Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Цюрих открывает двери в искусство королевства Бутан

| Еще

Зеленая Тара, Бутан, XIX в. (Nationalmuseum von Bhutan,
Paro © Honolulu Academy of Arts und Königreich Bhutan)
Эксклюзивная выставка религиозного искусства «страны дракона-громовержца» остановилась в городе на Лиммате до 17 октября

Что мы знаем о Бутане – маленьком королевстве в Гималаях, где буддийские храмы повисают над пропастью, как гнезда птиц, а искусство и жизнь следуют размеренному темпу тысячелетних религиозных традиций? Ни в одной другой стране повседневная жизнь и художественное творчество не проникнуты до такой степени философией буддизма, как в «королевстве дракона-громовержца», как называют Бутан его жители. От скульптуры, архитектуры и живописи до музыки и танца – искусство Бутана, усеянного более 2000 храмов и монастырей, неразрывно связано с религией и потому скрыто от непосвященного взгляда. Даже тем, кто совершал путешествие в страну, не всегда удавалось увидеть произведения искусства, сокровенно хранимые в святилищах и нередко приоткрываемые публике только во время ритуальных церемоний.

Западному миру возможность заглянуть в запретные сокровищницы монастырей и храмов Бутана предоставляется впервые. Выставка 100 произведений религиозного искусства, организованная Академией искусств Гонолулу и Департаментом культуры министерства внутренних дел Бутана, - плод многолетнего сотрудничества западных ученых-востоковедов с культурными организациями, представителями интеллигенции и монахами этой удивительной страны, название которой в переводе с санскрита означает «высокогорье» или «край Тибета».

Тибетские торговцы с незапамятных времен пересекали Бутан на пути в Индию, а после распространения буддизма в Гималаях в VIII веке тибетские монахи основали здесь монастыри, в скором времени ставшие культурными и политическими центрами. В XVI веке монах и художник Шабдрунг Нгаванг Намгьял объединил разрозненные в долинах и горах Бутана центры в единое королевство. С самого начала монархия в Бутане основывалась на принципах буддизма. После смерти Нгаванга Намгьяла его землю до 1907 года раздирали междоусобицы, пока один из влиятельных правителей, Угьен Вангчук, вновь не объединил и не укрепил Бутан, введя принципы наследственной монархии и став первым королем нового государства. Два года назад правнук первого короля по собственной инициативе передал власть демократическому парламенту. Несмотря на изменения в политической и административной системе, королевство Бутан старается поддерживать традиционный образ жизни в современную эпоху и удается ему это, в первую очередь, благодаря сохранению культурно-исторического наследия.

Организаторы выставки в течение пяти лет путешествовали по стране, осматривая бесчисленные произведения религиозного искусства Бутана и прислушиваясь к мнению представителей культурных организаций и монахов. Результат их совместной работы – собрание редких произведений, уже побывавших в Гонолулу, Нью-Йорке, Париже, Кельне и завершающих свое западное турне в Цюрихе.


Церингма и ее четыре сестры, Бутан, XIX в.
(© Honolulu Academy of Arts und Königreich Bhutan)
Выставку сопровождают два монаха из Бутана, охраняющие священные предметы искусства своей родины. Каждый день они совершают обряд очищения в залах музея, чтобы рассеять негативные влияния и усилить духовное воздействие на зрителя религии и философии искусства Гималаев.

Произведения, выставленные в музее Ритберг, даже непосвященным приоткроют смыслы религиозного искусства Бутана и тантрийского буддизма – глубокого и сложного учения. Так, образы Будды, созданные монахами-художниками Бутана, скрывают идею о нирване и медитации, постижении сокровенных начал мира. Изображения божеств с устрашающими масками и атрибутами символически намекают на различные этапы в истории буддийского учения.

Особое место занимают произведения искусства «дидактического» характера, знакомящие с образом жизни монахов и духовными путями бутанских мудрецов. Портреты последних, достигающие до трех с половиной метров в высоту, в символической форме передают основы их учений.

Все изображения изобилуют живописными деталями, на некоторых одновременно изображено сразу несколько историй и событий. Стоит остановиться и всмотреться в одежды персонажей и черты окружающего их мира – горные пейзажи, цветы, силуэты рек и животных.

Наряду со скульптурой и живописью особое место на выставке уделено искусству танца Бутана. Многочисленные фильмы демонстрируют ритуальные танцы Чам – наследие, сохранившееся с эпохи Шабдрунг Нгаванга Намгьяла. Чам – танцы в ритуальных масках, исполняемые на праздниках в храмах или деревнях, обычно длящихся несколько дней. С одной стороны, маски Чам имеют поучительное значение, рассказывают историю. С другой стороны, помогают монахам, исполняющим танец, достичь высшей ступени медитации и символически слиться с изображаемым божеством.

Фильмы снимались в течение двух лет в разных уголках Бутана, под руководством специалиста по традиционным танцам и директора организации Core of Culture Dance Preservation Джозефа Хаузела. Многочисленные отрывки из фильмов, объединяющие съемки на двадцати трех фестивалях в храмах и десятках деревенских праздников, также как и специальная инсталляция, помогают составить представление о ритуальных танцах Бутана – столь же запретного вида религиозного искусства, как живопись и скульптура королевства дракона-громовержца.



Наша газета
Просмотров: 3674  |  Тэги: искусство, культура

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Июль 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru