|
Главная | Новости | Тибет | Далай-лама XIV | Статьи | О центре | О фонде |
|
Тибет глазами русских: Амдо – страна кочевников28 сентября 2005 | Версия для печати
Раннее утро в тибетской деревне, в доме все спят. Как и все дома в провинции Амдо, он поделен на две половины. В первой, на специальном сооруженном возвышении, стоят две кровати. На одной спит глава семейства (самый уважаемый и авторитетный человек в доме), на второй – дорогой гость: чаще всего, мальчик-монах, пришедший погостить у родителей. Все остальные спят на полу вповалку, спят крепко, не реагируя на внешние звуки. Вскоре дедушка начинает ворочаться на своем почетном ложе, а затем громко, во весь голос, произносит: «Ну, пора бы и вставать…» Все вскакивают, альтернативные точки зрения не рассматриваются. Амдо – это место, где каждый добравшийся сюда иностранец переживает культурный шок. Даже те, кто, казалось, знаком с тибетской культурой, оказываются в плену такого немыслимого изобилия визуальных впечатлений, что на какое-то время мозг отказывается повиноваться. Массивные бусы из натуральных кораллов и бирюзы весом в несколько килограмм (как у них шея выдерживает?!), богатые одежды, отороченные, как и встарь, шкурами тигров и леопардов (где они их берут?), обязательные дорогие ножи у мужчин и безбрежные стада яков… Всё это как-то особенно резко контрастирует с нищетой забитых и затравленных тибетцев в автономном районе, к которому китайцы свели некогда огромное государство Тибет. Хотя Амдо – исконная тибетская территория и проживающие на ней тибетцы, по некоторым данным, составляют до 35% всего населения исторического Тибета, китайцы, рисуя новые карты, решили «исключить» Амдо из Страны снегов. Большая часть ее территории отошла к нынешней китайской провинции Цинхай, а оставшиеся земли – к провинциям Гансу и Сычуань. Так что, Амдо – теперь не Тибет, за который китайцы борются с Далай-ламой и западными правозащитниками; не Тибет, куда они направляют войска и переселяют мирных жителей, чтобы разбавить местное население и укрепить свои позиции; не Тибет, где на каждом шагу – работники служб безопасности, а монахи должны ходить по струнке… Одним словом, в Амдо дышится легче. В типичной амдоской деревне китайцев немного. Они держат свои лавочки и забегаловки, где тибетские парни, отогнав яков на пастбище, собираются обсуждать «мировые проблемы». Раньше гоняли яков высоко в горы, искали, где трава сочнее и вода слаще, чтобы молоко было жирным, а мясо – вкусным. Потом пришли китайцы заставили землю разделить, а пастбища огородить. Теперь парням делать нечего, утром отогнал яков, вечером – пригнал. Остальное время – свободен. А молоко уж какое получится, теперь не приходится выбирать. Зато у женщин работы по-прежнему много, здесь радуются, когда рождается девочка – еще одни руки, чтобы доить яков, делать масло и сыр, готовить пельмени-момо и суп-тукпу. Китайцы пробовали контролировать рождаемость, посылали машины с медработниками, которые якобы проверяли здоровье женщин, а не деле проводили стерилизацию, но амдоские женщины не спешили «лечиться». Рычагов воздействия не так много, а одними угрозами ничего не добиться. В Китае лишний ребенок оказывается бесправным, ему трудно получить образование и медобслуживание в принадлежащих государству учреждениях. Здесь же испокон веков лечились у тибетских врачей, а образование получали в монастырях. Отходить от древних традиций пока не спешат – съездят в ближайший китайский город, погуляют по современным проспектам, пройдутся по сверкающим магазинам, поцокают языком и возвращаются назад к своим якам, длиннополым одеждам-«чупам» и ожерельям из янтаря. Только бы китайцы не мешали… Каждый городок и каждая деревня в Амдо считают делом чести восстановить свой монастырь, разрушенный китайцами в годы Культурной революции. Восстанавливают на собственные деньги. Здесь не Лхаса, некому пускать пыль в глаза отремонтированными фасадами, поэтому помощи от китайцев не ждут. Как и предписано Винаей, сводом правил, регулирующих монашескую жизнь, монастыри стоят на отдалении от деревень. Пожилые амдосцы, утром и вечером, отправляются туда совершать обхождение («кору»), накапливая заслуги. Молодые ребята и девушки, менее религиозные на первый взгляд, присоединяются к ним по буддийским праздникам и важным лунным дням. В больших монастырях Амдо счет монахов снова идет на тысячи. Как и до 59-года, монах здесь – высшее существо, путь монашества – лучший из путей. Один ребенок в семье (а то и два) уходит в монахи. Во-первых, он постигает буддийскую Дхарму, а, во-вторых, просто становится грамотным. Большинство мирян по сей день не умеют ни читать, ни писать – тибетские школы стали появляться здесь только в последние годы. Даже маленький монах-ребенок пользуется невероятным уважением. Когда он заходит в дом, все встают. Даже старушка-мать и отец, чей статус в традиционной тибетской семье – самый высокий. Почтение к монаху – это почтение к Сангхе, благородной общине практикующих, одной из Трех Драгоценностей буддизма. На домашних и монастырских алтарях в Амдо нередко можно увидеть портрет Далай-ламы, похоже, китайцы здесь смотрят на это сквозь пальцы. Вопрос со статусом Амдо для них решенный и пересмотру не подлежит, и они бросают все свои силы в центральный Тибет, где пропагандистская война идет полным ходом. Здесь же портреты Его Святейшества продаются в небольших лавочках вместе с амдоскими журналами. Немногочисленные грамотные жители провинции постоянно пишут эссе и рассказы, некоторые из них - откровенно крамольного содержания. Если китайцы обнаружат такое сочинение, можно угодить за решетку. Однако просматривать все труды плодовитых амдоских писателей, видимо, не хватает ресурсов, и потому возможностей выразить свою точку зрения здесь гораздо больше, чем в бывшем СССР. Практически все монахи были в Индии и хорошо осведомлены о жизни тибетского сообщества в изгнании. Кто-то ходил на учения, которые Его Святейшество Далай-лама дает в феврале-марте в северном городке Дхарамсала сразу после нового года. Кто-то ездил на юг, в Карнатаку, в тибетские буддийские университеты для планомерных многолетних занятий. Обычно монахи стараются доучиться до степени геше, доктора буддийской философии, но иногда родственники вызывают домой уже через два-три года: тяжело заболела мать, хочет увидеться перед смертью… Некоторые уходят, не выдержав знойного индийского климата и непривычной еды. В целом, амдосцам редко нравится в Индии, они слишком привязаны к своим бескрайним просторам. Они остаются там только из-за возможности учиться и быть рядом с Далай-ламой, а, вернувшись домой, стараются раздобыть его учения на контрабандных компакт-дисках. Достать можно. Из-под полы. Юлия Жиронкина
Фото
Фото: Юлии А.
Смотрите также:Тибетские кочевники сожгли китайскую мясобойню в провинции Сычуань все новости Тибета | фото-новости Тибета | новости Тибета (архив) | фото-новости Тибета (архив)
|
|
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет» © 2005-2012 О сайте | Наш Твиттер: @savetibetru Адрес для писем: |