|
Главная | Новости | Тибет | Далай-лама XIV | Статьи | О центре | О фонде |
|
Белоголовый як и трехметровая защитница Тибета в монастыре Дзонкар Чоде7 марта 2006 | Версия для печати
В тибетском монастыре Дзонкар Чоде на юге Индии состоялась предновогодняя церемония «Чам», которую в России знают в ее монгольском произношении («Цам»). Чаму, который проводится только один раз в году, на 29 лунный день последнего месяца уходящего года, предшествуют многочисленные приготовления. Ламы, исполняющие роли главных персонажей, проходят длительное затворничество, чтобы добиться максимального отождествления с божеством, которое они затем будут представлять в танце. Остальные участники церемонии оттачивают свое мастерство, вспоминая разученные ранее па. По вечерам, когда спадает нестерпимая жара, повсюду разносятся громогласные звуки длинных труб, возвещая о том, что ламы начали готовиться к одному из самых важных дней года, когда, на пороге новогодних празднований, будут отсечены все препятствия и трудности. Поскольку церемония Чам является одной из основных духовных практик монастыря, традиция ритуального танца сохраняется здесь с особой бережностью. Сегодня в монастыре около двухсот монахов, большинство – ребятишки 8-10 лет, которые пока лишь внимательно следят за танцующими старшими ламами, чтобы затем, незаметно для остальных, повторять сложные движения. Монастырь Дзонкар Чоде ранее принадлежал к тибетской буддийской школе Сакья, но позднее, во времена реформ, был отнесен Гелуг, поэтому центральным персонажем монастырского Чама здесь является Каларупа, главный защитник школы Гелуг и ее основателя ламы Цзонкапы. Танец Каларупы и его супруги Цамуди, а также многочисленных божеств царственной свиты составляют костяк Чама Дзонкар Чоде, в повествовательную канву которого изящно вплетены появления и других героев – трехметровой Палден Лхамо (охранительницы Тибета и Далай-ламы), молниеносных снежных львов и огромных размеров белоголового яка. Чам монастыря Дзонкар Чоде называют «Чамом яка», поскольку выход из храма на монастырский двор белоголового яка - один из самых зрелищных моментов церемонии. Белоголового яка считают проявлением защитного божества монастыря Дзонкар Чоде, его величественного появления ждут с нетерпением, а в известный всем жителям момент церемонии к нему обращаются за благословением, поднося белые церемониальные шарфы-хадаки. Первыми подходят к волшебному яку самые пожилые и уважаемые жители поселения Рабгье-линг, чья связь с монастырем Дзонкар Чоде исчисляется десятилетиями – многие из них до 1959 года жили в местности Дзонка в Тибете, где монастырь стоял до вторжения китайцев. Сегодня они не только поддерживают связь с монастырем, но и самым активным образом участвуют в Чаме, где все роли расписаны и выполняются с безукоризненной точностью. Они следят за танцорами, чтобы в нужный момент успеть поправить костюм, разносят напитки для лам и угощения для гостей, снимают с танцующих божеств хадаки, которые во множестве возлагают на них собравшиеся зрители. Чам завершается танцем черных шапок и ритуалом «Торгьяк», бросанием в огонь огромной «тормы», своего рода ритуального оружия, уничтожающего препятствия в жизни монастыря и поддерживающих его деревень. Юлия Жиронкина
Фото:
все новости Тибета | фото-новости Тибета | новости Тибета (архив) | фото-новости Тибета (архив)
|
|
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет» © 2005-2012 О сайте | Наш Твиттер: @savetibetru Адрес для писем: |