Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Борис Гребенщиков поздравит Далай-ламу с днем рождения

В Москве состоится единственный концерт с участием мировых звезд тибетской культуры.

Для любителей тибетской культуры нынешний год - юбилейный. С 6 июля всему миру начнутся празднования 70-летнего юбилея духовного лидера Тибета Далай-ламы XIV, которые продлятся целый год. В столице празднования предваряет единственный концерт 2 июля в Московском Доме музыки на Красных Холмах, организованный "Тибетским Домом в Москве". Впервые на одной сцене выступят тибетские монахи из монастыря Гьюдмед, группа "Хуун-Хуур-Ту" из Тувы, Лотен Намлинг - Белый Журавль Тибета, музыканты из Индии, Бурятии и Калмыкии представят танцы горных яков и снежных львов. Специальными гостями фестивального концерта станут группа "Аквариум" и Борис Гребенщиков (см. фото).

Открывшийся осенью прошлого года фестиваль "ТИБЕТ: традиции, искусство, философия" показал огромный интерес московской и российской аудитории к тибетской культуре. На концертах, выставках, лекциях и показах за две недели фестиваля побывало около 30 тысяч гостей. Тогда к участникам фестиваля обратился лауреат Нобелевской премии мира Далай-лама: "Немалую ценность заключает в себе культура Тибета, его медицина и философия, основанная на миролюбии и уважении к окружающему нас. Эти знания, случись им получить широкое распространение, могли бы принести большую пользу народам другим стран. Я всегда испытываю особое воодушевление, когда люди, не ограничиваясь лишь словами поддержки, предпринимают активные шаги с тем, чтобы мир узнал о Тибете, его народе и культуре".

Для музыкантов из Тибета и буддийских республик России фестивальный концерт 2 июля - возможность выразить уважение своему духовному лидеру, пропагандирующему в мире идеи ненасилия и сострадания, терпимости и гармоничного сосуществования мировых религий. Каждый из них сделает это по-своему: тибетские монахи Гьюдмеда - мощными тантрическими ритуалами; легендарная группа "Хуун-Хуур-Ту" - удивительным тувинским горловым пением; труппа "Ганджонг Догар" - танцами горных яков и снежных львов, а Лотен Намлинг - древними песнопениями тибетского святого Миларепы, песнопениями, которые спонтанно рождаются в сердце человека, когда он достигает Просветления.

Появление Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум" в качестве участников фестивального концерта вряд ли можно назвать случайностью - идею проведения фестиваля в прошлом году он поддержал вместе с Андреем Макаревичем, а самого БГ можно было увидеть в числе первых посетителей осеннего фестиваля "ТИБЕТ". Он выразил свое отношение к Тибету в нескольких словах: "Я просто изучил то, что мне было интересно изучить, и отношусь к этой культуре с большим уважением".

Можно без преувеличения сказать, что интерес БГ к тибетскому буддизму стал для многих людей в России первым шагом к более глубокому знакомству с культурой Востока. Сам Борис Борисович часто бывает в Индии и Непале, разбирается в восточной философии, и в его творчестве нередко можно заметить влияние Страны снегов. Его далеко непраздный интерес к восточной и в том числе тибетской культуре, эксперименты с участием монгольских музыкантов ставят его в один ряд с такими внимательными и увлеченными исследователями буддизма, как Роберт Турман и Ричард Гир.

Обертонное пение монахов тантрического монастыря Гьюдмед (Тибет)

Обертонное пение тибетских монахов без преувеличения можно назвать визитной карточкой Тибета. В любом фильме, в любом музыкальном произведении о легендарной Крыше Мира, вы услышите их низкие голоса поразительной глубины и силы, приносящие с собой энергетику совершенно иного незнакомого, но притягательного мира.

Мало кому известно, однако, что из нескольких тысяч монастырей Тибета в этом стиле поют только два. Один из них Гьюдмед, монастырь с пятисотлетней традицией, возникший вскоре после того, как его основателю тибетскому ламе Шерабу Сенге в пророческом сне был явлен удивительный голос. Этот голос немыслимым образом сочетал в себе низкие гортанные звуки, схожие с рычанием тигра или раскатами грома, и нежные ноты мелодичного пения юной девушки.

Сами монахи называют свой стиль пения голосом Ямантаки, победителя бога смерти. Поскольку лишь люди, взошедшие на высочайшие вершины духа, могут представлять себе, как именно звучит голос этого мощного просветленного существа, в монастырских текстах он сравнивается с "рокотом лавины, сходящей с заснеженных гор" или "стремительной горной рекой, перекатывающей камни".

Настолько многогранен и неповторим вокальный стиль Гьюдмеда, что даже своего духовного лидера Далай-ламу его монахи встречают не трубами, как в других монастырях, но своим сильным и красивым пением. Как рассказывают монахи, этот стиль пения восхищает не только людей, но и божеств. В тибетском сообществе дни, когда монахи Гьюдмеда упражняются в пении, считаются не слишком удачными для гадания. Дело в том, что божества, которые обычно дают правильные ответы на поставленные вопросы, в это время слишком заняты. Они все в монастыре Гьюдмед, слушают поющих монахов.

В программе принимает участие лучший голос монастыря - мастер пения досточтимый Дамчо Нима. Мастер пения является одним из самых уважаемых лам монастыря, он по традиции избирается Далай-ламой и возглавляет монашеский хор на важнейших церемониях и ритуалах.

Танцы горных яков и снежных львов труппы "Ганджонг Догар" (Тибет)

"Гангджонг Догар", великолепная труппа исполнителей тибетских песен и танцев, была основана в Калимпонге, в северных поселениях тибетских беженцев Индии. В репертуаре "Гангджонг Догар" практически весь спектр духовной и светской музыки Тибета, здесь и сакральные танцы божеств-животных, и ритуальные пляски охотников; мелодичные и протяжные народные песни и опера "Лхамо". Несмотря на достаточно юный возраст, музыканты и танцоры "Гангджонг Догар" уже объездили весь мир, побывали с концертами в Великобритании и Ирландии, Голландии и Франции. И везде зрителей восхищают красивые песни и нездешние мелодии Страны снегов.

"Гангджонг Догар" регулярно выступает в тибетских поселениях Индии и ежегодно принимает участие в оперном фестивале "Шотон" в Дхарамсале, который посещает Далай-лама. Визитная карточка труппы - изумительные танцы горных яков и снежных львов. Костюмы этих почитаемых в Тибете животных сшиты директором труппы, и по выразительности и детализации им нет равных в тибетском сообществе. Такое впечатление, будто эти грациозные черные яки и мохнатые белоснежные львы спустились с гималайских хребтов, чтобы рассказать людям о далеком Тибете.

Белый журавль - Лотен Намлинг (Тибет)

Лотен, что в переводе с тибетского значит "Белый журавль", - псевдоним артиста. Его настоящее имя - Намлинг Лобсанг Тензин. Сын тибетских беженцев, он родился в Дхарамсале в 1963 году. В пятнадцать родители подарили ему даньен, шестиструнную тибетскую лютню, что и определило его дальнейшую судьбу. С 1989 года Лотен живет в Швейцарии. Здесь был записан альбом "Песни Тибета", на котором собраны замечательные песни трех народных традиций - из Амдо, У-Цанга и Кхама. Интерес к современной западной музыке побудил его создать проект "Тибет-блюз", над которым Лотен работает и сейчас. "В своих песнях я воспеваю прошлое и молюсь за свободу Тибета", - говорит Лотен. И тысячи слушателей во всем мире поддерживают его в этом.

"Хуун-Хуур-Ту" (Тува)

Тувинская группа "Хуун-Хуур-Ту" на протяжении 10 лет является, безусловно, самым известным в мире музыкальным проектом всего бывшего СССР (не считая исполнителей классической музыки и поп-дуэта "Тату"). Музыка "Хуун-Хуур-Ту" - уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения, и развивающая это наследие. Группа прочно входит в элиту world music планеты. С 1993 года группа выступила практически на всех крупнейших фестивалях world music, джаза и даже рок-музыки, дала около тысячи концертов на всех континентах, совершила 16 концертных туров по США и Канаде, множество раз выступала во всех странах Европы, Японии, Австралии, Мексике, Гонконге, Сингапуре, Малайзии. В мире пользуются популярностью 9 альбомов группы, а также более десятка совместных работ "Хуун-Хуур-Ту" с другими музыкантами. Во всех известных музыкальных энциклопедиях "Хуун-Хуур-Ту" называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие.

Бадма-Ханда (Бурятия)

Бадма-Ханда родилась во Внутренней Монголии - районе северного Китая - в 1979 году в бурятской семье. Ее бабушка и дедушка бежали от репрессий коммунистического режима Советского Союза в начале тридцатых годов XX века. Беженцы старались держаться вместе, сохраняя язык, традиции и национальное достоинство. Песни, которые поет Бадма-Ханда, - это старинные народные бурятские песни, практически забытые у себя на родине из-за многих лет подавления истинных национальных ценностей бурят и буддизма в СССР, но продолжавшие жизнь в своей первозданности в небольшой бурятской общине на территории Китая. Сейчас Бадма-Ханда переехала на родину предков и стала настоящей звездой в Бурятии. Ее уникальный голос и очаровывающая манера пения моментально завоевывает сердца слушателей вне зависимости от того, где она выступает - в маленьком клубе в бурятской деревне или в Нью-Йорке.

Она универсальна - одинаково легко и изящно исполняет народные песни и поп-музыку. Но ее истинная любовь - это древние народные песни, в аутентичном исполнении, которые она поет в сопровождении народных инструментов.

Йорял. Оркестр народной музыки (Калмыкия)

Удивительные мелодии бескрайних калмыцких и монгольских степей, инструменты с нездешними голосами и сказочными названиями: товшур, хучир, ятха, шанз, джингинур - эти инструменты звучали в те времена, когда жили великие герои-исполины из калмыцкого эпоса "Джангр", побеждая врагов и защищая драгоценное буддийское учение о любви и сострадании. Эти инструменты пели свои печальные песни в 40-х, когда рушились возведенные кочевниками буддийские храмы, когда расстреливали вернувшихся из многолетнего обучения в Тибете калмыцких лам, а простой народ отсылали в изгнание, в Сибирь. Эти инструменты звучат и сейчас, когда Калмыкия переживает небывалое духовное возрождение, вновь вырастают храмы, восстанавливается, казалось, утраченная навсегда связь с Тибетом.

Тибет и Калмыкия - страны с похожей судьбой, их музыканты говорят на одном языке, ибо схожи их переживания и чувства. Не случайно, так запомнилось выступление оркестра "Йорял" тибетским ламам Гьюдмеда, посещавшим Калмыкию с духовной миссией. Затаив дыхание, слушали они голоса калмыцких инструментов, и с особым вниманием - кристально чистую композицию "Утро буддийского монаха", рассказывающую об их жизни и духовном подвиге на языке музыки.

Оркестр народной музыки "Йорял" был основан в 1999 году в Элисте, его музыканты ставят перед собой цель - сохранить старинные музыкальные инструменты и уникальное песенное наследие степной буддийской республики Калмыкия.


Источник:
Страна.Ру
Мария Свешникова

 

Фото

все новости Тибета | фото-новости Тибета | новости Тибета (архив) | фото-новости Тибета (архив)

 

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет» © 2005-2012
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Rambler's Top100