|
Главная | Новости | Тибет | Далай-лама XIV | Статьи | О центре | О фонде |
|
Художники-авангардисты стремятся передать устремления современного Тибета29 августа 2005 | Версия для печати
Незаметная для глаз в окружении храмов и сувенирных лавок в старой Лхасе совершается революция, и 25-летняя Пема Долкар гордится тем, что принимает в ней участие. Она принадлежит к группе молодых честолюбивых тибетских художников, стремящихся вырваться за рамки традиций и найти новые пути развития старинной гималайской культуры. «Центром традиционного тибетского искусства всегда была религия», - говорит Пема Долкар. Мы беседуем в выставочном зале Гильдии художников имени Гедуна Чопела, где художники также проводят свои встречи. «Современное же тибетское искусство, напротив, позволяет разрабатывать широкий круг тем», - продолжает Пема Долкар, стоя напротив портрета Моны Лизы, облаченной в традиционное тибетское платье.
Столица Тибета Лхаса - это своеобразный символ традиционной тибетской культуры, куда ежегодно стекаются тысячи туристов в надежде увидеть образцы древнего тибетского искусства. «Многие приезжие считают, что тибетцы должны держаться за свою оригинальную культуру и не должны позволять ей сильно меняться. Я думаю, что это несправедливо, - говорит Ганден, молодой художник, один из руководителей Гильдии художников имени Гедуна Чопела. - Мы, тибетцы, тоже имеем право пробовать что-то новое. Не надо относиться к нам как к экзотическим зверушкам, на которых можно приехать посмотреть в любое время». В Лхасе живут примерно 200 художников-авангардистов, половина из которых - этнические тибетцы, другая половина - китайцы. Они стремятся раздвинуть границы традиционного творчества. Внешний мир начинает постепенно узнавать современное лицо Тибета. «Тибетская живопись - это новое направление в современном искусстве, и работа художников как в самом Тибете, так и в изгнании, привлекает пристальное внимание Запада», - говорит Кейт Сондерс, представитель расположенной в Вашингтоне организации «Международная кампания за Тибет». Пока Гильдия художников имени Гедуна Чопела - единственный центр современного искусства в Лхасе, но все может измениться. «Некоторые художники, которые даже моложе нас, начали организовывать подобные группы, - рассказывает 33-летний Ганден, у которого, как у многих тибетцев, односложное имя. - Процесс набирает обороты. Я думаю, через несколько лет художественная жизнь Тибета станет гораздо разнообразнее». Ганден сначала изучал традиционное тибетское искусство, но затем понял, что выразительных методов, унаследованных от прошлых поколений, недостаточно для отражения его собственного мироощущения. «Раньше, обращаясь только к традиционным и религиозным темам, я чувствовал, что не могу сказать о том, о чем хочу. Меня гораздо больше привлекала тема современного положения Тибета», - говорит он. Ганден не стремится полностью порвать с традицией, скорее, он хочет перекинуть мостик от древнего Тибета к современному глобализованному миру. На его картинах изображения Будды соседствуют с кадрами из голливудских фильмов, цитатами на английском и русском языках и даже обрывками SMS-сообщений. «Мы вступили в эпоху высоких скоростей и визуального восприятия. Люди больше не читают толстые книги. Мы живем в эру быстрого питания. Все должно происходить быстро, - продолжает Ганден. - Некоторым покажется, что это наивный и поверхностный подход, но в то же время это весьма жизнеспособная культура». Новое искусство кажется революционным только на первый взгляд - стремление в переменах заложено в глубоко тибетской традиции. «В соответствии с основным постулатом буддизма, все в мире находится в постоянном движении, - рассказывает Ганден. - Ничто не останется прежним. Перемены должны наступить. Эти перемены могут не понравиться Западу, но это будут перемены, которых захотят сами тибетцы».
Фото
все новости Тибета | фото-новости Тибета | новости Тибета (архив) | фото-новости Тибета (архив)
|
|
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет» © 2005-2012 О сайте | Наш Твиттер: @savetibetru Адрес для писем: |