Калсанг Кьяб, совершивший самосожжение в округе Нгаба 27 ноября 2012 г. Фото: Phaul
Как сообщает тибетский информационный сайт Phayul, редакция которого находится в Дхарамсале, более 60 тибетцев внутри Тибета приняли участие в голодовках солидарности с теми, кто совершил самосожжения. Эти скоординированные по времени акции начались вечером 26 ноября и должны завершиться утром 28-го.
Голодовки прошли в Лхасе, а также в городах Дранго, Джомда, Зачукха, Триду (Trindu), Сертхар, Силин, Ребконг. Среди участников протеста в основном “хорошо образованные” люди из разных слоев общества, в том числе госчиновники, писатели, монахи и предприниматели.
Еще одно самосожжение произошло 27 ноября в уезде Дзоге округа Нгаба (кит. округ Аба, провинция Сычуань), где в ходе огненного протеста скончался 24-летний Калсанг Кьяб (Kalsang Kyab). Около 18.30 он облил себя керосином и пошел в сторону здания правительства городского поселения Кангца, выкрикивая пожелания долгих лет Далай-ламе и кьябдже Кирти Ринпоче, живущему в изгнании главе монастыря Кирти. Возле здания он поджег себя.
Местные тибетцы доставили его обугленное тело в деревню Дова Меге (Dowa Mege), где монахи из двух соседних монастырей начали читать молитвы для умершего. Калсанг Кьяб, не посещавший школу, происходит из скотоводческой семьи, в которой кроме него еще пятеро детей. Его знали здесь как спокойного и молчаливого человека.
По сведениям Phayul, 26 ноября Калсанг Кьяб приехал с пастбища в родную деревню, откуда утром следующего дня отправился за 3 км в Кангца.
После огненного протеста сюда прибыли дополнительные подразделения вооруженной милиции, в регионе установлены блокпосты. “Напуганные тибетцы в округе Нгаба стараются скрыться”, сообщает Free Tibet.
В Чабча (кит. Гунхэ) арестованы трое студентов медицинского училища Sorig Lobling, где 26 ноября произошел массовый протест под лозунгами равенства этнических меньшинств и свободы языка. По информации Phayul, пятеро учащихся, жестоко избитых солдатами в ходе разгона манифестации, находятся в критическом состоянии и переведены в более крупную больницу в Цонгон (Tsongon). Еще примерно 20 учащихся остаются в больницах в Чабча. Китайская милиция не позволяет родственникам навестить их.
Стихийная демонстрация учащихся была связана с недовольством по поводу политического вопросника из 10 пунктов, предназначенного для занятий по “патриотическому перевоспитанию”. Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD) приводит цитаты-“ловушки” из вопросника под заголовком ‘Десять способов взглянуть на нынешнюю ситуацию в округе Цолхо’: ‘Кто выступает за сепаратизм и вызывает беспорядки?’, ‘Каковы причины огненных протестов?’, ‘Какой ущерб наносят незаконные публичные протесты?’, ‘Означает ли двуязычное образование ухудшение положения языка этнического меньшинства?’.
В последние недели самосожжения стали более преднамеренными, отметил Роберт Барнетт из Колумбийского университета Нью-Йорка. По его мнению, в 2011 году началась первая фаза протестов, связанная с попытками монахов и монахинь защитить монастыри от расправ, тогда как вторая волна в нынешнем году включает жителей небольших городков, выражающих солидарность с ними. "Но сейчас мы в такой фазе, когда простые тибетцы устраивают самосожжения с определенным стремлением получить ответ от китайских властей", - отметил он.
Валерий Никольский
Видео по теме
Документальный фильм, подготовленный Департаментом информации и международных отношений Центральной тибетской администрации, рассказывает о том, какие предпосылки, причины и события привели к волне протестных самосожжений тибетцев в Тибете. Он объясняет, как сами тибетцы относятся к этим беспрецедентным действиям, на что они надеются, и какое решение сможет оправдать принесенные жертвы.