|
Главная | Новости | Тибет | Далай-лама XIV | Статьи | О центре | О фонде |
|
Тибетские монахи взялись очистить ауру Барнаула8 сентября 2006 | Версия для печати
Четыре тибетских монаха в рамках паломнического тура по России начали строить в Барнауле священную мандалу - мозаику из разноцветного песка измельченных природных минералов гор Тибета, который они привезли с собой.
«Мобильной связью не пользоваться, громко не разговаривать», - висит объявление в музее, где священнодействуют монахи. Но и без этого предупреждения посетители даже перешептываться боятся. Четверо монахов сидят, расположившись по кругу, и часами, песчинка за песчинкой насыпают цветной орнамент по едва определимой разметке. Причудливо переплетаются цветовые мотивы, монотонно позвякивают трубки. Монахи работают с половины десятого до восьми с короткими перерывами на обед и ужин, причем сменяют друг друга, чтобы кто-то обязательно оставался в зале, где насыпается мандала. Прерываются еще на ритуал. Утренний или вечерний, он одновременно - и молитва, и медитация. Трубка, через которую насыпают цветной песок, - полая изнутри. Размеры выходного отверстия разные, от третьего до шестого, в зависимости от того фрагмента орнамента, который будет через него насыпаться. С внешней стороны - резьба, второй трубкой по ней совершаются методичные неторопливые движения. Создается вибрация, песок начинает сыпаться из трубки. Филигранность движений достигается тренировкой, медитацией. Одно невыверенное движение - и многодневный труд насмарку. В буддистской практике высокого уровня это тоже объяснимо: ошибки человеческие чреваты большими последствиями. Перед тем, как строить мандалу, монахи под руководством мастера в течение года изучали науку ее построения, - фрагментарно, элемент за элементом. Потом искусство доводится до совершенства многолетними тренировками. За годы орнамент навсегда поселяется в сознании. Мандала - это изображение жилища творца, просветленного существа, если смотреть на него сверху. Не то, каким видит его человек, а то, в каком виде оно существует на самом деле. Построенную мандалу через три дня нужно непременно разрушить. «Смысл разрушения: воочию показать людям и увидеть самому непостоянство того, что было создано человеком или возникло в силу каких-то причин и условий. Чтобы у людей не рождались ложные привязанности ко всему суетному – к красивым вещам, богатству», - поясняет лама Эрдем Инкеев. Разрушают тоже со знанием дела специально обученные люди: начинают с восточной стороны, постепенно сметая весь орнамент. Цвета также имеют свой смысл. Начинается все с синего - цвета востока, далее они символизируют то, что представлено в земном мире. «Считается, что высшая благодать и исцеляющие позитивные космические энергии нисходят на человека, когда он присутствует при сборе мандалы, - рассказывает заведующая отделом научно-образовательной работы Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая Лариса Никитина. - Сбор мандалы способен также очистить и оздоровить атмосферу населенного пункта, в котором проводится эта церемония. Мандала - песочная мозаика, выражающая древнейшие представления тибетцев о строении мира. В ней используются традиционные мифологические и декоративные мотивы. Это уникальное произведение искусства, которое можно будет увидеть только в течение нескольких дней ее строительства и созерцания». Монахи - люди ученые: доктор буддистской философии Нгаван Таи, Чой Жамцо, Санжей Жамцо и Зона имеют кандидатскую степень. Полный курс обучения занимает пятнадцать лет, а потом еще пять монах сдает экзамены, если хочет стать доктором. Храмы в Индии представляют собой образовательно-монастырские комплексы, гости Барнаула приехали из наиболее крупного и известного, расположенного в индийском штате Карнатака. Можно сказать, что это буддистские университеты, самых крупных в стране - три. В каждом обучается более трех тысяч монахов – «студентов». « Современный человек привык полагаться на свои силы. Буддизм прямо говорит: все в руках самого человека, видимо, эта мысль ему и импонирует, - говорит Эрдем. - Но не только она. В буддистской практике очень много времени уделяется внутреннему совершенствованию, есть подробные описания, что-то типа инструкций, как работать над своим умом. Творца как такового нет, а Будда лишь указывает путь, по которому вы идете сами. Причина всех добродетелей и страданий человека, его счастья или невезучести - в нем самом. Такая философия находит отклик в измотанных и усталых душах горожан». Через несколько дней под торжественные гимны старший монах специальной палочкой разрушит мандалу, перемешивая весь цветной песок и уничтожая кропотливый труд многих дней. Этим символизируется тленность и тщетность всего земного. Затем весь песок соберут в позолоченный сосуд, и монахи с песнопениями пройдут по улицам города до реки Обь, в воды которой и уйдет песок с чтением определенных молитв и благопожеланиями этой местности. Считается, что мандала очищает ауру того города, где рождается и рассыпается в прах эта красивая песочная мозаика. Источник: АНН Сергей Попов 8 сентября 2006 все новости Тибета | фото-новости Тибета | новости Тибета (архив) | фото-новости Тибета (архив)
|
|
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет» © 2005-2012 О сайте | Наш Твиттер: @savetibetru Адрес для писем: |