Огненный протест в Нгаба и задержания в связи с самосожжениями в провинции Ганьсу

  19 января 2013   08:17
Огненный протест в Нгаба и задержания в связи с самосожжениями в провинции Ганьсу

Как сообщается на сайте Центральной тибетской администрации (ЦТА), 18 января около 15.15 по местному времени в уезде Кьюнгчу (Khyungchu) округа Нгаба (кит. Хунъюань, Аба-Тибетско-Цянский автономный округ провинции Сычуань) совершил самосожжение Церинг Пунцок, житель деревни Драчен Юлцо (Drachen Yultso).

Он предал себя огню на площади Thundril Thang (что означает ‘площадь Единства’), напротив здания милиции, что указывает на сходство с предшествующими протестами. Служащие китайской милиции забрали тело тибетца, скончавшегося на месте, и увезли в Баркам.

Церинг Пунцок, сын Кьокпо Цанга (Kyokpo Tsang), оставил дома жену и двух детей. Монахи из монастыря Амчок начали читать молитвы для усопшего. Снимок с места самосожжения, второго в 2013 году, размещен на зарубежных тибетских сайтах.

По неизвестным ранее сведениям, полученным ЦТА из Тибета, 13 сентября в Пекине совершила самосожжение 62-летняя тибетская женщина из района Кьегудо (кит. автономный округ Юйшу провинции Цинхай). Она отправилась в столицу после того, как местные чиновники в Кьегудо отказали ей в просьбе сохранить дом, унаследованный от предков. Надеясь добиться справедливости, она подавала прошения в адрес центрального правительства, но никаких конкретных результатов не было. После отчаянного протеста ее доставили в больницу с тяжелыми ожогами.

Как сообщалось, в Кьегудо, серьезно пострадавшем от землетрясения 14 апреля 2010 года, китайские чиновники захватывали участки, принадлежавшие нескольким поколениям тибетских семей. Несмотря на то, что Кьегудо является тибетской территорией с ярко выраженной тибетской идентичностью, чиновники практически исключили участие тибетцев в разработке планов реконструкции.

Напомним, что 12 января в уезде Сагнчу (кит. Сяхэ, провинция Ганьсу) совершил самосожжение 22-летний Церинг Таши (ранее указывалось: Церинг Дондуп). По сведениям VOA, он обмотал себя железной цепью, чтобы труднее было погасить пламя, и выкрикивал: “Пусть победит Его Святейшество Далай-лама”.

Тибетцы, швыряя в служащих милиции камни, сумели унести его тело и доставить в родную деревню Кенанг. Однако вскоре дом его семьи окружили машины сил безопасности, преградившие проход монахам и простым тибетцам, пришедшим выразить свои соболезнования. Начальник отряда приказал немедленно кремировать тело; по словам местных жителей, он стучал кулаком по столу, обвиняя семью в контактах с “кликой Далая”. Отец Церинга Таши, Дукар Кьяб, вынужден был согласиться кремировать усопшего без принятых религиозных ритуалов. Мать, Церинг Долма, от нервного потрясения попала в больницу.

В общей сложности с февраля 2009 года 98 тибетцев прибегли к огненным протестам, призывая к возвращению Далай-ламы в Тибет и свободе для тибетцев. Центральная тибетская администрация вновь обращается к тибетцам с просьбой воздержаться от таких радикальных актов, как самосожжения.

На днях стало известно о задержаниях в тибетских поселениях провинции Ганьсу, связанных с новыми карательными санкциями, которые были введены китайскими чиновиками с целью подавить огненные протесты.

15 января управление общественной безопасности провинции Ганьсу заявило об "успешном раскрытии дела «о подстрекательстве и провоцировании совершения организованного, предумышленного самосожжения", произошедшего 6 октября, когда поджег себя 26-летний Сенге Гьяцо, житель деревни Дохэ города Хэцзо. Версия китайской милиции достаточно подробно излагается в заметке английской службы Синьхуа, кратко повторенной на русском сайте пекинского агентства.

Итак, в заявлении управления общественной безопасности утверждается, что это самосожжение было "спланировано и инициировано зарубежными членами ‘Конгресса тибетской молодежи’ [из] группировки далай-ламы". Недавно "были задержаны семь главных подозреваемых в причастности к организации самосожжения".

Кхи Гьяцо (Khyi Gyatso), 33 лет, односельчанин и друг Сенге Гьяцо, принадлежал к числу монахов местного монастыря Дохэ (тиб. Докар), пока в 2000 году не сумел нелегально покинуть Китай, чтобы поступить в неназванный монастырь в Индии. Являясь одним из главных членов Конгресса тибетской молодежи, Кхи Гьяцо в период пребывания в Китае в 2011 году познакомил Сенге Гьяцо с идеями тибетской независимости.

В январе 2012 года Кхи Гьяцо и Гонпо Кончог (Gonpo Konchoghu), также член Конгресса тибетской молодежи и бывший монах монастыря Дохэ, провели в Индии встречу с примерно 30 монахами из Ганьнань-тибетского автономного округа провинции Ганьсу, которые присутствовали на учениях Далай-ламы. Среди этих монахов были Калсанг Гьяцо (Kalzang Gyatso) и Гонпо Цзе (Gonpo Je).

В апреле 2012 года Гонпо Кончог нелегально прибыл в Китай и уговаривал Сангье Гьяцо совершить самосожжение, обещая "послать за границу его снимок после самосожжения и прошение к Далай-ламе организовать для него молебен".

Потом Таши Гьяцо и Гонпо Цзе, «поджидавшие вместе с другими момент самосожжения», сделали эти снимки и «быстро переслали их за границу». В тот же день Кхи Гьяцо, находившийся за границей, распространил новость о самосожжении, говорится в тексте Синьхуа.

Поскольку Китай имеет репутацию страны, где единственным доказательством вины нередко являются признания, полученные под пытками, вряд ли следует доверять этой версии следствия. По существу отчет управления общественной безопасности сводится к описанию контактов обвиняемых с "зарубежной кликой Далай-ламы". С очевидной целью опорочить усопшего, Синьхуа указывает, что в 2007 году Сенге Гьяцо имел столкновения с законом «за кражу»..

Далее, по сообщению радиостанции Free Asia (RFA), 20 декабря отряд милиции “внезапно ворвался” в монастырь в уезде Лучу (кит. Луцюй), чтобы обыскать комнату монаха по имени Калсанг Самдруб (Kalsang Samdrub). Двумя днями позже 44-летний монах был схвачен по обвинению в контактах с "зарубежными сепаратистскими элементами".

В течение следующих трех дней были взяты под стражу еще 7 жителей деревни, обвиненных в том, что они переслали "враждебным силам за рубежом" данные о самосожжении 29 ноября. Как сообщалось, местный тибетец Церинг Намгьял, 31 года, у которого остались две маленькие дочери, поджег себя возле комплекса правительства в Лучу “в знак протеста против китайской политики в Тибете и за тибетскую политическую свободу”.

Позже один из задержанных, по имени Ньима, был освобожден, но у него изъяли мобильный телефон и личные вещи. Пока неизвестно, где содержатся другие задержанные – это Лхамо Дордже, Дордже Дондруб, Калсанг Кьяб, Калсанг Сонам, Калсанг Намдрен, Сонам Кьи, а также монах Калсанг Самдруб, двоюродный брат погибшего в результате самосожжения 29 ноября. Именно его подозревают в пересылке снимков за границу.

Валерий Никольский

Самоcожжения в Тибете


Прокомментировать эту и другие публикации вы можете на нашей странице Вконтакте
Если вы заметили на сайте грамматическую ошибку, пожалуйста, выделите её мышкой, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам.