Далай-лама XIV: "Надеюсь, в России выпьют водки по поводу моего 70-летия. Только, пожалуйста, не пейте слишком много"
Далай-Лама ХIV в своей резиденции в Дхарамсале пытается сохранить
и донести до мировой общественности правду о жизни тибетцев.
Корреспондент "Итогов" Дмитрий Серковстал одним из немногих
россиян, удостоенных личной аудиенции главы буддистов.
Дхарамсала - небольшой городишко в предгорьях Гималаев - известен буддистам всего мира. Именно сюда, в северный индийский штат Химачал-Прадеш, в 1959 году бежал 24-летний далай-лама XIV, когда китайские войска жестоко подавили восстание в столице Тибета Лхасе. Здесь же сегодня располагается официальная резиденция духовного лидера буддистов. Приглашение посетить это место поступило группе российских журналистов после того, как в ноябре прошлого года далай-лама приехал с религиозным визитом в Калмыкию. В состав приглашенных вошли и корреспонденты "Итогов".
День рождения Будды
...Когда после двенадцатичасового переезда из Дели с его одуряющей жарой попадаешь в Дхарамсалу, ощущение такое, словно оказался в совершенно райском месте. Мягкий горный климат, аккуратные трех- и четырехэтажные строения на склонах гор, которые по большей части являются гостиницами и магазинами для многочисленных паломников. Сюда едут с разными целями: одни - чтобы познать учение Будды, другие - чтобы овладеть тайнами тибетской медицины или искусством танка (изображения на тканях). А кого-то, как нас, впереди ждет встреча с живым воплощением Будды.
Жизнь Дхарамсалы размеренна и течет неспешно. Уже в шесть часов утра монахи начинают отправлять обряды, звенит молитвенный колокольчик, а местные ремесленники приступают к производству миниатюрных каменных плиток, на которых с помощью молотка выбивают мантры. Потом эти поделки продадут паломникам, которые оставят их на тропе вокруг резиденции далай-ламы, в месте, называемом Кора. Пройти по тропе и оставить на ней мантры, значит, совершить обряд очищения от различного рода негативных эмоций. Впечатление не портят даже местные попрошайки, которые принадлежат к индусской касте неприкасаемых, - они обязательный атрибут Коры.
Наш приезд в Дхарамсалу совпал с большим событием. Верующие праздновали Сагадава - день рождения Будды. Мы стали свидетелями торжественных церемоний. В этот день проводится Торгьяк - обряд сожжения злых духов. Для его совершения монахи в желтых головных уборах выходят на площадку перед резиденцией, держа перед собой большие трубы - дунчены. Чередование овертонного горлового пения и звуков дунченов символизирует мелодии божеств. Человеку со стороны может показаться, что это хаотичный набор звуков, но обрядовая музыка была написана тибетцами еще в древности и дошла до наших дней в виде особой письменности, которая разительно отличается от современной нотной грамоты. Затем наступает черед церемонии сожжения злых духов. Выносят конусообразный предмет, так называемую тарму - символ злых духов. Лица некоторых монахов закрывают повязки, поскольку считается, что при сожжении злые духи могут проникнуть в тела людей. Место, где проходила церемония, было огорожено большим полотном, чтобы посетители храма не могли наблюдать обряд. Особо любопытные, в числе которых оказались и мы, завели знакомство с работниками службы безопасности далай-ламы. Это молодые тибетцы в одежде мирян, призванные охранять Его Святейшество. Неплохое знание английского языка, обходительность и терпеливость - вот, наверное, их основные отличительные черты. Мы, пользуясь случаем, решили проверить, до каких границ простирается религиозное понимание гвардейцев ламы, и остались в непосредственной близости от места проведения церемонии. Секьюрити несколько раз вежливо повторил просьбу выйти за границы площадки, а затем положил руку на плечо одному из нас, после чего продолжать отстаивать свою точку зрения расхотелось. Как потом выяснилось, в подготовке сотрудников службы безопасности нет никаких буддийских тайн, просто в их ежедневные обязанности входят занятия спортом. Они явно не проходят даром, и потому мало кто отважится нарушать порядок в непосредственной близости от резиденции.
Попасть же на аудиенцию считается в Дхарамсале большим везением. Большинство паломников месяцами обивают пороги офиса в надежде увидеть живое воплощение Будды. Нам, попавшим в число счастливчиков, выдали бланк, в котором следовало указать паспортные данные и сроки пребывания в стране. Затем началась процедура досмотра, которая нисколько не отличается от проверок в аэропортах. У нас забрали телефоны, и мы прошли к месту встречи в одноэтажный дом, разделенный на несколько помещений. Дело в том, что далай-лама большую часть своего времени проводит, встречаясь с самыми различными людьми, и, чтобы не терять времени впустую, он просто переходит из одного помещения в другое к ожидающим его визитерам.
Своей очереди нам пришлось ждать несколько часов, но за терпение мы были сполна вознаграждены. Дело в том, что в этот день после нас у далай-ламы больше не было аудиенций, и беседа длилась до тех пор, пока не иссяк его интерес к нам как собеседникам. Мы проговорили два часа кряду.
"Мир не наступит от наших молитв"
В самом начале беседы далай-лама дал понять следующее: "У вас есть право задавать любые вопросы, но у меня есть право не отвечать на какие-то из них". И вот какой в результате получился диалог.
- В июле вам исполняется 70 лет. Вы будете праздновать эту дату? И как вы обычно отмечаете день рождения?
- Я считаю, что церемонии по поводу моего дня рождения - пустая трата времени, и всегда стараюсь провести этот день в молитвах. Ведь каждый день - это день рождения. Новый день - это новое начало. И я думаю, каждый день должен принести что-то полезное, что-то важное. И потому для меня неинтересно праздновать день рождения. Но, несмотря на это, мне приятно, когда меня поздравляют. Надеюсь, что в России выпьют водки по поводу моего 70-летия. Только, пожалуйста, не пейте слишком много.
- Вам часто приходится общаться с людьми из России? Что вы думаете о нашей стране?
- Я всегда охотно общаюсь с россиянами. Сегодня в вашей стране более открытое общество. А все проблемы, которые у вас были, происходили от неведения. В любой сфере неправильное решение принимается от недостатка знаний. Все вещи в мире взаимосвязаны, нет ни одной, которая существовала бы отдельно от других. Представьте себе, что у вас на пальце маленькая ранка и все тело от этого испытывает боль. Происходит это оттого, что все взаимосвязано. Чтобы жить в таком мире, нам нужен целостный подход. Кстати, для создания целостной картины очень важна работа средств массовой информации. Но для этого вы должны быть объективными. Журналисты должны иметь длинный нос, длинный, как хобот у слона. Старайтесь нюхать, это очень важно, и всегда информируйте публику о том, что происходит и каково положение вещей в мире.
- Вы часто говорите, что вы такой же обычный человек, как и все. Не считаете, что это несколько странное заявление для духовного лидера подобного ранга?
- Возьмем, например, Папу Римского. Конечно же, когда его выбирают, он должен вести себя в соответствии с занимаемой должностью. Но когда-то и он был простым человеком. Был ребенком. И то же самое касается патриарха русской церкви. А теперь возьмем меня: я - беженец и должен вести себя неформально. Может быть, эту привычку я приобрел в семье, этому меня научили мои родители. Я очень часто думаю, что формальные барьеры не приводят ни к чему хорошему. И это понимание отличает меня от остальных.
- Вы настолько неформальный человек, что даже давали интервью "Плейбою". Есть предел, который вы не переступите в своей открытости?
- Есть две сферы: духовная и политическая. Если брать духовную, то, не забывайте, я - буддийский монах. У меня никогда не было желания пить или курить. Даже если бы я захотел это сделать, то не смог бы. В политической сфере есть ряд моментов, при которых я должен молчать. Это граница, которую я сам поставил перед собой.
- Если бы в возрасте двух лет вас не нашли буддийские монахи, то как могла сложиться ваша жизнь? И в связи с этим скажите, какую вообще роль играет в нашей жизни предназначение?
- Я родился в крестьянской семье, которая жила в весьма отдаленной деревушке. Там не было школ, и скорее всего я бы вел жизнь крестьянина. Но поскольку я всегда интересовался техникой, то, может быть, дорос бы до тракториста.
Что же касается предназначения, то с буддийской точки зрения, если я рождаюсь тибетцем, размер моих ног, цвет моих глаз - все уже предопределено. А дальше все зависит от обстоятельств и от собственных действий. Из-за причин меняется следствие. В одних областях есть много предопределенности, но в других ее нет. С буддийской точки зрения ответ на вопрос, что за жизнь может быть в дальнейшем, до последней минуты, до последнего вздоха, не определен. Даже после смерти есть некий переходный период, и в этом периоде происходят некоторые изменения.
Действия людей во многом зависят от мотивации. Поэтому если мы хотим, например, применить контрмеры против насилия и терроризма, то они должны быть двухступенчатые: кратковременные и рассчитанные на долговременную перспективу. Если взять меры кратковременного масштаба, то они давно предпринимаются в государствах. Насколько они эффективны, здесь я не судья. Но что касается долговременных мер, то решение я вижу в правильном образовании людей. Это образование призвано давать людям целостный взгляд на вещи, который не должен разделяться на "я" и "другие". "Другие" - уже часть меня, и наоборот. Мир не наступит от наших молитв и обращений к высшим существам, но он придет от нашей мотивации.
- Насколько является правдой, что Тибет обладает тайными знаниями, в поисках которых Гитлер даже снарядил специальную экспедицию?
- Если вы найдете какие-нибудь странные или тайные вещи, то сообщите мне. Когда я был маленьким, я слышал про экспедицию Гитлера в Тибет и в Индию, но все это исходило из-за его символа свастики, которая присутствует в символике Тибета. Но, кроме этого, мне ничего не известно. Впоследствии появилось много книг, которые превратили Тибет в мифическую страну, но в них слишком много выдумки.
- Интересно узнать о вашем отношении к новым технологиям.
- В целом я очень хорошо к ним отношусь, но пока ни одна технология не может заменить то, что являет нам человеческая жизнь во всей ее полноте. Никакие новые технологии не способны проявлять эмоции. Когда это возникнет, тогда мы и поговорим. В любом случае важнее всего человеческие ценности.
Если я как религиозный человек буду говорить, что технологии не нужны, то тогда надо все отбросить, взять ослика и ехать на нем в Дхарамсалу несколько лет. Даже для того, чтобы выступал религиозный лидер, нужны микрофон, колонки. У нас есть часы, машины. Единственное исключение составляют созерцатели, которые сидят в горах. Вот им не нужны технологии. Но другая крайность - радикальные материалисты, которые отвергают духовные ценности. Я обычно стараюсь найти третий путь, который лежит между материализмом и религией.
- Каким, на ваш взгляд, может быть будущее человечества на этой планете?
- Возможно, у нас появится возможность переселиться на другую планету. Но не у всего населения. Земля - наш дом. И каждый отдельно взятый человек может внести вклад в то, чтобы спасти эту планету. Я думаю, что самая большая опасность планеты - это чрезмерный рост населения. Мой друг, экономист по профессии, однажды объяснил мне, что если правильно использовать ресурс этой планеты, то его хватит на сто миллиардов жителей. Проблема состоит в энергии. Ее недостаточно. Но в Москве, наверное, нет такой проблемы. Я вспоминаю свои переживания, связанные со следующим эпизодом. Однажды я жил в Москве на территории монгольского посольства и мне сообщили, что в этой части города не будет горячей воды. Помню, я очень переживал по этому поводу.
- Скажите, существует ли разница между Востоком и Западом?
- Я против, когда люди создают различия между Востоком и Западом. Когда мы говорим, что на планете живут шесть миллиардов человек, то по большому счету нет разницы, сколько из них живет на Востоке, а сколько на Западе. Вот, например, основные научные достижения приходят с Севера. Империализм, колониализм тоже приходили с Севера. А зато на Востоке - особое отношение к семейным ценностям, на Востоке очень большие семьи. На Западе, где особенно ощутим процесс индустриализации, очень большой разрыв между взрослыми и детьми. Постепенно такое отношение появляется и на Востоке, например в Японии и Китае. Все на этой планете меняется и будет меняться и дальше.
Источник:
Дмитрий Серков, Владимир Новиков (фото)
"Итоги"
июнь 2005