Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Празднование Белого месяца в дацане «Ринпоче Багша»19 февраля 2016 | Версия для печати
В столице Бурятии продолжается празднование Нового года по тибетско-монгольскому лунному календарю. Буряты называют это время белым месяцем – Сагаан haра, а сам праздник – Сагаалган. Считается, что в эти дни добродетель от чтения молитв, выполнения практик и проведения ритуалов многократно увеличивается. В улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша» в течение 15 дней первого весеннего месяца по лунному календарю досточтимый Ело Ринпоче проводит праздничные хуралы. Это время открывает годовой цикл больших и малых хуралов в буддийских дацанах. Такая традиция была учреждена ламой Цонкапой в 1409 году и получила название «Монлам Ченмо», или Великий молитвенный фестиваль. По преданию, именно в эти дни Будда победил небуддистов в состязании в магических силах и совершил пятнадцать великих чудес в индийском городе Шравасти. Утром 7 февраля в дацане был проведен хурал Соджонг, где участвовали только посвященные монахи – гелонги и гецулы, миряне к участию не допускались. Сама возможность проведения этого хурала появилась только после того, как количество полностью посвященных монахов (гелонгов) стало достаточным. Проведение хурала Соджонг было одной из основных целей при основании дацана «Ринпоче Багша». Досточтимый Ело Ринпоче: «К нам из Индии приехали двое геше и один лама гьюпа, также здесь постоянно проживает монах из монастыря Гоманг, плюс геше Тензин и я. Таким образом, получается шесть монахов-гелонгов. Благодаря этому мы обрели возможность проводить ритуал монашеского покаяния – Соджонг. У монахов и послушников очень много обетов. Так, у монахов их более двухсот пятидесяти, и бывает довольно сложно соблюсти в полноте все эти правила, поэтому происходят непроизвольные нарушения некоторых из них. Нельзя допускать того, чтобы этих проступков стало слишком много. Для предотвращения проявления дурных последствий этих ошибок и их очищения дважды в месяц – на новолуние и полнолуние – проводится Соджонг».Таким образом, необходимость этого ритуала состоит в том, чтобы монахи и послушники не были запятнаны грязью проступков. Проведение этого хурала способствует процветанию региона, созданию атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в обществе, уменьшает негативные воздействия природных и иных катаклизмов». После Соджонга прошел хурал, посвященный 10 защитникам учения (Ямантака, Чагдор, Махакала, Чойжал, Палден Лхамо, Намсарай, Гонгор, Жамсрин, Шалши, Дзамба). На хурале ламы призывали защитников, подносили им освященный черный чай, молоко, свежие и вкусные сладости и фрукты, читали торжественные молитвы и хвалебные гимны. Участники хурала просили защитников даровать свое покровительство. Вечером во время ритуала «Дугжууба» на площадке перед зданием дацана разожгли два больших очистительных костра. Все желающие приносили куски пресного теста, заранее обтерев ими себя и домочадцев. Затем верующие бросали кусочки теста в костер в качестве жертвы, приносимой Яме Дхармарадже (тиб. Чойжил Сахюусан). Этот ритуал проводится для того, чтобы болезни, плохая карма, проблемы и препятствия уходящего года не перешли в следующий. Таким образом, уничтожаются все препятствия, накопленные за прошедший год. Утром 8 февраля состоялся хурал, посвященный богине Таре – Мандал Шива, во время которого читается «Поклонение 21 Таре», подносится мандала как символ всех богатств Вселенной. Хурал способствует созданию семьи, рождению детей, устранению препятствий и обретению благополучия. Затем ламы прочли «Цедуп», посвященный богине долгой жизни Белой Таре, после чего начался обширный ритуал умилостивления защитницы ПалденЛ хамо, сопровождаемый чтением краткого обращения ко всем 10 защитникам – сахюусанам. Последняя ночь года и рассвет следующего дня - особое время, время Палден Лхамо. Это хранительница учения Будды, богиня времени, проявление милосердной Тары и гневная защитница последователей Будды. В ночь с 8 на 9 февраля верующие красиво расставляют подношения Цедор в чисто убранных помещениях, читают хвалебные гимны-молитвы, обращаются к богине с просьбами о защите, даровании счастья, богатства, здоровья и всего доброго в наступающем году. Считается, что в рассветный час защитница Палден Лхамо нисходит на Землю и дарует всем обратившимся к ней свое благословение. Утром 9 февраля Ело Ринпоче провел большой хурал Цедор Лхамо, посвященный защитнице, после которого состоялось праздничное подношение Будде Шакьямуни омовения, мандалы, восьми знаков и восьми субстанций благополучия. После завершения молебна заместитель председателя центра «Ринпоче Багша» А. А. Лубсанов дацана обратился к собравшимся со словами благодарности и новогодними поздравлениями. Верующие желали друг другу благополучия, дарили подарки и подношения сангхе. Утром 10 февраля состоялся хурал «Намдак сан», посвященный совершению подношений хозяевам местности. В этот же день можно было вывесить лунгта (бур. хиймори») – молитвенные флажки. В центре лунгта изображен мчащийся конь, в седле его – драгоценность, исполняющая желания и излучающая мир и благополучие. Вокруг коня – сверхъестественные животные, охранители четырех направлений: дракон, лев, тигр и гаруда – символы удачи и силы. На флажке, соответствующем по цвету году рождения вписывается имя человека. Их привязывают так, чтобы флажок развевался на ветру: на территории дацана для этого выделены специальные места. Ветер, касаясь молитв, несет их благотворную силу по всей земле. Утром 11 февраля досточтимый Ело Ринпоче провел очистительный хурал Жаптуй. Он проводится для того, чтобы в новом году к человеку не приставали загрязнения. В начале ритуала с помощью божества Ваджра Видарана совершается омовение опоры тела, речи и ума Будды («Туй»), совершается очищение местности и их хозяев – савдаков, духов воды – нагов и духов ньен. Вместе с этим очищают и людей, проживающих в данной местности, от болезней, влияния духов, разных загрязнений. Кроме этого, во время ритуала делают откупную фигурку человека из пресного теста. Ее подносят вместо себя вредоносным существам с просьбой не вредить. В ответ на многочисленные просьбы верующих 13 и 14 февраля Ело Ринпоче даровал наставления по практике дхармы, а также посвящение Авалокитешвары. Ело Ринпоче: «Только имея совершенную мудрость и совершенное сострадание, Будда может во всей полноте выполнять чаяния живых существ. Кроме этих двух составляющих, нужно иметь еще и совершенную мощь или могущество, без такой силы в определенные моменты Будда, даже при наличии сострадания и мудрости, может быть не в состоянии что-то выполнить. Находясь в глубокой медитации на пустотности, Будда может без всяких усилий вершить многочисленные деяния на благо живых существ. Для умиротворения живых существ нирманакая может воплотиться в любой форме. Хотя Авалокитешвара в совершенстве обладает всеми этими тремя составляющими, сострадание Будды сейчас проявляется для нас именно как божество Авалокитешвара. Поэтому подобно тому, как практикующие, желающие развить мудрость, визуализируют Манджушри, люди, желающие практиковать сострадание, визуализируют божество Авалокитешвару. Конечно, это обязательно поможет». В восьмой лунный день 15 февраля ламы прочли Ритуальную сутру «Отошо», посвященную Будде Медицины. Хурал выполняется для укрепления духовного и физического здоровья живущих и обретения благоприятного рождения усопшими. С 20 по 22 февраля в зале Авалокитешвары состоится ретрит по ньюнгнэ, в котором примут участие более 100 человек из разных уголков России. Утром 22 февраля, в 15-й лунный день состоится хурал, завершающий Сагаалган. В конце каждого хурала по традиции совершается подношение «Сэржэм» и «Далга». Сэржэм (тиб. сергем) означает «золотой напиток», это может быть освященный чай или молоко. Он подносится Трем Драгоценностям и выполняется для решения конкретного вопроса: исполнения задуманного, успешной сдачи экзаменов, благополучной поездки и так Далга (тиб. янгут) – это ритуал подношения даров божествам, ритуал призывания благоденствия, во время которого совершается подношение свежих и вкусных сладостей и фруктов. Верующие, держа в руках подношение и вращая его по часовой стрелке, синхронно с действиями лам, произносят «Ахрэ». В этом слове заключается призыв к божествам отведать пищу, и происходит благословение верующих Буддами и бодхисаттвами. После ритуала в знак благодарности часть пищи нужно оставить в дацане, а оставшуюся освященную часть унести домой. По окончании каждого хурала мгновенно образовывалась огромная очередь из желающих получить благословение Ринпоче. Люди с хадаками и подарками для учителя, приехавшие из разных городов и деревень, терпеливо дожидались своей очереди. Ринпоче благословлял каждого, касаясь буддийским текстом (тиб. печа) почтительно склоненных перед ним голов. В эти дни в зале присутствовали ученики Ело Ринпоче не только из Бурятии, но и из Москвы, Иркутской области, Калмыкии и других регионов России. Мы попросили некоторых из них поделиться своими впечатлениями от дней, проведенных в буддийском храме «Ринпоче Багша». Алина Рубен, г. Томск Я очень рада, что у меня появилась возможность приехать сюда именно в эти дни и полностью посетить все хуралы. Это большое счастье – встретить начало года здесь, получить необходимый настрой в это важное время. Я стараюсь зародить правильную мотивацию в начале года, следуя наставлениям Ело Ринпоче. Мы искренне сорадуемся всем присутствующим. Вадим Пипич, г. Пермь Для меня эти дни означают, прежде всего, встречу с учителем. И праздничные хуралы под его руководством, и посвящение, и ретрит. Всё это собрано в одно время, как большой подарок для нас. Благодарность учителям – Ело Ринпоче и Тензин ламе, ламам, монахам-тибетцам и нетибетцам, а также тем, кто работает в дацане «Ринпоче Багша» за возможность присутствовать на таком грандиозном действе. Очень радуют разные современные новшества, которые и приятны глазу, и облегчают взаимодействие с дацаном и с учением в целом. Во всех этих новшествах видна забота о людях. Пожелание к учителям только одно – продолжать даровать учения и не покидать своих учеников. Антон Светлов, г. Санкт-Петербург: Первый раз я приехал в Бурятию в 2011 году и с тех пор стараюсь приезжать сюда каждый год, но в силу разных обстоятельств не всегда получается. Мои друзья из Петербурга тоже стараются хотя бы раз в год выбираться к учителю. Это великое счастье для нас, учеников Ело Ринпоче, быть рядом с ним. Дни, которые мы проводим в дацане «Ринпоче Багша» и на учениях, очень много значат для нас. Мы ценим каждый день, каждый час, проведенный здесь. Мы очень рады, что все это происходит на бурятской земле – в России, в нашей стране, и здесь очень красиво. Величественная природа Сибири, горы, хвойные леса, и среди этой красоты даруется чистая Дхарма. Буддийский центр «Ринпоче Багша» построен с благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, поэтому для нас большое счастье быть здесь. Когда находишься рядом с учителем, всегда чувствуется очень большое вдохновение, которое мы стараемся сохранить в Петербурге. Если правильно выполнять все наставления, совершать совместные практики, например, такие, как Цог, ритуал почитания учителя Лама Чодпа или проводить какие-то мероприятия, совместно начитывать мантры, а заслуги посвящать коренным учителям – Его Святейшеству Далай-ламе, Ело Ринпоче и всем учителям линии передачи, то это дает очень большое вдохновение, даже когда учитель физически не находится рядом. И на самом деле, неважно, где мы находимся, во время таких практик мы всегда чувствуем, что учитель рядом с нами. Все это ощущают и очень сильно радуются. Исторически так сложилось, что коренным учителем Ело Ринпоче был бурятский лама Дульва-хамбо Тубтен Чоки Нима, вследствие этого у Ринпоче зародилась большая связь с Бурятией. В благодарность своему коренному учителю Ело Ринпоче принял решение даровать учение Будды в Бурятии. Это имеет большой смысл, и я искренне желаю, чтобы каждый житель Улан-Удэ и всей Бурятии смог осознать это и пользоваться той уникальной возможностью, которую учитель предоставляет каждому здесь, на родной для бурятского народа земле. Мы очень сильно сорадуемся великим заслугам бурятского народа, потому что именно в силу накопленных им добродетелей Ело Ринпоче присутствует здесь, в Улан-Удэ. Монастырь его находится именно здесь, а не в какой-то другой точке мира или нашей страны. Это очень важно понимать. И я искренне желаю, чтобы все счастливые бурятские люди осознали, какой рядом великий учитель и какое благо быть на одной земле, в одном городе с учителем и старались бы по мере возможности присутствовать на учениях досточтимого Ело Ринпоче, слушать его наставления и исполнять их. Арюна Цыбикова специально для savetibet.ru. Фотографии автора. В публикации использованы материалы официального сайта дацана «Ринпоче Багша». Фоторепортаж о событии:Просмотров: 6449 | Тэги: Ело Ринпоче, Бурятия
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |