Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Cад духовной мудрости7 ноября 2015 | Версия для печати
Очень часто я вспоминаю своё первое посещение Сарнатха. Вместе с одним моим знакомым из Казахстана мы ехали на моторикше из Варанаси в сторону археологического комплекса и на самом подъезде миновали странное сооружение, которое своим очертаниями напоминало буддийскую ступу, однако имело надстройку в виде восьмиугольной башни, явно доставшейся ей из мусульманского наследия. Возможно благодаря этой странности, а возможно по каким-то другим скрытым причинам это сооружение сразу «бросилось» мне в глаза. Но времени на рассуждения у меня в ту поездку не было. Как и положено классическим буддийским паломникам мы обошли все наиболее известные достопримечательности, посетили ступы и храмы, но так и не вернулись к этому странному сооружению. Мой знакомый оказался «категоричным» буддистом, чётко делящим всё на «наше» и «не наше». Поэтому моё ненавязчивое предложение немного пройтись и посмотреть на это сооружение, вызвало бурю его негодования. Он почему-то твёрдо решил, что буддийская ступа не может иметь такую странную форму, а значит, нам там делать нечего. Впрочем, я особо и не настаивал. Не подумайте, я не ставлю ему в упрёк подобное деление вещей на буддийское и небуддийское, тибетское и нетибетское, махаянское и тхеравадинское. Я искренне признателен ему за возможность приобщиться к величайшему наследию, которую он мне тогда предоставил!
Но уже в следующую свою самостоятельную поездку я не пожалел ступней и пешком отправился удовлетворять свой интерес. И оно того стоило! Это была ступа Чаукханди. Именно в этом месте по преданию Будда впервые после просветления встретил своих бывших товарищей по аскезе. Я с жадностью и трепетом поглощал имевшуюся на информационных щитах информацию. Помню своё внутреннее восклицание, обращение к моему другу: «Как же ты мог не прочувствовать зов этого места!» Но даже в то время я не мог представить, какую роль она сыграет в моей жизни. Впоследствии, когда я имел возможность жить в Сарнатхе довольно длительное время, я очень часто приходил сюда. Почему именно это место притягивало моё внимание, я не берусь объяснить даже самому себе. Возможно потому, что ступа Чаукханди находится в относительной удалённости от главных достопримечательностей и не вызывает повышенного интереса у большинства паломников и туристов. Возможно из-за наличия высоких деревьев, создающих спасительную тень в пятидесятиградусную жару (вот уж где действительно убеждаешься в том, что деревья – это жизнь), это тихое и уединённое место способствует размышлениям и приведению своего внутреннего мира в порядок. А возможно и какая-то другая скрытая или даже очень скрытая причина тянула меня сюда с непреодолимой силой. Я приходил, делал частичный обход (совершить полный обход не позволяет металлический забор, ограждающий проход к индуистскому святилищу, расположенному на территории комплекса) и измождённый жарой, но всё-таки чем-то неудовлетворённый возвращался в свою аскетическую обитель. Очень часто во время посещений я останавливался у забора с тыльной стороны ступы и зачарованно вглядывался сквозь него в волшебный сад, который резко контрастировал не только со жгучей реальностью Сарнатха, который тибетцы прозвали «горячим адом», но и с большинством мест, посещённых мною в Индии. Подобную зелень, свежесть и умиротворение невозможно найти даже в правительственных или посольских кварталах, частных владениях или на территории пятизвёздочных отелей в Дели. Я белой завистью завидовал владельцам этого сада и даже представлял себе, как перебравшись через забор, просто похожу среди этой красоты хотя бы несколько минут до тех пор, пока меня не выдворят с частной территории. Что это могло мне дать, я не представлял, однако перебороть появление подобной навязчивой мысли было просто невозможно. К счастью, дальше смелых фантазий мои действия не заходили. А все попытки узнать что-либо об этом саде у работников археологического комплекса или моих знакомых тибетцев и постараться как-нибудь легально посетить его не увенчались успехом. Я подходил к воротам, отделяющим узкий длинный проход, ведущий к саду, пытался задавать вопросы охранникам-индийцам, но они совершенно не говорили по-английски. Это же штат Уттар-прадеш. А Сарнатх, за малым исключением, всего лишь большая деревня. Так я и витал в несбыточных мечтаниях несколько месяцев. А дела мои тем временем складывались не лучшим образом. После многочисленных и безуспешных попыток найти возможности и средства для обучения тибетскому языку и буддийской философии в Индии, после длительного и утомительного ожидания приглашения, необходимого для оформления визы, и решения многочисленных административных препон я, наконец, попал в Центральный тибетский университет в Сарнатхе. Там я надеялся пройти подготовительный курс, необходимый для поступления, а затем и полную программу обучения, и стать полноценным переводчиком. Однако мои радужные ожидания очень быстро улетучились. Я в принципе и до приезда был готов к отсутствию методики, системного подхода и учебных материалов, поскольку обладал определенным опытом жизни среди тибетцев и был знаком с особенностями тибетского менталитета и их отношения к жизни. Но к отсутствию подготовительного курса как такового, к отсутствию занятий, да и просто интереса со стороны администрации учебного заведения я оказался не готов. Все эти условия не просто затрудняли выполнение поставленной передо мной задачи, но делали мою миссию практически невыполнимой. Я пытался выйти из положения всеми доступными мне средствами: несколько раз приезжал в Дхарамсалу, учился в Библиотеке тибетских трудов и архивов, занимался с частыми преподавателями, брал уроки разговорного тибетского языка. Но всё это были полумеры. И хотя прогресс в изучении языка был налицо, я всё ещё не был готов к поступлению, а все мои личные сбережения подходили к концу. В очередной раз я вернулся в Сарнатх и пытался самостоятельно осваивать тексты по грамматике и философии. Но одно дело получить общие представления, и совсем другое – подготовиться к вступительным экзаменам, рассчитанным на выпускников тибетских средних школ. Про дальнейшее обучение с таким уровнем знаний речи вообще быть не могло. Время шло, а ожидаемого результата не было. Всё чаще я анализировал ситуацию и всё чаще приходил к неутешительному выводу, что иду не правильным путём. В силу сложившихся обстоятельств, я не имел возможности бросить всё и начать обучение в другом месте. Обязательства, договоры, ожидания моих наставников и надежды родственников вязали меня по рукам и ногам. Временами отчаяние полностью завладевало моими мыслями. Надо было не просто что-то менять, надо было менять всё коренным образом. Но на что? Как? На какие средства? Как всё это объяснить моим руководителям? Я закурил и десять дней не выходил из комнаты. И это человек, который всю свою сознательную жизнь ратовал за здоровый образ жизни и привык принимать волевые решения, несмотря на риски и непонимание со стороны друзей и близких! И вот однажды, во время очередной прогулки по центру Сарнатха, я неожиданно увидел на вожделенных воротах свежую надпись «Сад духовной мудрости, посещение с 10:00 до 17:00». Меня пронзило током. Оказывается, объект моих грёз не был частным владением, просто раньше он не был готов к приёму посетителей! Ни секунды не колеблясь, я бросился стучать в ворота. Калитку открыл улыбчивый индиец. Памятуя о предыдущих контактах, я, задавая вопрос о возможности посещения сада, сопроводил его активной и доходчивой жестикуляцией. Но она оказалась излишней. Радушный жест рукой открыл врата рая. На все мои попытки вручить плату за проход индиец лишь отрицательно мотал головой и только нерешительно протянул мне адресную книгу, в которой нужно было оставить свои контактные данные. Это было как в сказке – мало того, что я, наконец, мог осуществить свою давнюю мечту и посетить этот дивный сад, оказалось, сделать это можно на безвозмездной основе! Честно говоря, после грабительских расценок, установленных индийским правительством на посещение археологических и культурных памятников иностранцами, этот подарок был поистине царским. Как тут не вспомнить, что Индия это страна чудес и мудрецов. Итак, черкнув небрежным почерком несколько строк в гостевой книге, я быстрым шагом направился по длинному проходу в сторону сада. На входе меня приветливо встретила большая каменная плита из красного песчаника с высеченной надписью «Сад духовной мудрости». Помните, как в русских сказках – на развилке дорог путника обязательно встречает камень с надписью «направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову сложишь, прямо пойдёшь…» На секунду я почувствовал себя сказочным персонажем. Нет, у меня не было ни тревог, ни сомнений, да и выбора, честно говоря, как и обратной дороги для меня не существовало. Я ещё не знал, что приму здесь решение, которое снимет все мои накопившиеся за несколько лет напряжения, откроет новые возможности и столкнёт меня с новыми вызовами. Просто причины и сопутствующие условия уже сложились, оставалось лишь сделать последние несколько шагов. В отличие от сказочного героя я не привстал в стременах и не стал всматриваться вдаль, просто достал фотоаппарат и запечатлел эту картину для истории. Первый же взгляд на открывшиеся просторы позволил ощутить присущую ему гармонию, тщательность и продуманность, с которой сад был распланирован, а также любовь и заботу, с которой за ним ухаживали. Как человек, проработавший какое-то время в компании, занимавшейся ландшафтным дизайном, я сразу оценил, каких трудов и усилий стоит поддерживать такую огромную территорию в порядке. Особенно учитывая климатические условия Сарнатха. Остриженные деревья и кустарники, цветущие розы и экзотические пальмы лишь подчеркивали особенность места и создавали необходимую для сосредоточения атмосферу, которая уже сама по себе лишала восприятие обыденности. Сделав всего пару шагов, я увидел в тени раскидистых деревьев тхеравадинского монаха, находившегося в созерцательном погружении. Мне не хотелось ему мешать, поэтому я быстро миновал место его уединения и прошёл на открытую площадку с небольшими информационными щитами. Я быстро пробежал их глазами, но поскольку мне хотелось составить общее представление о саде, не стал долго задерживаться, оставив осмысление содержания на будущее. Побродив по дорожкам, выложенным всё тем же песчаником, поражаясь красотами невиданных мною ранее разновидностей пальм и вдыхая ароматы роз, георгинов, ромашек и других цветов, я вышел к следующей площадке, которую обрамляла композиция из каменных скульптур, посвящённая Благородному восьмеричному пути. Инстинкт первооткрывателя и чувство прекрасного не оставляли мне выбора – я принялся фотографировать всё подряд. Были ещё сад лекарственных растений, небольшой парк из высоченных деревьев с лавочками и столиками для чтения, расположенными таким образом, что часть из них постоянно находится в тени, живописная композиция с сухим деревом, каменная композиция с непонятными не то китайскими, не то японскими иероглифами, чудесные виды на ступу Чаукханди и огромное море цветов. Но я не буду раскрывать вам все секреты этого волшебного места и оставлю словесный образ неоконченным, чтобы не лишать вас удовольствия непосредственного восприятия этого удивительного явления, которое вы сможете получить при личном посещении. Однако помимо внешних красот у этого сада есть и другие особенности. Недаром же его назвали Садом духовной мудрости. Я уже упоминал об информационных щитах и композиции, посвящённой Благородному восьмеричному пути. Когда бы вы ни пришли сюда, вы всегда встретите людей, сидящих где-нибудь поблизости и размышляющих о прочитанном. Нет, вы не найдёте здесь каких-то уникальных советов, вся эта информация доступна и из других источников, но есть одно но. Во-первых, как утверждает традиция, чтобы произошел процесс передачи знания, необходимы пять составляющих: правильное место, правильное время, правильный учитель, правильное учение и достойный сосуд (готовый к пониманию ученик). Все эти составляющие, как нетрудно догадаться, наличествуют в этом месте. Люди, намеренно приходящие сюда, обладают и временем, и желанием к познанию. Стенды с информацией в определённой степени заменяют собой учителя и учение. Ну а тихое уединённое место способствует сосредоточению, восприятию и освоению материала. Здесь можно не только послушать (а точнее почитать), но и поразмышлять над прочитанным, привести свои чувства в порядок и, погрузившись в состояние умиротворённого созерцательного равновесия, попытаться взрастить или укрепить в потоке своего ума определённые качества (или, как принято их называть, благие ментальные факторы). Пришло время взглянуть на информационные щиты. Особенно мне импонирует форма подачи материала – она доступна для понимания даже маленьким детям. 1. В суете повседневной жизни мы часто забываем привести себя в порядок. 2. Все мы привыкли приводить себя в порядок на внешнем уровне. Однако мы – это, несомненно, нечто большее, чем наша внешность. 3. Наше имущество и привязанности держат нас в неведении относительно подлинного устройства мира и нас самих. 4. Соблазны этого мира настолько сильны, что они полностью поглощают наш разум. Наша утончённая составляющая теряется в этом грубом мире материи. 5. Однако кроме нас самих нет иной причины наших страданий. Мы страдаем, потому что порождаем напряжённые состояния своего ума. 6. Страдание это внутренние травмы, напряжение, разочарования и нервные расстройства с которыми мы живём. Оно является следствием нашего неведения. Старение, болезни, страх смерти, эмоциональная и физическая боль – всё это тоже разные виды страданий. 7. Страдание – это дукха. Дукха (санскр. duhkhah) это привязанность ко всему непостоянному, преходящему, мнимому, неподдающемуся нашему контролю. 8. Мы можем изменить своё состояние, используя свой интеллект и во многих случаях предотвратить усиление негодования, гнева и ненависти. Осознанность и внутреннее равновесие могут освободить нас от страданий. 9. Равновесие это состояние эмоциональной или ментальной устойчивости. Или спокойствие, возникающее на основе глубинного осознания и принятия текущего момента. 10. Мы также должны понимать, что с нами происходит. Это знание помогает разорвать круг страданий и боли, по которому мы ходим. Самоосознание ведёт к пониманию того, что мы по своей природе духовные существа и что то, в чём мы действительно нуждаемся, это духовная пища. 11. Медитация [созерцательное погружение и взращивание или укрепление благих ментальных состояний] – это внутреннее путешествие, выводящее наш ум из беспокойного, встревоженного, смущённого и сбитого с толку состояния, конечная цель которого спокойствие и безмятежность. 12. Базовый принцип духовной практики медитации это изменение чувств и ощущений. Положительные эмоции гарантируют хорошее умственное и физическое здоровье. Четыре благородные мысли, гласящие о страдании:1. Страдание наполняет всё наше существование. 2. Причина страданий – неведение о непостоянной природе действительности. 3. Осознание этого факта – средство, устраняющее страдания. 4. Практика Благородного восьмеричного пути ведёт к устранению страданий. Наша жизнь наполнена страданиями. Страдание это боль, старение, болезни и смерть. Это также печаль, гнев, зависть, страх, беспокойство, отвращение, ненависть и отчаяние. У страданий есть причина. Действительность – это постоянное изменение, однако неприятие этого факта служит источником страданий. Привязанность к тому, что непостоянно, служит источником страданий. Неведение, выражающееся в неспособности увидеть вещи такими, какими они являются на самом деле, служит источником страданий. Существует прекращение страданий. Страдание можно прекратить, устранив его причину. Причина – неведение и привязанность. Устранив все виды [страстных] желаний, неприязни и беспокоящих мыслей, можно прекратить страдания. Страдания можно прекратить, следуя восьмеричному пути. Благородный восьмеричный путьПравильное знание – осознание непостоянства, а, следовательно, непривязанность. Правильные мысли – устранение непроизвольных отрицательных мыслей и сознательное порождение положительных мыслей. Правильная речь. Правильные деяния. Правильный способ обретения средств к существованию. Правильные усилия – желание практиковать правильное сосредоточение. Правильное памятование – внимание к действительности и взаимодействие с ней. Правильное сосредоточение – беспристрастное наблюдение за [своим] умом. Практические цели восьмеричного пути Осознание изменчивости. Непривязанность. Управление своим умом. Пребывание в действительности. Правильные воззрения Понимание того, что всё меняется. Понимание того, что привязанность к чему-либо в изменяющейся действительности бессмысленно. Осознание того, что непривязанность может устранить страдание. Правильные мысли Устранение отрицательных и сосредоточение на положительных мыслях. Отрицательными мыслями можно управлять, фокусируя внимание на сострадании, непостоянстве, а также неизбежности смерти. Понимание и преодоление страданий в мыслях, которые несут смятение, беспорядок, гнев, ненависть, страстные желания и вожделение. Правильные усилия Сосредоточение на собственных ощущениях, эмоциях и мыслях. Сознательное усилие, направленное на понимание того, что страдания существуют только в наших мыслях и что то, что существует в наших мыслях зачастую более надуманно, чем реально. Правильная речь Правильная речь требует отказа от обмана, пустой болтовни, сплетен и оскорблений. Правильные деяния Требуют избегать действий, сопряжённых с воровством и отнятием жизни. Правильный способ обретения средств к существованию Предлагает зарабатывать на жизнь честными средствами, без хитрости и обмана. Если же мы совершаем что-то неправильное, необходимо искренне раскаяться и решить не повторять это снова. Правильное памятование Подразумевает фокусирование своего внимание на текущем моменте, а не на собственных вечно меняющихся внутренних [не связанных с текущим моментом] мыслях. Правильное сосредоточение Правильное сосредоточение это тренировка беспристрастного наблюдения за своими внутренними мыслями, сопровождающаяся успокоением дыхания, тела и эмоций. Вот, собственно говоря, и всё, что вы сможете здесь прочитать. Как я уже говорил, всё, что здесь написано, можно найти и в других источниках. Более того, информация дана в довольно сжатом виде, и если вы захотите расширить своё понимание, вам необходимо обратиться к другим источникам – книгам или аудиозаписям лекций, в которых эта тема раскрывается более подробно. Я же, возвращаясь к теме статьи о трудных решениях в тяжелых ситуациях, добавлю только две вещи. Во-первых, напомню, что ступа Чаукханди была возведена в месте, где Будда впервые после просветления встретил своих бывших товарищей по аскезе. Говорят, что они сначала не хотели принимать и слушать его, поскольку он оставил их и, по сути, предал совместную практику. Но поразившись изменениями, произошедшими в нём, изменили свою точку зрения и, выслушав его, стали его учениками, сформировав таким образом сангху. Представьте себя на месте этих людей. Я думаю, такое изменение позиции далось им не просто, и это место несёт на себе отпечаток силы, способствовавшей принятию подобного непростого решения. К тому же близость места, где был осуществлён Первый поворот колеса учения и миру было явлены Четыре истины благородных, а также Восьмеричный путь благородных, превращают этот сад в совершенно особое место. Во-вторых, мой личный опыт принятия трудного решения в очень непростой ситуации, позволяет рекомендовать его для посещения. Читая в тридцатый, сороковой, а может быть и сотый раз об основах буддийского воззрения, я неожиданным для себя образом вычленил из этого обширного материала советы, которые помогли мне осознать, что привязанность к любым объектам, даже если они с некоторых точек зрения представляются благими, несет страдания. Что боязнь встречи с нежелательным сама по себе несёт большие страдания, чем встреча с ним, что бескомпромиссное и беспристрастное самонаблюдение ведёт к прекращению страдания, что сложные решения, принятые в результате умозаключений, сделанных на основе правильных посылок, не ведут в пропасть, а открывают новые возможности. Пусть с новыми вызовами, с новыми трудностями, но они открывают путь и разрывают замкнутый круг. Что изучение теории познания и распознавание различных актов ума имеют практическое, а не чисто научное значение. И многое, многое другое. Юрий Пучко специально для savetibet.ru Другие статьи автора:Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре Молитвенные флаги Тибета Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |