Сохраним Тибет > Знакомство с тибетскими обычаями. Почему вьючные мешки ткут с узором в полоску
Знакомство с тибетскими обычаями. Почему вьючные мешки ткут с узором в полоску27 февраля 2018. Разместил: Editor |
У каждого мужчины есть свой «ю», а у каждого «ю» есть свое имя. Тибетская поговорка Наверно многие из тех, кто интересуется тибетской культурой или же по какой-то причине побывал в Тибете (или, например, в Ладаке), отметили для себя особую любовь тибетцев, а также жителей других гималайских регионов, к узорам в полоску. Такими узорами могут украшать ткань, используемую для пошива элементов праздничной или повседневной одежды, а также иных принадлежностей, используемых в быту: обуви, сумок, поясов, одеял, покрывал, половых ковриков, чепраков (подстилок под вьючные и скаковые седла), торб для лошадей (суконных мешков с овсом, которые крепят к мордам животных), уздечек, ошейников и т.д. В этот перечень можно включить и рассматриваемые нами сегодня вьючные мешки. Может показаться, что традиционную любовь тибетцев к подобным узорам, помимо тяги к прекрасному и желания украсить свою повседневную жизнь, вызывает простота и легкость их изготовления (более сложные узоры ткать вручную на примитивных ткацких станках, которые до сих пор используют тибетские кочевники, довольно трудно и долго). И это предположение отчасти верно, однако помимо легкости тканья, эти узоры обладают еще одним достоинством и важным практическим применением – они могут служить своеобразной меткой или, если хотите, подписью или даже печатью для обозначения личных принадлежностей с целью их последующей идентификации среди других подобных предметов. Конечно не все предметы личного обихода, обладающие узорами в полоску, специально маркируются, часть из них просто подобным образом украшена. Однако вещи, которые используют в большом количестве во время совместной работы, будь то торговля, путешествия в составе общего каравана и т.д., с большой долей вероятности будут именно промаркированы личным узором. Более того, часть подобных «сигнатур» не просто используют на протяжении большей части своей жизни, но и передают по наследству, а для их чтения разработан специальный язык и правила чтения. Сегодня мы познакомимся с одним из носителей подобного узора и очень важным предметом, используемым в хозяйственной деятельности всеми без исключения тибетскими кочевниками – вьючными мешками. Их значение трудно переоценить, ведь подобные мешки используют не только для транспортировки личных вещей во время сезонных кочевок, но и во время торговли молочными продуктами, зерновыми культурами, солью, шерстью и т.д. Добыча соли и ее транспортировка перекупщикам или потребителю, к примеру, составляет немалую часть дохода иных кочевников, ну а про торговлю продуктами собственного производства говорить и вовсе не приходится. О роли их в жизни тибетцев говорит хотя бы тот факт, что вместе с сюжетами, отображающими наиважнейшие события в жизни кочевников, вьючные мешки попадают на храмовые фрески. Вьючные мешки в Тибете принято делить не по размеру, а по типу вьючных животных, с которыми они используются: овечьи или луг-гел (тиб. lug sgal), конские или та-гел (тиб. rta sgal) и ячьи или да-гел (тиб. da sgal). Отличаются они, в основном, только размером. Начнем мы свой обзор с овечьих мешков луг-гел. Как бы странно это ни звучало, но в некоторых регионах Тибета (в основном на юго-западе, западе и северо-западе – в У-Цанге, Нга-ри и Джанг-танге), основу поголовья домашних животных кочевников составляет мелкий рогатый скот, поэтому овец, как и коз, иногда используют в качестве вьючных животных, а потому для них шьют специальные вьючные мешки. От прочих вьючных мешков они отличаются меньшим размером, а вот от обычных мешков еще и конструкцией. Несмотря на то что крепят их непосредственно на спину животных без вьючного седла, как и большинство тибетских вьючных мешков, они двойные, а точнее спаренные. Отдельный мешок в такой спарке называют нэ-до (тиб. sne do). Оба мешка имеют общую основу, к которой с одной стороны пришиты нагрудная и задняя шлейки (ремни или веревки), необходимые для удержания поклажи при движении животных вверх и вниз, а с другой стороны – небольшие петли для фиксации шлеек. Шьют такие мешки из двух параллельных полос ткани, сотканной на горизонтальном ткацком станке (ширина подобных станков позволяет ткать ткань шириной 25–32 см). При этом полосы сшивают таким образом, чтобы узор ткани зеркально отражался относительно шва. Завязки с мешками не используются – после загрузки их просто зашивают. В качестве основы ткани используется ячья или козья шерсть, возможна также их комбинация, причем используются только грубые остистые волокна (подобная ячья шерсть называется ци-па (тиб. rtsid pa)), а мягкий подшерсток – кашемир или ку-лу (тиб. khu lu) – не используется. Он не обладает требуемыми прочностными качествами, к тому же пользуется большим рыночным спросом, а посему почти полностью идет на продажу. Ткут мешки из нитей двух цветов – более светлого и более темного. Причем основным цветом может быть как один, так и другой, главное чтобы цвета контрастировали. Шерсть не красят, а используют ее натуральный окрас. Как и остальные мужские принадлежности, вьючные мешки ткут только мужчины. Ни для чего другого, кроме как перевозки грузов на овцах и козах, они не подходят. Используются в основном для транспортировки соли. Спаренные конские мешки та-гел и ячьи мешки да-гел по своей конструкции от луг-гел ничем не отличаются, их больший размер обеспечивается увеличенной длиной полос ткани, а также их количеством. Основу мешков та-гел сшивают из трех полос, а мешков да-гел – из четырех. Правило зеркального отражения узора относительно швов соблюдается. Впрочем, мешки этих двух видов могут быть и одинарными (т.е. неспаренными), поскольку конструкция вьючных седел позволяет крепить к ним и одинарные мешки. В этом случае к ним пришиваются завязки. Та-гел и да-гел могут быть и женскими (используются только для перевозки семейных вещей при сезонных миграциях). Шерсть, используемую для женских мешков, могут искусственно окрашивать (в основном в красный цвет). Это делают, чтобы отличать их от мужских. Мужские мешки та-гел и да-гел могут использовать для перевозки любых видов грузов, но в основном их используют при торговле солью, зерновыми культурами, шерстью и т.д. «Содержимое было удалено по причине нарушения авторских прав». Теперь мы перейдем к непосредственному рассмотрению самого узора, который по-тибетски называется «ю» (тиб. yud). «Ю» состоит из контрастных линий, которые ткут по всей длине ткани. Обычно это сплошные линии, но иногда они могут состоять из квадратов или прямоугольников. Толщина линии может варьироваться от одной продольной нити основы ткани до пяти и более. Линии могут быть одиночными или же формировать связанные структуры или блоки. Одиночные сплошные линии называются джар-кан (тиб. jar kang). Одиночные линии, состоящие из квадратов или прямоугольников, называются ре-со (тиб. re so). Двойные линии называются луг-миг (тиб. lug mig) – «овечий глаз». Светлые и темные линии, формирующие «овечий глаз», должны быть одинаковой толщины, в противном случае, это будут уже две одиночные линии джар-кан-ни (тиб. jar kang gnyis). Структура, состоящая из трех линий одинаковой толщины с полосами основного цвета, называется ю-леб (тиб. yud leb). Если же они имеют разную толщину, то это три одиночные линии джар-кан-сум (тиб. jar kang gsum). Вот, пожалуй, и все основные структуры простого узора «ю». Различные варианты узора, а как следствие и индивидуальной «подписи», складываются из бесчисленных сочетаний основных блоков, которые к тому же могут отличаться толщиной линий и располагаться на разном расстоянии друг от друга (ширина полос и расстояние между ними считаются количеством нитей основы ткани). Читается узор всегда справа налево. Несмотря на то, что мешок состоит из нескольких полос ткани, при чтении «ю» читается узор только одной полосы. Варианты чтения узора представлены на фотографиях. Как уже упоминалось ранее, каждый кочевник имеет свой собственный «ю». Правда использует его он только когда по тем или иным причинам «отделяется» от родительской палатки. Наследник отцовской палатки наследует и отцовский «ю», он называется па-ю (тиб. pha yud). Остальные братья разрабатывают свой собственный «ю». Более того, если отец передал палатку наследнику, а сам остался жить при ней, он в свою очередь тоже не вправе использовать переданный по наследству «ю» и должен придумать новый. Обычно «ю» близких родственников похожи и отличаются мелкими деталями. Помимо отцовского «ю» существует еще и материнский – ма-ю (тиб. ma yud). Материнский «ю» передается всем дочерям, поскольку они после замужества живут порознь и их мешки, в отличие от мужских никогда не пересекаются. Помимо мешков для общесемейных принадлежностей и продуктов питания существуют специальные женские мешки для хранения денег и драгоценностей. Их дочери получают от матерей во время свадьбы. Существуют также женские монашеские мешки, их кочевницы ткут себе сами перед постригом. Используют ли они при этом материнский «ю» или разрабатывают новый, выяснить, к сожалению, не удалось. Помимо вьючных мешков мужчины маркируют своим «ю» и другие принадлежности, используемые во время торговли и иных совместных путешествий. Чаще всего это одеяла для путешествий (домашние одеяла мужским «ю» не маркируются), чепраки (подстилки под вьючные и скаковые седла), торбы для лошадей (мешки с овсом, подвешиваемые к мордам животных) и т.д. Одеяла, используемые во время путешествий, к примеру, могут состоять из 4–8 полос ткани, на каждой из которых выткан «ю» его хозяина. На этом краткий экскурс в мир тибетских вьючных мешков и их узоров можно и закончить. Наверно большинству читателей эта информация покажется хоть и интересной, но не очень полезной. А возможно она побудит кого-то более сознательно отнестись к выбору узора покупаемой в Дхарамсале тибетской сумки или шали. Или же при виде товаров с подобными узорами на прилавках уличных торговцев вызовет ощущение сродства с тибетской культурой и навеет приятные воспоминания. Что уже само по себе можно считать неплохим результатом данного исследования. Юрий Пучко, специально для savetibet.ru В статье использованы фотографии из свободных источников и кадры из х/ф «Гималаи» (1999 г.), реж. Эрик Валли. Другие статьи автора:Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Подготовка к Новому году Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Непосредственное празднование Нового года Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Завершение празднования Нового года Тибетский Лосар. Главные атрибуты Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре Молитвенные флаги Тибета Cад духовной мудрости |