Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Мария Фаликман. Три урока Далай-ламы3 августа 2019 | Версия для печати
В августе 2017 г. в Дели Его Святейшество Далай-лама принял участие в первом диалоге с российскими учеными «Природа сознания» в рамках программы «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых». Эта инициатива положила начало совместному изучению сознания и влияния на него медитации, а также сотрудничеству буддийских и российских исследователей в сфере нейробиологии, когнитивной психологии и еще ряде научных областей – ради стремления к миру и счастью для всех. Конференция была организована Центром тибетской культуры и информации и фондом «Сохраним Тибет» при поддержке «Московского центра исследования сознания» при философском факультете МГУ.
Одним из участников диалога была Мария Фаликман, когнитивный психолог, эксперт журнала Psychologies. Предлагаем вашему вниманию статью, в которой она рассказывает о своем участии и делится впечатлениями от встречи с Его Святейшеством Далай-ламой. Его Святейшество Далай-лама, Мария Фаликман и Константин Анохин во время первого диалога «Природа сознания», организованного в рамках программы «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых». Фото: Артем Саватеев. Эта 4-дневная встреча состоялась в конце лета в Нью-Дели (Индия). В ней принимали участие российские ученые и буддийские монахи, которые занимаются серьезными исследованиями в области философии, психологии и наук о мозге. Сам Далай-лама провел с нами два дня, и общение строилось так: он выступил с небольшой речью, потом мы рассказывали о наработках российских специалистов, а Далай-лама задавал вопросы и комментировал. Такой формат не предусматривал разговоров наедине и каких-то личных вопросов, но я, несомненно, получила новый для себя опыт, который можно сформулировать в виде трех жизненных уроков. УРОК 1: БЫТЬ САМИМ СОБОЙЯ ожидала встречи с некой сакральной фигурой, духовным лидером, от которого невольно ожидаешь, что он будет ставить себя выше простых смертных. А на самом деле познакомилась с очень живым человеком, пытливым, веселым и напрочь лишенным сознания собственной значимости. Далай-лама, безусловно, умеет управлять своими эмоциями, но в диалоге он не сдерживает спонтанных реакций. Ему, например, нравится шутить – он шутит и сам первый хохочет. Когда он покидал нас в три часа дня, потому что у него в три часа утра уже начинается многочасовая медитация, он объяснил это очень трогательно: «Простите, я вынужден вас оставить, я пожилой человек». Он держал себя с нами на равных, был включен в дискуссию каждую минуту, задавал неожиданные и точные вопросы. Так что получился не формальный обмен мнениями, а по-настоящему живой диалог. Его личностный выбор и осознанная позиция – быть сопричастным всему живому. Он дивно взаимодействовал с самым старшим членом нашей делегации, 88-летним философом Давидом Дубровским. Тому было непросто участвовать в диалоге без знания английского языка. Но Далай-ламе он сразу приглянулся. Когда нас знакомили, он сразу подошел к Давиду Израилевичу и прикоснулся к нему лбом – такой милый, неформальный жест. И эти два дня Далай-лама опекал Давида Израилевича: брал его под руку и вел обедать, усаживал рядом с собой. Словом, всячески подчеркивал свою симпатию. Вероятно, он увидел в философе человека почтенного, много пережившего, и ему показалось важным оказать ему особое внимание. Я думаю, что такие естественные манеры, спонтанность, аутентичность Далай-ламы – следствие, в том числе, многолетних духовных практик, медитаций, в которых большое место уделяется размышлениям о мире и другом человеке. А кроме того, это, безусловно, его личностный выбор и осознанная позиция – быть сопричастным всему живому. Ощущать себя частью мира – не меньшей и не большей, а такой же, как любая другая часть. Стиль поведения Далай-ламы стал квинтэссенцией того, чего я ожидаю в идеале от людей, с которыми общаюсь. Его Святейшество Далай-лама и Мария Фаликман во время первого диалога «Природа сознания», организованного в рамках программы «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых». Фото: Артем Саватеев. УРОК 2: ПОМОГАТЬ ДРУГИМ ЖИТЬ ЛУЧШЕБлагополучие всех и каждого – это жизненная доминанта Далай-ламы. В своей вступительной речи он говорил не столько о науке, сколько о сострадании, заботе о других, чувстве благодарности. Его главный приоритет – чтобы люди, с которыми ты сейчас взаимодействуешь, а в идеале человечество – в целом чувствовали себя лучше. При этом совсем не важно, какие у них взгляды и во что они верят. Какие бы темы мы на встречах ни затрагивали – работу мозга, природу личности, понятие сознания – все это, так или иначе, выруливало на проблемы субъективного благополучия. Для Далай-ламы это определенно точка схода всех тех разрозненных научных сведений и точек зрения, которые он собирает. Отвлеченные знания ему неинтересны. В любой информации он ищет и выделяет то, что имеет отношение к одной проблеме: как сделать, чтобы людям жилось лучше? Собственно, и живет он в согласии со своими убеждениями. Как только узнает о серьезной проблеме где-то в мире, скажем, о стихийном бедствии, – немедленно поднимается и едет, несмотря на возраст. Он всегда оказывается там, где он нужен. Монахи нам рассказали, что недавно где-то случилось наводнение, многие дети остались без родителей, и Далай-лама с каким-то ребенком провел целый час. Почувствовал, что нужен конкретно этому ребенку именно в этот момент. При этом час – довольно большой отрезок времени для человека, у которого дни расписаны поминутно на много лет вперед. Человек сам по себе должен быть ценнее, выше повседневной текучки. В общем, вывод ясен: человек сам по себе должен быть ценнее, выше повседневной текучки. Я не всегда об этом помню, не всегда так живу, а хотелось бы. У меня день тоже расписан: работа, встречи, срочные поездки, а тут рядом есть человек, близкий или не очень, с которым сейчас надо побыть. И вот это «надо побыть» теряется в потоке дел. Как расставить приоритеты? Как остановиться и подумать, для чего я важнее? В одном месте я востребован как функция, специалист, ответственное лицо, а в другом – как человек, способный выслушать, пожалеть, побыть рядом и подержать за руку. И в этом смысле Далай-лама вызывает невероятное восхищение. Для него любой человек, с которым он общается, – это ближайший человек. Такой же, как другие, но в данный момент особенно нуждающийся в его внимании и соучастии. УРОК 3: НЕ ТЕРЯТЬ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮНесмотря на преклонный возраст и огромное количество обязанностей, Далай-лама не теряет интереса к тем научным знаниям, которые могут послужить для решения упомянутой выше задачи. Сама по себе идея – приехать в Дели специально для того, чтобы встретиться с какими-то российскими учеными, слушать их с горящими глазами, вникать в темы докладов, дискутировать – это, в общем, яркий показатель. Казалось бы, зачем религии, которая живет догматами тысячелетия, какая-то там наука? А вот духовный лидер считает, что нужно исследовать мир во всех направлениях – физика, биология, психология… Он больше 20 лет ведет диалоги с западными учеными о природе сознания и работе мозга. Он отправляет монахов учиться в Америку, и они там не только учатся, но и основывают научно-исследовательские центры. Татьяна Владимировна Черниговская, которая тоже приехала на эту встречу, спросила его: «А вдруг ученые получат данные, которые противоречат постулатам буддизма?» На что Далай-лама то ли в шутку, то ли всерьез ответил: «Значит, будем менять постулаты буддизма». Его Святейшество Далай-лама фотографируется с российскими и буддийскими учеными по завершении первого диалога «Природа сознания». Фото: Артем Саватеев. Как сохранить такую открытость новому опыту, такой интерес к познанию? Мне предстоит работать над этим. В некоторых ситуациях я уже ощущаю свои пределы: что-то кажется любопытным, но я прохожу мимо. Это связано с необходимостью постоянно делать выбор, с нехваткой времени. Как Далай-ламе удается не проходить мимо? Понять невозможно. Конечно, положительный эффект практик медитации в вопросах управления поведением и вниманием, контроля над эмоциями и стрессом давно доказан. Но как эти техники работают и что конкретно перестраивают в человеке, все равно не до конца понятно. Надеюсь, у нас будет возможность лучше изучить эти вопросы в буддийских монастырях – на встрече в Нью-Дели мы предварительно договорились о сотрудничестве. Мария Фаликман www.psychologies.ru Просмотров: 2945 | Тэги: Далай-лама, буддизм и наука
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |