Сохраним Тибет > Переговоры между Китаем и Тибетом вновь вызвали полемику

Переговоры между Китаем и Тибетом вновь вызвали полемику


14 мая 2011. Разместил: savetibet
Переговоры между Китаем и Тибетом вновь вызвали полемику
Новоизбранный глава кабинета министров ЦТА калон-трипа Лобсанг Сангай

Хотя интервью выйдет в печати только 15 мая, его полный перевод на английский размещен на пропагандистском сайте Tibet.cn еще 7 мая. Как следует из вопросов, интервью специально приурочено к 60-й годовщине подписания "Соглашения о мерах по мирному освобождению Тибета", известного как "Соглашение из 17 пунктов", которую Пекин решил отметить 23 мая.

"В отношении переговоров у нас имеются два базовых момента, ― отметил Чжу Вэйцюнь. ― Первый состоит в том, что противоположную сторону могут представлять только частные представители Далай-ламы… Второй в том, что [обсуждаемые] вопросы сводятся к личному будущему Далай-ламы или, самое большее, [к будущему] нескольких его личных помощников".

Поскольку в феврале 2010 года Чжу Вэйцюнь подчеркивал, что частные посланники Далай-ламы не обладают "никаким правовым статусом для проведения переговоров с центральным правительством по делам Тибетского автономного района", в данном интервью он всего лишь отражает прежнюю позицию Пекина, направленную на отказ от обсуждения предложений Далай-ламы о будущем тибетского народа.

Между тем новоизбранный глава кабинета министров ЦТА Лобсанг Сангай заявил 12 мая в Нью-Дели, что готов начать переговоры с Пекином "в любое время и в любом месте". Он подчеркнул, что в качестве калон-трипы намерен следовать политике "Срединного пути", добиваясь подлинной автономии для Тибета в составе Китая.

Хотя 13 мая на сайте рупора компартии Жэньминь жибао появился фрагмент интервью представителя "единого фронта", участвовавшего с 2002 года в переговорах со специальными посланниками Далай-ламы, эта публикация не выглядит реакцией на высказывания нового главы тибетского правительства в изгнании. Чжу Вэйцюнь оправдывает оккупацию Тибета войсками народно-освободительной армии Китая (НОАК) идеологической борьбой против влияния сил Запада и необходимостью установления господства компартии Китая (КПК). По его словам, "без помощи НОАК тибетские крепостные никогда бы не узнали о политике КПК и не воспользовались бы плодами реформ". Осуществление маоистских реформ, признает он, стало возможным только "благодаря огромному числу кадровых сотрудников и мощному военному устрашению".

Фрагмент завершается заверением, что "клика Далая и враждебные западные силы, которым неприятно видеть процветание всех китайских этнических групп, включая тибетцев", если не оставят свои попытки оспаривать линию компартии, "закончат так же, как те, кто пытался саботировать мирное освобождение, и те, кто поднимал вооруженные мятежи". По существу эти угрожающие комментарии противоречат самому определению "мирного освобождения", но от пропаганды, следующей традициям времен культа председателя Мао, ничего иного ожидать не приходится.

Впрочем, в полном тексте интервью на сайте Tibet.cn содержится еще и прямая ссылка на нынешнюю "нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке" (очевидно, именно в этой связи прозвучала угроза применения вооруженных сил против гражданского населения). Есть и идеологическая цитата из председателя Мао, приведенная "единофронтовцем" в ответ на вопрос о взаимоотношении традиционной тибетской культуры и "новой социалистической". Для "развития новой национальной культуры", ссылается на "великого кормчего" Чжу Вэйцюнь, "необходимо удалить феодальный шлак и отобрать демократическую основу", но при этом нельзя ничего брать из традиционной культуры "некритически", то есть, необходимо "решительно отделять демократическое и революционное содержимое, имевшееся у народа в старые времена от всяких гнилых отбросов, которые предпочитал старый феодальный правящий класс".

Неудивительно, что в этом контексте Чжу Вэйцюнь подчеркивает, что Далай-лама является "главой политической клики, которая отстаивает независимость Тибета и сепаратизм, ведущим инструментом международных антикитайских сил, главным источником общественных беспорядков внутри Тибета, а также наибольшим препятствием на пути установления нормального религиозного порядка в буддизме". И совершенно определенно, что иного продолжения переговоров с посланниками Далай-ламы, кроме навязывания курса "политического перевоспитания", "единофронтовцы" не предполагают.

На наш взгляд, в ходе состоявшихся девяти раундов не наблюдалось существенного прогресса как раз потому, что представители "единого фронта" ограничивались заявлениями о необходимости отказаться от "раскольнических идей" и перейти на позиции "патриотизма". Такими, собственно, и должны быть требования к Далай-ламе со стороны партийного органа, отвечающего за приобретение союзников "самой передовой" идеологии в среде "отсталых" верующих. Стоит лишь заметить, что Далай-лама в своих предложениях по подлинной автономии Тибета опирался на действующие в материковом Китае конституционные нормы, отнюдь не претендуя на "раскол" в рядах членов компартии. Но других вопросов, кроме сплоченности вокруг партийной линии, в формате переговоров с "единофронтовцами" обсуждать было нельзя. Хотя на переговорах в январе 2010 года присутствовал заместитель председателя постоянного комитета собрания народных представителей Тибетского автономного района Нима Цэрин, его роль осталась незаметной.

В том, что Лобсанг Сангай, 43-летний юрист из Гарварда, полемизировать с "единофронтовцами" насчет маоистских взглядов на традиционную культуру не намерен, сомневаться не приходится. Теперь пекинское руководство должно дать ясный ответ, существует ли в однопартийном режиме хоть какая-то структура, с которой новый калон-трипа сможет контактировать по реальным политическим вопросам после того, как приступит к исполнению своих обязанностей в августе.

Валерий Никольский


Видео по теме:





Лобсанг Сангай набрал 55% голосов тибетцев по всему миру. Об избрании нового премьера было объявлено в городе Дхарамсала на севере Индии, где с 1959 года базируется тибетское правительство в изгнании. Новый глава тибетского правительства работает в Школе права Гарвардского университета.

Би-би-си

Ссылки по теме:


Кузьмин С.Л. «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации»
Глава 7.
«Мирное освобождение» и его последствия (часть 1 | часть 2 | часть 3)

Глава 8.
От Народного восстания до Культурной революции (часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4)

Глава 9.
Великая пролетарская культурная революция. Итоги периода Мао (часть 1 | часть 2 | часть 3)

Глава 10.
Восстановление и модернизация (часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5)
- Борьба тибетского народа, Далай-лама и тибетские беженцы
- Религия
- Автономия и демография
- Язык, образование и культура
- Состояние природной среды
- Экономика
- Милитаризация
- Уровень жизни и здравоохранение