Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Видео. Ритуал Цог в буддийской практике29 июня 2009 | Версия для печати
Варанаси, Сарнатх. Это место невероятно благословенно. Более двух с половиной тысяч лет назад Будда Шакьямуни совершил здесь первый поворот колеса учения. Здесь же, в декабре 2009 года Его Святейшество Далай-лама XIV проводил ритуал Цог после дарованного им комментария на текст Шантидевы «Бодхисаттвачарья-аватара». С помощью Цога мы посвящаем заслуги, накопленные во время передачи учения или посвящения. Каждый буддист должен знать о ценности и пользе этого ритуала, который ускоряет темпы на пути к Просветлению. Основной смысл Цога заключается в практике даяния. Если вы способны искренне поднести все самое прекрасное Буддам и Бодхисаттвам, это означает, что вам для них ничего не жалко – ни еды, ни питья, ни денег, ни своего счастья, ни даже собственного тела. Но это не только серьезная атака против эгоизма: Цог помогает расстаться с тремя омрачениями, которые держат нас в самсаре – неведением, привязанностью и гневом. Разновидностей Цога существует примерно столько же, сколько божеств в буддийском пантеоне, и каждый буддийский храм составляет свое расписание Цогов. Особой же популярностью у буддистов пользуется ритуал почитания Учителя под тибетским названием «Лама Чопа», ведь делая подношение Учителю, вы делаете подношения всем Буддам сразу. Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче: "Я полагаю, что в каждой религиозной традиции есть своя церемония подношения Цога. Также различные направления буддизма, школы сакья, ньингма, кагью, гелуг, дзэн-буддисты хранят свои традиции этих ритуальных подношений, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. Основная цель этой практики – совершить подношение Буддам и Бодхисаттвам, и тем самым накопить заслуги. Я считаю, что сам текст «Ламы Чопы» или «Гуру-йоги», который используется в церемонии, является источником большого вдохновения. Всякий, кто знакомился с ним, кто получал комментарий на него, конечно, согласится со мной: этот текст необыкновенный, обладающий огромной вдохновляющей силой. Это очень красивая поэзия. Цог могут выполнять не только ламы и монахи, но все буддисты, все желающие". Под руководством опытных мастеров монахи в монастырях Индии проводят Цог довольно часто. Они как никто лучше знают этот ритуал с различными уровнями значения. На санскрите Цог звучит как «ганачакра». Слово «Гана» переводится как «накопление» или «сбор», а слово «чакра» буквально означает «колесо». «Колесо накопления» – таков прямой перевод этого словосочетания. А накоплений или собраний, согласно буддийским текстам, во время Цога происходит несколько: собрание практикующих, собрание подношений, собрание божеств, и в конце концов – заслуг и мудрости. В основном Цог проходит в Индии в молельных залах монастырей – дуганах, однако ритуал не требует специального помещения, ведь абсолютно любое место, куда призываются Будды трех времен со своим окружением, становится священным. Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче: "Для меня было очень большой честью принимать участие в подношении Цога в священном месте Сарнатх с Его Святейшеством Далай-ламой и двумя тысячами монахов и паломников. Кроме того, в прошлом году, когда Калмыкия отмечала буддийский праздник Зул, я находился в Дхарамсале, где сидя рядом с Его Святейшеством, принимал участие в церемонии подношения Цога". Эти монахи расположились прямо под открытым небом, на одном из восьми кладбищ, где практиковал великий Гуру Падмасамбхава и где сжигали тела реализованных учителей. Чтобы подняться сюда, нужно идти более километра в крутую гору. И так как делать Цог в таком священном месте особенно благоприятно, буддисты, превозмогая усталость, движутся вперед. Во время ритуала монахи делают подношения едой и напитками: вода перестает быть здесь просто водой, а хлеб – просто хлебом, ведь еда в этом случае символизирует искусные средства, с помощью которых Будды и Бодхисаттвы показывают нам страдание циклического существования, а напитки символизируют мудрость, способную разрушить корень самсары. В Калмыкии, как и в Индии, Цоги проходят регулярно. В Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» монахи устраивают Цог каждую пятницу. Геше-лхарамба Тензин Дугда, старейший лама Калмыкии: "Каждую пятницу в Центральном калмыцком хуруле наши монахи делают подношение Цог для умерших или погибших людей: с помощью ритуала ламы накапливают заслуги и посвящают их умершим, чтобы те могли получить перерождение в одном из благоприятных миров. Этот вид Цога, конечно же, отличается от Цога, который делается в специальные – 10-й и 25-й лунные дни – теми, кто имеет посвящение в Тантру. Если вы спросите, кто является для буддистов наивысшим Полем накопления заслуг, то я могу ответить, что таким полем является наибодрейший коренной Учитель, особенно тот, кто даровал нам тантрическое посвящение и комментарий, а значит, обладает по отношению к нам тройственной добротой. Когда мы делаем подношение Цог «Лама Чопа», Учитель становится неотделим от всех Будд, Бодхисаттв, даков, дакинь, идамов, защитников Дхармы – от всех высших существ". Если вы совершали ошибки в чтении мантр, неправильно визуализировали или порождали нечистую мотивацию, именно Цог поможет очиститься и избежать неблагой кармы в следующих жизнях. На таком молебне может присутствовать любой желающий, а вот совершать сам ритуал позволено далеко не каждому – только посвященным в таинства Ваджраяны, Высшей колесницы, и то под руководством компетентного мастера. Геше-лхарамба Тензин Дугда, старейший лама Калмыкии: "Для подношения Цог в обязательном порядке необходимы алкоголь и мясо. Когда люди вкушают их во время ритуала, они должны визуализировать, что это не обычный алкоголь и не обычное мясо, но нектар, благословленные внутренним подношением субстанции. В ритуале можно использовать любой сорт мяса. Тантрический вид ритуала Цог, на котором присутствуют и даки, и дакини - герои и героини, называется «ганачакра». Существуют Цоги, на которые приглашаются только даки, или наоборот – только женские божества, дакини. Если вы имеете тантрическое посвящение в высшую аннутарайога-тантру, то вашей обязанностью является делать подношение Цог в определенные дни. Дома вы можете делать его самостоятельно посредством практики Гуру-йоги, доходя до соответствующего куплета. Независимо от того, делаете ли вы Цог с учителем или самостоятельно, вы должны запомнить, что все использованные в Цоге субстанции наделены благословляющей силой. К поднесенным конфетам, мясу, алкоголю необходимо относиться с особой осторожностью и благоговением: если вы выкинете хотя бы даже фантик от конфеты на пол, таким образом можете разорвать сердце дакинь, которые даровали сиддхи этой пище или питью. В Цоге есть и другие правила: когда вы получаете подношение на коллективных Цогах, чтобы вкусить его, необходимо съесть только половину, а оставшееся отдать монаху, который собирает остатки. Их, вместе с небольшим количеством так называемого чистого Цога, используют для того, чтобы сделать подношения некоторым духам, которые не в состоянии другим способом приблизиться к Цогу. При выносе остатков в вечерние часы в них помещается зажженная благовонная палочка «кюдже». Есть такой дух, который в сумерках при отсутствии палочки может использовать подношение, и тогда некоторые другие классы духов не смогут насладиться подношением. Остатки Цога следует выносить во время зачитывания куплетов, посвященных практике шести парамит, а конкретнее – парамиты даяния. Нужно сказать, что Цог - один из лучших методов накопления заслуг, если вы держите обязательства материнской Тантры, то делать его ежедневно очень полезно. Обязательными для ритуала Цог являются два дня в году - 25 день 11 лунного месяца и 10 день 12 лунного месяца". Немногим ученикам удается получить разрешение и комментарий от учителя на самостоятельный Цог. Для этого нужно быть очень добросовестным и дисциплинированным. Но даже если вы просто знаете, что такое Цог, вас можно назвать невероятно счастливым человеком. Хурул-Видео Текст: Валентина Головкина Монтаж: Константин Мамышев www.buddhisminkalmykia.ru Смотрите также: Фоторепортаж. Учения Далай-ламы в Сарнатхе и ритуал Цог. Январь 2009 Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |