|
Главная | Новости | Тибет | Далай-лама XIV | Статьи | О центре | О фонде |
|
Тантрические гости в главном буддийском храме России25 июня 2006 | Версия для печати
Священный буддийский месяц «Сага Дава», который в этом году пришелся на июнь, был ознаменован проведением масштабных ритуалов в новом буддийском храме Элисты, которому Его Святейшество Далай-лама дал красивое название «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В дни священного месяца в стенах сказочно-прекрасного храма гостили монахи тибетского тантрического монастыря Гьюдмед, приглашенные в степную республику главой калмыцких буддистов Тэло Тулку Ринпоче. Их визит, который для многих жителей Калмыкии является долгожданным, а также сам по себе тот факт, что песочная мандала на этот раз возводилась в молитвенном зале, возле девятиметровой статуи Будды Шакьямуни, весьма способствовали тому, чтобы жители калмыцкой столицы, а также многих отдаленных городов и поселков посетили «Золотую обитель Будды Шакьямуни», накопив колоссальные духовные заслуги. Ведь, в соответствие с буддийским учением, сила любого ритуала, проведенного в дни месяца «Сага Дава», когда исторический Будда родился, достиг Просветления и ушел в нирвану, а также любой прочитанной мантры или совершенного благого деяния увеличивается в сто тысяч раз. Но даже если оставить в стороне небесную бухгалтерию, несомненным остается то, что совместные молитвы монахов Гьюдмеда, элистинского монастыря, а также многих людей, собиравшихся в эти дни в молитвенном зале главного буддийского храма Калмыкии, не могли не повлиять на судьбу страны самым благотворным образом. Как отметил старейший тибетский лама геше Дугда: «Если мы будем подметать комнату одним единственным прутиком, то едва ли чего-то добьемся. Если же мы соберем много прутиков воедино, то быстро наведем чистоту в своем доме. Подобным образом, если вся наша положительная карма, все наши заслуги соберутся воедино, то сила нашей общей молитвы станет огромной». Первая песочная мандала в «Золотой обители Будды Шакьямуни»Ровно год назад монахи Гьюдмеда бродили по лестничным пролетам строящегося храма, который на тот момент еще не имел названия. Вряд ли кто-то из них всерьез думал тогда, что свою следующую песочную мандалу они будут возводить в его стенах. Как бы то ни было, многочисленные чудеса, последовавшие за вошедшим в историю буддийской России визитом Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию, сделали реальной и эту мечту. Перенесение мандалы из ставших привычными для странствующих тибетских монахов Гьюдмеда выставочных залов и домов культуры туда, где ей подобает быть, - в буддийский храм, в значительной степени изменило саму атмосферу, сопровождающую возведение песочного дворца, а также настроение людей, созерцающих его рождение. Теперь монахи Гьюдмеда в своих трудах опирались не только на 500-летнюю линию преемственности тантрических знаний, берущую начало от Ламы Цзонкапы и его ученика Джецуна Шераба Сенге, основавшего монастырь в 1433 году, но и на благословение своего духовного лидера Его Святейшества Далай-ламы, освятившего первый камень «Золотой обители Будды Шакьямуни». Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче выбрал для построения в «Золотой обители» мандалу Ямантаки – гневной формы Манджушри, Будды Мудрости. Ямантака является одним из трех основных тантрических божеств, чьи практики регулярно выполняются в монастыре Гьюдмед и входят в обязательную программу обучения. По мнению монахов Гьюдмеда, построение мандалы Ямантаки наиболее благоприятно для буддийских регионов России, где в годы Советской власти убивали лам и разрушали монастыри. Ведь, будучи гневным божеством, Ямантака отсекает всевозможные препятствия на пути духовного развития, а, являясь гневным аспектом Манджушри, он способен наделить людей мудростью и знанием. «Когда мы созерцаем песочную мандалу Ямантаки и проводим сопряженные с ней ритуалы, то закладываем в своем сознании очень сильный благой отпечаток, - объясняет возглавляющий группу монахов Гьюдмеда Туптен Шакья. - Благодаря этому отпечатку в будущем мы сможем воочию увидеть настоящую просветленную мандалу святых божеств». Ритуал Зеленой Тары – воплощения просветленных деяний всех БуддВозведение песочной мандалы Ямантаки в «Золотой обители Будды Шакьямуни» сопровождалось утренними и вечерними службами, в дополнение к которым ламы также провели два отдельных ритуала Будды Медицины и Зеленой Тары. Ритуал Зеленой Тары вызвал у жителей Элисты такой интерес, что самый большой буддийский храм в Европе впервые не смог вместить всех желающих. Разместившись в до отказа наполненном молитвенном зале «Золотой обители Будды Шакьямуни», на балконах второго яруса, в коридорах и по ту сторону ведущих в храм массивных красных дверей, люди внимательно слушали обертонное пение монахов Гьюдмеда и мудрые наставления геше Дугда, тибетского ламы, уже много лет работающего в Калмыкии. «Зеленую Тару можно назвать богиней исполнения желаний, - отметил геше Дугда, предваряя ритуал. - Она дарует нам удачу в любых делах и начинаниях. Все буддийские божества: Манджушри, Ченрезиг, Ваджрапани и Зеленая Тара – это проявление просветленного сознания Будд. Мы можем обращаться со своими молитвами и просьбами к любому из них, но при этом нужно помнить, что в каждое из них является воплощением того или иного аспекта Будды». «Поэтому, если нам необходима мудрость, нам следует обратиться к Манджушри, воплощению просветленной мудрости. Если мы нуждаемся в сострадании, быстрее всего мы обретем его, если обратимся к Ченрезигу, Будде Сострадания. Если нам необходима сила, нам нужно призывать Ваджрапани, а если нам нужна удача, лучше всего обратиться к просветленной Зеленой Таре». Ритуальный текст, который читают монахи Гьюдмеда, является общим для всех четырех школ тибетского буддизма. Призывая Зеленую Тару, все они опираются на текст, составленный великим буддийским наставником Атишей. «Зеленая Тара была главным божеством Атиши, - объясняет Туптен Шакья. - Когда Атиша получил приглашение преподать буддийское учение в Тибете, он вознес молитвы Зеленой Таре и спросил, как ему лучше поступить – отправляться в Тибет или нет». Тара ответила, что отправиться в Тибет было бы весьма благоприятно, так как, оказавшись там, Атиша сумеет распространить буддийское учение и принесет большую пользу живым существам. «В то время большинство буддийских мастеров опирались на Зеленую Тару», - добавляет Туптен Церинг, поясняя, что помощь Тары приходит очень быстро. «Если мы обращаемся к ней с молитвой, - говорит он, - то болезни отступают, а вредоносные духи теряют способность нам вредить. Если приходят сны с дурными предзнаменованиями, то Зеленая Тара способна взять нас под свою опеку». «В принципе, все Будды способны даровать нам свою защиту, но в особенности та, что ближе всего к людям – Тара. Потому что она является воплощением просветленных деяний Будд», - добавляет Туптен Шакья. Огненная пуджа Ямантаки – устранение «избытка» и «недостатка»После завершения песочной мандалы Ямантаки монахи Гьюдмеда и элистинского монастыря провели мирную огненную пуджу. В тибетских монастырях огненная пуджа является важным ритуалом, завершающим многодневное строительство песочной мандалы. «Ритуалы, связанные с песочной мандалой, имеют особое значение и особую силу, - говорит монах монастыря Гьюдмед Туптен Церинг. - А поскольку в Элисте мы возводили мандалу Ямантаки, относящуюся к высшей Тантре, анутара-йогатантре, то допускать какие-либо ошибки в процессе ее строительства довольно опасно». «Для того, чтобы устранить возможный «избыток» (молитвы, прочитанные излишнее число раз) и «недостаток» (недочитанные молитвы) в буддийских монастырях проводят огненную пуджу». В целом же, огненная пуджа способствует обретению двух видов духовных достижений – обычных и высших. Под высшими достижениями понимается обретение состояния Будды, а под обычными - способность беспрепятственно выполнять любые мирские дела. «Во время этого ритуала мы совершаем подношения, во-первых, непросветленному божеству огня и, во-вторых, просветленному Ямантаке, - рассказывает Туптен Шакья. - Мы подносим им двенадцать субстанций для того, чтобы они устранили препятствия, большие и малые неприятности, недуги и болезни, и даровали нам благополучие. Во время огненной пуджи все мы накапливаем очень много заслуг, в особенности, если визуализируем в огне мандалу Ямантаки». Каждая из двенадцати субстанций, которые ламы подносят мирскому божеству огня и просветленному Ямантаке, имеет свое назначение. Маленькие веточки дерева сжигают для того, чтобы у нас появилось мощь и великолепие. Топленое масло - для обретения богатства, кунжут – для очищения от недобродетели. Траву рампа – для удлинения жизни, а рис - для увеличения заслуг. Траву куша подносят для очищения от загрязнений, которые порой выражаются в дурных снах, и прекращения вредоносных влияний извне. Ячмень – для приумножения урожая, а пшеницу – для избавления от болезней. Обычно на ритуал огненной пуджи родственники умерших людей приносят с собой с собой их имена, записанные на маленькие листы бумаги. Когда ламы бросают эти листы в огонь вместе с черными зернами кунжута, в этот момент сгорает негативная карма умерших, которую они накопили в прошлых жизнях. Благодаря этому, их перерождения, будь то грядущие или те, которые они уже приняли на момент проведения ритуала, будут более благоприятными. «Кроме того, огненная пуджа позволяет уменьшить и нашу собственную негативную карму, - поясняет Туптен Шакья. - Если человек присутствует на огненной пудже и возносит молитву главному божеству Ямантаке, то он лучами своего сострадания устраняют его проблемы и исполняет желания. Мы накапливаем положительную карму и впоследствии достигнем состояния Будды». Считается, что дым от костра, где сжигаются двенадцать видов подношений, устраняет болезни ветра, желчи и флегмы и препятствуют их возникновению. Поэтому тибетцы традиционно обходят костер по часовой стрелке, наполняя легкие благословенным дымом. Пепел от огненной пуджи обычно развеивают по полям, чтобы урожай был обильным, и насекомые не могли причинить ему вред. Полнолуние священного месяца «Сага Дава» в «Золотой обители Будды Шакьямуни»Полнолуние буддийского месяца «Сага Дава» считается самым важным днем года. Согласно жизнеописанию Будды Шакьямуни, именно в этот день основатель буддизма достиг полного Просветления, а на склоне своих лет в тот же день ушел в паринирвану. Последнее событие в этом году отмечалось особо в связи с круглой датой – оно произошло ровно 2550 лет назад. Традиционно буддисты стараются провести этот день в молитвах, они посещают храмы, совершают подношения монахам и делают небольшие пожертвования нуждающимся. Заслуга от любого благого деяния, совершенного в этот день, увеличивается в несметное число раз. В этом году самый важный день в буддийском календаре в Калмыкии отмечали в новом храме «Золотая обители Будды Шакьямуни» с особой торжественностью. Ранним утром, до восхода солнца, храм пригласил всех желающих принять однодневные обеты Махаяны. К неподдельному удивлению многих, в том числе гостившей в те дни в Калмыкии съемочной группы программы «Вести», желающих принять в этот день обеты чистого нравственного поведения оказалось очень много – молитвенный зал «Золотой обители» был заполнен людьми разных возрастов. Среди них были те, кто уже давно и серьезно занимается практикой буддийского учения, а также новые люди, впервые узнавшие о благотворной силе однодневных обетов, посетив храм в дни «Сага Давы». Большинство из пришедших в храм в половине пятого утра остались и на последовавшую за принятием однодневных обетов Махаяны праздничную службу монахов элистинского монастыря и тантрических монахов Гьюдмеда. Задолго до начала молебнов, которые были также связаны с защитным божеством Ямантака, молитвенный зал был не в силах вместить всех собравшихся. Возглавлявший праздничную службу верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче пошутил, что вскоре, возможно, придется строить новый храм еще просторнее нынешнего – столь молниеносно растет в Калмыкии интерес к буддизму. В своем выступлении Тэло Тулку Ринпоче поблагодарил главу республики Кирсана Илюмжинова за его помощь в возведении самого «большого храма в Европе с великолепной статуей Будды Шакьямуни», где в этот важный день собрались все те, кто болеет душой за возрождение буддизма в России. «Большой праздник, 2550 лет со дня ухода в паринирвану Будды Шакьямуни, мы отмечаем в золотом храме, о котором мы мечтали давно, - отметил в ответной речи глава республики Кирсан Илюмжинов, специально прилетевший в Элисту для участия в праздничных молебнах. – С рождением этого храма вековая мечта калмыков, вековая мечта всех буддистов сбылась». «В этом зале я вижу много пожилых людей, которые прошли Сибирь, - сказал он. - С 1943 по 1956 год наш народ был подвергнут жесточайшим репрессиям, и, находясь вдали от нашей родной земли, вы верили в то, что вернетесь в Калмыкию, в то, что наша республика будет возрождаться. Этот храм - дань уважения вам». Самопосвящение Ямантаки и разрушение мандалыПраздничная служба в «Золотой обители Будды Шакьямуни» состояла из двух основных ритуалов – самопосвящения Ямантаки и разрушения песочной мандалы. Ритуал самопосвящения Ямантаки, во время которого участвующие в нем ламы облачаются в прекрасные костюмы буддийских божеств, ежегодно проводится в монастыре Гьюдмед для возобновления тантрических обетов и духовных обязательств. «Во время ритуала самопосвящения, - объясняет Туптен Шакья, - мы мысленно входим в мандалу и получаем посвящение непосредственно у Ямантаки. Кроме того, мы получаем различные посвящения у пребывающих в мандале Будд пяти семейств: посвящение сосуда, посвящение короны, посвящение ваджры, посвящение колокольчика и посвящение тайного имени». Во время ритуала самопосвящения ламы мысленно представляют в пространстве перед собой просветленную мандалу Ямантаки, единую с той песочной мандалой, которую они строили на протяжении многих дней. «Получая подобное посвящение, - продолжает Туптен Шакья, - мы очищаемся от негативной кармы, которую накопили в бессчетных предыдущих рождениях, и накапливаем позитивную карму, которая будет помогать нам в наших будущих жизнях». По завершении ритуала самопосвящения ламы разрушили песочную мандалу Ямантаки. Часть песка была поднесена нагам, духам воды и хозяевам подземных сокровищ, чтобы те отнесли его в свою страну нагов. «Наги подобны людям, - говорит Туптен Шакья, - они также испытывают страдания и болезни. Когда мы подносим им священный песок, благословленный просветленной энергией Ямантаки, то их страдания убывают». «У людей и у нагов очень много точек соприкосновения, очень большая связь, - продолжает он. - Если в стране нагов благоденствие, если их болезни устраняются, то и в нашем мирском бытии все тоже становится благополучным, и человеческие страдания уходят». Самый важный день в буддийском календаре станет национальным праздником КалмыкииПраздничная служба в новом буддийском храме Элисты стала большим событием не только для Калмыкии, но и буддийской России в целом. Постепенно на нашу землю возвращаются традиции, которые существовали здесь испокон веков. Месяц «Сага Дава» был священным для многих поколений буддистов Калмыкии, Бурятии и Тувы. В этот месяц они старались употреблять меньше мяса или вовсе отказывались от пищи, которая стала следствием убийства живых существ, а в полнолуние «Сага Давы» - посещали буддийских монастыри, которых на территории Калмыкии было свыше ста. Сегодня у жителей Калмыкии появилась возможность провести этот важный день в стенах самого прекрасного буддийского храма России, и, судя по тому, сколько людей приняли в это утро обеты Махаяны и участвовали в праздничной службе, именно так они и намерены поступать. Видя решимость своего народа возрождать древние духовные традиции, которые были источником его силы на протяжении многих веков, шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче предложил сделать этот день национальным праздником Калмыкии. Юлия Жиронкина все новости Тибета | фото-новости Тибета | новости Тибета (архив) | фото-новости Тибета (архив)
|
|
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет» © 2005-2012 О сайте | Наш Твиттер: @savetibetru Адрес для писем: |