Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Второй день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим24 декабря 2015 | Версия для печати
Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей, направля- ясь к трону в начале воторого дня учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Все живые существа на земле стремятся к счастью и не желают страданий. Это вполне очевидно. Все хотят избежать боли, и ищут удовольствий с опорой на чувственное восприятие. Мы, люди, в ходе эволюции развили очень сложный мозг, позволяющий в полной мере использовать наши интеллектуальные способности. Ментальные переживания оказывают на нас гораздо более сильное влияние, чем переживания, полученные с помощью органов чувств. Начавшийся около двух веков назад бурный прогресс науки подстегнул материальное развитие. Поскольку материальные ценности приносят незамедлительное удовольствие, мы начали считать их критерием удовлетворения. Одним из следствий этого стало сильное смещение фокуса современного образования на материальное развитие в ущерб внутренним ценностям. Но более комфортные материальные условия жизни не принесли нам внутреннего покоя. Если нет мира и покоя в уме, то страдает и наше физическое самочувствие. Взращивание внутренних ценностей – источник покоя ума, но ни одна религия никогда не сможет стать приемлемой абсолютно для всех. По примерным оценкам, около миллиарда жителей Земли вообще не питают к духовным материям никакого интереса. Решением здесь может стать только распространение светской этики. Этому пути на протяжении веков следовали в Индии, где воззрения гедонистической и нигилистической школы чарвака вызывали бурю философских возражений, однако учителей этой школы величали риши, или мудрецы. Я твердо верю, что если бы Будда появился среди нас сегодня, он бы проповедовал светскую этику. Уникальная черта его учений – объяснения бессамостности; и все же, вопреки этому, иногда кажется, что его учения подразумевали наличие у нас “я”. Будда давал подобные учения, чтобы помочь отдельным группам своих учеников его понять. Таким образом, в современном мире, вполне можно представить Будду обучающим нас светской этике, ведь именно она сегодня нужнее всего. Светская этика прекрасно вписывается в общий контекст учений Будды, цель которых – преодоление страданий и обретение счастья». Возобновив чтение трактата Шамара Пандиты, Его Святейшество сказал, что наша задача прожить жизнь, наполненную смыслом. Любовь и сострадание приносят пользу и нам самим, и другим; а злоба ведет только к беде. Если мы создаем себе врагов, счастья нам не обрести. Его Святейшество рассказал историю, которая произошла с ним в детстве, когда он жил еще в Лхасе. Во дворце Норбулинка жили птицы в клетках. Среди них был и попугай, кусавший за пальцы всех, до кого мог добраться, за исключением одного монаха, учителя Далай-ламы по каллиграфии. Этот монах всегда приносил угощение для попугая, орехи и злаки, и тот проникся такой благодарностью, что радовался, едва заслышав шаги своего друга. Его Святейшество позавидовал своему учителю и ему очень захотелось, чтобы попугайчик полюбил и его так же сильно; но однажды, после того, как попугай снова его укусил, он разозлился и ткнул в него палочкой. Так он поставил жирный крест на всякой возможности подружиться с птичкой. Читая совет о принятии прибежища в Трех драгоценностях, который Пабонка Ринпоче дает в сочинении «Освобождение на вашей ладони», Его Святейшество рассказал об одной встрече в Парламенте мировых религий в Австралии. Два бирманских монаха попросили об аудиенции. Он согласился и, беседуя с ним, монахи признали, что все они следуют одному учителю, Будде, однако, по их мнению, между их традициями лежит огромная пропасть. Его Святейшество согласился, однако полностью их обезоружил таким замечанием: «Как бы там ни было, практики Дхармы должны опираться на винаю. Вы следуете правилам винаи традиции тхеравада, а мы – правилам винаи линии муласарвастивада». Оказалось, что эти монахи и не подозревали, что тибетские буддисты тоже соблюдают практики винаи. Прочитав суровое замечание о традиции бон в «Освобождении на вашей ладони», Его Святейшество пояснил, что бон – традиционная религия Тибета, которая существовала там до появления буддизма. В наши дни монахи традиции бон учатся и проводят монастырские диспуты почти так же, как и буддийские монахи. Эта традиция сильно изменилась со времен появления буддизма в Тибете. Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Что касается строки: «Ведите других к принятию прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе» и завуалированной критике других религий в данном тексте, Его Святейшество пояснил, что очень важно не обидеть других, а способствовать межрелигиозной гармонии. Мы, как и последователи других буддийских традиций, принимаем прибежище в Трех драгоценностях ради помощь другим. Его Святейшество затронул и тему женского лидерства: «Первобытные человеческие сообщества не особенно нуждались в сильном предводителе, однако постепенно развивающиеся сельского хозяйства и институт собственности требовали защиты. Решающим фактором при выборе предводителя становилась физическая сила, поэтому у мужчин возникло неоспоримое преимущество. Современное образование ведет к большему равноправию мужчин и женщин. Однако, повсеместно распространенное убеждение, что руководить должны мужчины, проникло и в религиозные сферы. Хотя Будда давал полные посвящения мужчинам и женщинам, бхикшу считались старшими и сидели в первых рядах, а бхикшуни за ними. Нам нужны женщины-лидеры не только в угоду большему равноправию. Нам крайне необходимы достоинства, присущие женщинам. Данные научных исследований показывают, что женщины более восприимчивы к страданиям других. Они от природы более склонны к сопереживанию. Посмотрите, герои войн и мясники в большинстве своем мужчины, тогда как там, где нужна забота о других, например, среди младшего медицинского персонала, как правило, больше женщин. Я не шучу, когда утвердительно отвечаю на вопрос, может ли следующим Далай-ламой стать женщина. Это вполне вероятно. В Тибете уже есть прецеденты женских линий высоких перерождений. Китайцы критикуют мои замечания о возможной следующей реинкарнации. Это правда, что в прошлом китайский император обладал некоторым влияниям на процесс признания воплощений некоторых лам, но в те времена китайские императоры были буддистами. Я бы сказал, что если современные китайские руководители хотят быть причастными к поиску следующего Далай-ламы, неплохо было бы им для начала найти новые воплощения Мао Цзэдуна и Ден Сяопина». Вернувшись к чтению текстов Ламрима и объяснениям о карме, Его Святейшество заметил: «Что касается закона причинно-следственных связей, очень важно понять, к чему нам нужно стремиться и чего избегать». Его Святейшество закончил чтение несколько раньше назначенного, и как обычно, учения завершились чтением молитвы посвящения традиции Ламрим, резкий тон которой все возрастал и возрастал, пока не достиг высшей точки, внезапно оборвавшись звенящей тишиной. Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о событиях первых двух дней учений:Просмотров: 2145 | Тэги: Далай-лама, Ламрим
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |