|
Главная | Новости | Тибет | Далай-лама XIV | Статьи | О центре | О фонде |
|
Буддизм — это философия жизни4 ноября 2006 | Версия для печати
В христианской Латвии буддизм становится все популярнее. У нас уже есть несколько буддийских общин, в Адажи они построили храм, в Ригу частенько приезжают ламы и тибетские доктора. В чем привлекательность этого древнейшего учения, которое родилось далеко на Востоке?
В Балтию оно интенсивно начало проникать после развала Советского Союза, когда открылись границы и каналы информации. Народ, воспитанный в атеизме, дружно потянулся в лютеранские, католические и православные храмы. Немало паствы перетянули на себя секты. Но это понятно — сектанты агрессивно вербуют новых адептов и умеют удержать их в своих сетях. Но вот почему люди ударяются в совершенно экзотические для Латвии верования, куда их никто на аркане не тянет, — этот феномен ждет своего исследования. "Вести Сегодня" попыталась выяснить мотивы и внутренние побуждения, которые приводят наших соотечественников в ряды почитателей Будды. Все началось с курсов тибетского языка Лана и Сергей Тепловы вот уже 12 лет исповедуют буддизм, создали Центр тибетской медитации и целительства Sorig и проcветительский сайт www.Himalayaplus.lv. Что эта супружеская пара думает об экспансии буддизма в нетрадиционные для этой религии регионы? Не придет ли в противоречие сложившийся уклад прибалтов с поклонением "иноземным" богам? — Но христианство тоже с Востока пришло — 1000 лет назад, — возражают мои собеседники. — Буддизм никто не навязывает мечом и огнем, его ламы не занимаются прозелитизмом. Люди открывают для себя мудрость, которую принес в мир обычный человек — Будда, и сами ищут встреч с носителями духовных знаний. Буддизм для нас — это философия жизни, а не слепая вера. Собственно, и наша встреча с Учителем произошла именно так. Лана: — Я увлекалась аюрведой, целительством… В 1991 году я была в командировке в Санкт–Петербурге, зашла в буддийский храм. Познакомилась с монахами. Они предложили пригласить в Ригу преподавателя тибетского языка. Представили его — такой неприметный человек, старенький, маленького роста. Но я сразу почувствовала, что для меня это была совершенно особенная встреча. Тогда границ не было, я его пригласила. И только позже узнала, что это очень уважаемый лама Нупа Ринпоче, выдающаяся личность, йогин, настоящий перерожденец, тибетский монах, который уехал из Китая. Нупа Ринпоче жил у меня дома месяц. Общались сначала через переводчика. Попутно я училась у него тибетскому, он у меня — русскому. Слова схватывали на лету. Я попросила его разъяснить мне основные принципы буддизма и получила первые наставления. Сергей: — Я тоже с первого взгляда понял, что это необычный человек. Я учился в университете, Нупа Ринпоче пригласили в ЛУ преподавать тибетский язык. На курсы нас записалось тогда двадцать человек, осталось лишь четверо. Среди них была Лана, которая потом стала моей женой. Так что лама Нупа Ринпоче определил нашу с ней дальнейшую судьбу. Позже, изучая буддийскую медитацию, тибетскую медицину, аюрведу, я также параллельно учился и учусь у ведущих целителей Латвии, таких как Олег Медведев, Ирина Стуре. Понял, что одна система может дополнять другую. Мудрость Востока в сочетании с западным интеллектом и культурой дает хорошие результаты. Атомную бомбу изобрели в Тибете. Но умолчали об этом — Мы тут напряженно работаем и активно развлекаемся. Можно ли соединить современную жизнь и буддизм, который требует медитаций и уединения? — Люди что на Востоке, что на Западе страдают одинаково. Болезни, утраты… Каждый хочет понять, в чем причина его бед и как их избежать. Ответ можно найти в буддизме, в котором есть два основных положения. Это закон причины и следствия и развитие доброго сердца. — На Западе люди накапливают знания. В основном экстенсивным методом — придумали калькулятор, компьютер, Интернет и т. п. Но вал информации растет с сумасшедшей скоростью, и мозг начинает "закипать". У ваших тибетских наставников есть ответы на эти вызовы времени? — Продвинутые ламы владеют методами расширения сознания. Буддийский монах с одного взгляда запоминает сложнейшую мантру, которую нам бы пришлось зубрить несколько дней. — А ламы согласны поделиться с человечеством толикой своих уникальных знаний? — Они делают это с большой осторожностью и открывают далеко не все. Например, принцип цепной водородной реакции очень давно открыл буддийский ученый монах. Но к этим знаниям непосвященные не были допущены. К сожалению, современная цивилизация самостоятельно подошла к этому открытию. И мы знаем, чем это кончилось. Но если бы эти знания попали в чужие руки еще раньше — возможно, мир бы уже погиб в результате глобальной катастрофы. Поэтому ламы не торопятся открывать миру свои тайны. Нас, к примеру, проверяли 12 лет, и лишь после этого наш гуру начал нам доверять какие–то азы. Приобщение к буддизму — очень долгий путь. Все начинается с практик — взращивания в сердце сострадания и любви. Сначала к своим детям, близким, родственникам. Затем ко всем людям и всему сущему. Потом начинается йога и отшельничество. Очищение сознания от страха, а тела — от вредных привычек. Затем — ритуалы. Они очень простые. Это простирания. В этом духовном занятии ты осмысливаешь все, что совершил, даже в детстве. Раскаиваешься в своих плохих поступках, затем — в недостойных помыслах. Так постепенно происходит очищение ума. Лишь через 12 лет наш лама допустил нас к следующей медитации. Перерожденцы. До 3 лет дети помнят о прошлой жизни — Часто приходится слышать о ламах–перерожденцах. Но где доказательства того, что конкретный человек проживает не первую жизнь? — Западные кинодокументалисты сняли фильм "Кундун", в котором лама точно указывает свои вещи из прошлой жизни в груде других, описывает детали быта, семейных отношений, известные только членам этой семьи, живущей совсем в другом месте. Близкие умершего никогда не встречались с этим ламой, но подтверждают его слова. Собственно, так на Тибете и находят перерожденцев, которых затем готовят к стезе духовного служения. — У нас широкое хождение получило слово "карма". Каждый вкладывает в него свой смысл. Как бы вы кратко объяснили суть понятия? – Карма — это отпечаток. Все, что с вами происходит — и хорошее, и плохое — конфликты, эмоции, наши действия и их мотивация, — все заносится в карту вашей судьбы. Закон причины и следствия переносится и на последующие жизни души. Но не прямолинейно. Негативное деяние может остаться и без воздаяния, если человек добрым поступком искупит зло, которое кому–то причинил. Демон входит в открытые врата — В христианстве люди поклоняются святым мощам, молятся перед иконами. В буддизме есть мантры. Но какую силу они могут иметь, если мы все равно не понимаем их смысла? — Мантра — это квинтэссенция альтруизма — ума, который направлен не на себя, а на других. Да, мы не знаем санскрита. Но это праязык, с которым наше сознание остается связанным на тонком уровне. Когда человек произносит мантру, в нем рождаются очищающие вибрации. Если мантру в виде узоров или иероглифов вы вешаете над дверью, то всякий раз при выходе из дома вы бросаете на нее взгляд и создаете в душе маленький позитивный потенциал. Поскольку через двери ходим каждый день, то в течение года накапливаем в себе значительную позитивную энергию. — Есть ли в буддизме понятие демона? — Мы не знаем. Но у нас была пациентка, которая периодически впадала в такие состояния и начинала крушить все вокруг. Так вот он передал ей снадобья, она принимает их, когда чувствует приближение припадка, и уже целый год живет без приступов. — В психиатрии буйных лечат сильными психотропными препаратами. Вы как к этому относитесь? — Такие препараты приводят к тому, что человек распадается как личность. И демон засыпает, и личность засыпает. Но как только нет нужного препарата или врача — демон тут же опять просыпается. Как змея поднимает голову. 10 грехов тела и ума — У христиан 10 заповедей, а у буддистов? — Согласно учению Будды, есть десять недобродетелей, которые создают плохую карму. Из них три относятся к действиям тела: убийство, воровство, дурное сексуальное поведение (насилие, разврат); четыре относятся к действию речи: ложь, злословие, сплетни, пустая праздная болтовня; и есть три недобродетели ума: зависть (злорадство), гнев и ложные взгляды: неверие в то, что есть на самом деле. Вот 10 только основных грехов. Убийство в буддизме трактуется более широко — мясоедение тоже считается убийством. Ведь человек, чтобы насытиться, отнимает у какого–то существа жизнь. — А как насчет покаяния?.. Христос сказал: "И последние будут первыми". То есть тот, кто всю жизнь грешил, но в конце концов покаялся и обратился с любовью к милости Господа, будет прощен… — Для нас очень важен путь развития добросердечия. А это не происходит мгновенно. Это постоянная работа над собой. Важно не просто осознать свою вину, но сделать что–то реальное, чтобы искупить ее. К Будде пришел один жадный человек и сказал: "Я ничего плохого не сделал. Но и хорошего для других ничего не могу сделать. У меня ничего нет, давать мне нечего. Как мне быть?" И Будда ответил: "А ты играй в такую игру — давай самому себе что–нибудь из левой руки в правую и наоборот. Такой вот метод развития щедрости. Начинать надо с самого малого. И понемногу, шаг за шагом двигаться по дороге добродетели. Вся суть буддийской философии: думай о другом. Даже в страдании и горе. Зачем ты родился? Чтобы заботиться о других. Мне лично эта философия помогла пережить самое страшное — гибель сына. — Вот вы серьезно изучаете тибетскую медицину, помогаете больным людям. Но если болезни во многом вызваны причинно–следственными связями (поступок — воздаяние), то получается, что врачи вторгаются в чужую карму, исцеляя больного? — Видели, наверное, как жук ползет и случайно переворачивается на спину. Он беспомощно двигает лапками. Так же и человек. Когда он болен, нуждается в помощи врача или целителя. В этом и заключается бесценная работа духовных наставников, целителей, врачей — помочь человеку обрести утраченную опору. А дальше он сам выбирает путь. Если человек не сделал выводов, заболевание все равно вернется. Он вновь будет страдать, а возможно, и умрет. Лечение — это передышка для осознания, за что такая напасть. — Мы живем в обществе потребления. Витрины заполнены огромным количеством притягательных вещей. Страсть обладать ими часто приводит людей к отчаянию, что они им недоступны, а иногда толкает на преступления, чтобы раздобыть денег… Как совладать с этим искушением? – Буддизм учит, что не надо иметь сильных желаний. А для этого не надо сравнивать себя с кем–то. Нужно следить за своим мыслетворчеством, за своими поступками. В страстных желаниях причина всех наших несчастий. Сознание человека — как музыкальный инструмент. Если тот с ослабленными струнами, на нем ничего не сыграешь. Если струны перетянуть — то они могут порваться и музыки не получится. Натяжение струн должно быть в норме. Тогда все у вас будет в гармонии, так говорил Будда. Обретение и утрата, хвала и хула станут для вас безразличны и не отравят вашу жизнь ядом бесплодных сожалений. Источник: Наталья СЕВИДОВА, Вести сегодня все новости Тибета | фото-новости Тибета | новости Тибета (архив) | фото-новости Тибета (архив)
|
|
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет» © 2005-2012 О сайте | Наш Твиттер: @savetibetru Адрес для писем: |