвать положением вассала при сюзерене. При дворе монгольских ханов постоянно находились великие буддийские наставники, влияние которых не только позволило избежать полного разорения Тибета, но и содействовало значительному изменению нравов кочевников в сторону уважения чужой жизни и духовных ценностей.

Особую роль в этом сыграл великий Сакья-пандита (тиб. sa kya pan di ta kun dga’ rgyal mtshan), который обеспечил своим авторитетом невмешательство Монгольской империи во внутренние дела Тибета и заложил в отношения Тибета и Монголии принцип «наставник – покровитель», в рамках которого духовный авторитет превосходил светскую власть, и Тибет приобрел статус не вассальной территории империи, а опекаемой резиденции духовного наставника государства. Сакья-пандита получил из рук внука Чингиз-хана Годан-хана временный ярлык на правление «тринадцатью туменами центрального Тибета» (тиб. bod khri skor bcu gsum), что по праву можно считать первым шагом в объединении разрозненных тибетских княжеств и восстановлении государственности.

В 1253 году другой внук Чингиз-хана великий хан Хубилай (тиб. hu pi li se chen han) пригласил к себе племянника Сакья-пандиты Пагбу-ламу (тиб. sa skya ‘gro mgon chos rgyal ‘phags pa), который не только обратил хана в буддизм, но и стал его духовным наставником. По его просьбе Пагба-лама даровал ему и его приближенным тантрические посвящения. Как гласят тибетские источники, после первого посвящения Хубилай-хан передал Пагбе-ламе в качестве подношения ярлык на управление 13 тибетскими княжествами, располагавшимися на территории современного У-Цанга. После второго посвящения он даровал ему политическую власть над всеми тремя регионами У-Цанг, Кхам и Амдо (тиб. bod chol kha gsum), и сделал его духовным и светским правителем Тибета, полностью восстановив тибетскую государственность. В честь этого события отсчет начала года в Тибете был приведен в соответствие с монгольским календарем, а месяцы с первого по двенадцатый стали называть с приставкой «монгольский». И хотя со временем приставка «монгольский» была заменена приставкой «тибетский», оба названия находятся в употреблении и по сей день. Празднование Нового года было перенесено на третий месяц старого китайского календаря, а сам Лосар стали называть «царским».

Постепенно эта традиция распространилась на всю территорию, подчиненную Центральному тибетскому правительству, а празднование Лосара в первый день первого монгольского или первого тибетского месяца стало официальным.

Завершая обзор исторических событий, оказавших влияние на традиции празднования тибетского Лосара, будет полезно представить изложенную выше информацию о разновидностях Лосара и их названиях в виде сводной таблицы (таблица 1). Также для более легкого ориентирования в названиях месяцев, использовавшихся в разных календарях, приводится таблица их соответствия друг другу (таблица 2).

Тибетский Лосар. Сквозь перипетии историиТибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

В заключение хотелось бы отметить, что публикация подготовлена исключительно по материалам тибетских источников, поэтому в ней возможны некоторые исторические неточности. В тех случаях, когда удавалось обнаружить противоречие данных тибетских источников западным (как например, в случае с Хубилай-ханом, которого тибетцы упорно называют сыном Чингиз-хана, а также в случае с матерью Трисон Децена, Гьимщин Конжо, которую некоторые исследователи называют его женой), автор принял решение опираться на западные источники. В случаях, когда были обнаружены незначительные хронологические несоответствия данных, приводимых в разных текстах, автор предпочел не использовать точные даты, а обозначить лишь начало, середину или конец соответствующего века.

В следующих частях мы подробно рассмотрим обычаи, обряды и ритуалы, соответствующие каждому дню празднования официального Лосара, а также основные символы и атрибуты традиционного тибетского Лосара. Конечно же, все они с течением времени менялись, но изменения эти мы будем рассматривать уже не в рамках общего исторического экскурса, а применительно к каждому конкретному случаю.

Продолжение следует...

Юрий Пучко специально для savetibet.ru
Фото из открытых источников

В публикации использованы материалы:

1. Статья Краткий обзор распространения традиций тибетского Лосара» (тиб. bod kyi srol rgyun lo gsar tshul skor rags tsam gleng ba). Страница Фонда поддержки образования и благополучия тибетских детей при Центральной тибетской администрации. www.sherig.org.

2. Статья «Введение в этапы возникновения тибетского Лосара» (тиб. bod kyi lo gsar byung rim ngo sprod). www.tbmgar.com.

3. Статья «Последний день уходящего года» (тиб. gnam gang). tb.tibet.cn.

4. Статья «Возникновение тибетского Лосара» (тиб. bod kyi lo gsar byung tshul). www.lhasapost.com.

5. Статья «Знакомство с тибетским Лосаром» (тиб. bod kyi lo gsar ngo sprod). www.chungtse.blogspot.in.

6. Статья «Новогодний Гутук» (тиб. dgu thug). www.vtibet.com.

7. Учебник «Тибетская культура» (тиб. bod kyi goms gshis lugs). College for Higher Tibetan Studies. Sarah, Dharamsala, India, 2015.

8. Курс лекций для иностранных студентов 1-го и 2-го года обучения. College for Higher Tibetan Studies. Sarah, Dharamsala, India, 2015.

Читайте также:


Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Подготовка к Новому году

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Непосредственное празднование Нового года

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Завершение празднования Нового года

Другие статьи автора:


Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии

Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре

Молитвенные флаги Тибета

Cад духовной мудрости
Просмотров: 1510  |  Тэги: Тибет, тибетская культура, обычаи, Лосар

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100