Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама даровал учение по «Краткому изложению ступеней пути пробуждения» и провел предварительное посвящение Авалокитешвары Джинасагары14 июня 2022 | Версия для печати
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 13 июня 2022 г. – Сегодня утром в Цуглакханге, главном тибетском храме, поприветствовать Его Святейшество Далай-ламу собралось 8500 человек из 56 стран, в том числе 700 монахов, монахинь и мирян из общин Шераблинг и Чанго, попросивших даровать посвящение. По дороге из своей резиденции в храм духовный лидер махал рукой своим последователям, и его лицо сияло от радости.
В начале первого дня учений по случаю священного месяца Сага Дава Его Святейшество Далай-лама машет рукой своим последователям, собравшимся во дворе главного тибетского храма. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июня 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Сегодня с нами Тай Ситу Ринпоче, – объявил Его Святейшество, заняв место на троне. – Он попросил меня провести посвящение Ченрезига Гьялвы Гьяцо (Авалокитешвары Джинасагары). Практику Авалокитешвары можно выполнять в соответствии со всеми четырьмя классами тантры, однако Гьялва Гьяцо принадлежит к высшей йога-тантре». Далай-лама назвал Авалокитешвару главным божеством сострадания и прочел посвященные ему строфы хвалы: Хри! Бесконечно восхваляемый всеми буддами, Ты собрал в себе все высшие достоинства. Тебе было даровано имя Ченрезиг. Пред тобой, вечно сострадательным, склоняюсь! Тысяча твоих рук символизирует тысячу вселенских правителей, Тысяча твоих глаз символизирует тысячу будд этой благословенной кальпы, Ты являешься разным существам в облике, который лучше всего укротит их ум. Великому Авалокитешваре я выражаю почтение! «Меня попросили перед подготовкой к посвящению разъяснить “Краткое изложение ступеней пути пробуждения”, что я и сделаю сразу после того, как мы прочитаем “Сутру сердца”». Тай Ситу Ринпоче поднес духовному лидеру мандалу и символы пробужденных тела, речи и ума. Его Святейшество в свою очередь заметил, что они с Тай Ситу давние друзья и что Ринпоче всегда проявлял к нему непоколебимую преданность. Его Святейшество упомянул, что Чже Ринпоче составил большое, среднее и краткое изложения ступеней пути пробуждения – все они основаны на произведении Атиши «Светоч на пути к пробуждению». В начале краткого изложения Цонкапа воздает дань почтения Манджушри и возносит хвалу Будде: Склоняю голову пред главнейшим из рода Шакьев! Чье тело создано миллиардами великолепных благих и добродетельных дел, Чья речь исполняет чаянья бесконечных живых существ, Чей ум видит все без исключения объекты познания как они есть. «Учение Будды не опирается на слепую веру – оно целиком и полностью построено на логических доводах. Слова Будды выдерживают тщательнейший анализ. Наставники Наланды, такие как Нагарджуна, показали, насколько важно исследовать учение Будды в свете логики и на собственном опыте убедиться, что он был несравненным учителем». Его Святейшество Далай-лама во время первого дня учений по случаю священного месяца Сага Дава. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июня 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «В Индии издавна бытует прекрасная традиция проявлять уважение ко всем духовным течениям. Вот почему на этой земле процветает множество различных религий и верований». «Я буддийский монах, изучающий логику и эпистемологию. Взгляды, подобные тем, что выдвигает школа “только ум” (читтаматра) относительно недвойственности субъекта и объекта, можно подвергнуть логическому анализу. Сегодня даже ученые восхищаются тем, насколько обширно и аргументированно буддизм объясняет устройство сознания и эмоций. В монастырях мы еще в детстве изучаем, что такое сознание и способность к познанию, знакомимся с описанием 51-го ментального фактора. Сам я постиг собрание тем, учения о сознании и логике, о совершенстве мудрости и мадхьямаке. Изучать классические тексты очень важно, некоторые из них я даже запомнил наизусть». Далай-лама процитировал строфу из «Восхваления взаимозависимого возникновения» Чже Ринпоче, которой можно охарактеризовать и его самого: Я отрекся от мира, следуя этому Учителю, Немалы мои познания в Слове Победителя, Я буддийский монах, усердный в практике йоги; И таково мое почтение к этому великому провидцу! Его Святейшество отметил, что, оказавшись в эмиграции, тибетцы обратились за помощью к правительству Индии и лично к главе государства Пандите Неру. В первую очередь они попросили открыть отдельные школы, где тибетские дети могли бы осваивать учебные дисциплины на родном языке. Позднее на юге Индии при поддержке правительства были восстановлены великие монастыри, ранее служившие центрами обучения в Тибете. Рассказывая об истории Тибета, Его Святейшество вкратце осветил события VII века. В те времена царь Сонгцен Гампо решил создать тибетскую письменность, но, несмотря на близкие отношения с Китаем, он положил в ее основу не китайские иероглифы, а индийский алфавит деванагари. Столетие спустя в Тибет пригласили выдающегося наставника Шантаракшиту. Когда он узнал, что у местных жителей есть своя собственная письменность, он призвал их перевести классическую буддийскую литературу на тибетский язык. В итоге увидели свет более 300 томов Кангьюра – собрания слов Будды и Тенгьюра – собрания трактатов индийских учителей, к которым позднее добавились 10 000 сочинений тибетских ученых-философов. Китайские коммунисты всячески пытаются ограничить тибетскую буддийскую культуру, однако все их старания оказываются безуспешными. Очевидно, что философия тибетского буддизма гораздо глубже, чем китайская коммунистическая доктрина. В противопоставление коммунистической идеологии тибетцы в мужских и женских монастырях практикуют своего рода буддийскую демократию. Традиции Тибета обширны и глубоки – эти знания можно успешно применять в сочетании с открытиями современной науки. Далай-лама сообщил, что, поскольку сегодня понедельник, утром он прошел плановый осмотр у своих врачей: они измерили его пульс, взяли мочу на анализ и провели другие необходимые процедуры. После обследования врачи пришли к заключению, что он совершенно здоров. Его Святейшество рассмеялся и восторженно воскликнул: «Лхамо Дхондуп кьи хи хи». Читая одну за другой строфы «Краткого изложения ступеней пути пробуждения», Его Святейшество отметил, с каким уважением последователи относятся к линиям обширной и глубокой практики, а также к их основателям, Нагарджуне и Асанге. Эти практики помогают достичь краткосрочных и долгосрочных целей. Его Святейшество Далай-лама обращается к слушателям в ходе первого дня учений по случаю священного месяца Сага Дава. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июня 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Следующая строфа повествует о четырех великих достоинствах ступеней пути: Они (стадии пути) позволяют постичь непротиворечивость всех учений, Воспринимать все изречения Будды как устные наставления для практики, Легко найти замысел Победоносных, И оберегают от великой пропасти проступков. Дочитав до строк «Я, йогин, так практиковал, и ты, желающий освобождения, поступай так же!», Его Святейшество пояснил, что эта формулировка принадлежит самому Цонкапе. Однако когда сочинение стало служить молитвой, строки были немного изменены: «Вот как поступал мой почтенный и святой учитель, и я, ищущий освобождения, поступлю так же». Если не усердствовать в размышлении над изъянами истины страдания, Не появится настоящего стремления к обретению освобождения. Если же не размышлять над истиной источников – последовательностью ввержения в сансару, – Не будешь знать способ отсечения корня сансары. В приведенном четверостишии говорится о начале пути человека средних способностей. По словам Далай-ламы, останься он в Тибете, ему бы не удалось столь глубоко понять устройство нашего мира. В эмиграции он встречал разных людей из разных слоев общества и у каждого из них чему-то учился. Более того, благодаря технологическим инновациям, таким как интернет и мобильные телефоны, сегодня он может обмениваться мнениями с людьми, живущими во всех уголках планеты. Духовный лидер вспомнил слова Аппы Панта, бывшего представителя по политическим вопросам Индии в Королевстве Сикким, который однажды навестил его в ашраме Свараг. Глядя вдаль, Аппа Пант сказал: «Замечательно, что вы останетесь здесь, ведь отсюда свет вашей мудрости распространится по всему миру». В другой раз член палаты представителей конгресса США заявил, что, хотя Народно-освободительная армия Китая насчитывает миллион солдат, они не в силах одолеть одного-единственного Далай-ламу. Некоторые из более 8500 человек из 56 стран, собравшихся на учения Его Святейшества Далай-ламы по случаю священного месяца Сага Дава. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июня 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Строка «Даяние – драгоценность, исполняющая все чаяния живых существ» открывает описание практики шести совершенств (парамит): даяния, нравственности, терпения, усердия, сосредоточения и мудрости. Медитативное сосредоточение – царь, повелевающий умом, Когда устанавливаешь ум, то он пребывает словно Царь гор, Если направляешь на действие, то ум устремляется ко всем добродетельным объектам, Оно вызывает великое блаженство, делающее ум и тело пригодными для работы. Мудрость – это глаза, что видят глубокую суть всех явлений, Это путь, вырывающий корни сансары, Это сокровище благих качеств, что восхваляется во всех изречениях Будды, Она (мудрость) прославлена как высший светоч, рассеивающий тьму неведения. Духовный лидер перечислил четыре логических неувязки, которые, как объясняет Чандракирти во «Введении в мадхьямаку» (Мадхьямака-аватара), возникли бы, если бы явления существовали объективно. Он признался, что размышляет над ними каждый день в ходе медитации. Неважно, идет ли речь о человеческом «я», о сознании или о чем-то еще – нам всегда кажется, что все существует объективно, независимо. Когда перед вашим мысленным взором появляется объект отрицания и вы хотите его опровергнуть, необходимо провести анализ того, как явления существуют в действительности. 1) Сознание арьи погружается в медитацию о пустоте после того, как он проанализировал, обладают ли явления присущими признаками. Если бы у явлений были такие признаки, сознание арьи их обнаружило бы. Если бы явления обладали самосущим бытием, сознание арьев во время медитативного погружения, сосредоточенного на пустоте, разрушало бы эту сущность, но это противоречит логике. Если бы присущие признаки вещей действительно возникали взаимозависимо, Отрицание этих признаков означало бы уничтожение вещей. Пустота означала бы причину для разрушения явлений. Но это неверно, а значит, вещи не обладают истинным бытием (6.34). 2) Если бы явления обладали присущими признаками и не зависели от других факторов, существование явлений на уровне мирских условностей было бы способно выдержать высший анализ природы вещей, но это также противоречит логике. Если бы мы могли указать на признаки явлений, они бы смогли выдержать высший анализ природы вещей. Однако йогин не может обнаружить ничего, на что можно было бы указать и сказать: «Вот оно». Последователи других школ утверждают, что объектом достоверного познания должно быть что-то вовне, отдельное от воспринимающего, но достоверное познание – это познание, в соответствии с которым объект существует так, как он воспринимается. Согласно низшим философским школам, должно существовать достоверное познание с собственными характеристиками. Если бы это соответствовало действительности, объект достоверного познания смог бы выдержать высший анализ природы вещей. Однако на самом деле ни один объект не обладает самосущим бытием – все явления существуют как обозначения на уровне условностей. Таким образом, если анализировать эти явления, То мы не найдем ничего, кроме присущей им таковости. А значит, подлинность мирских условностей Не следует подвергать анализу (6.35). Если бы явления обладали некой самостью, которая определяла бы сущность этих явлений и была независимой от других факторов, это привело бы к логической неувязке: существование на уровне относительной реальности было бы способно выдержать высший анализ природы вещей. Вид на зал главного тибетского храма во время первого дня учений Его Святейшества Далай-ламы по случаю священного месяца Сага Дава. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июня 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). 3) Если бы явления обладали такой самостью, но при этом возникали в силу причин и условий, невозможно было бы отрицать подлинное возникновение. 4) Учение Будды о том, что явления пусты, то есть не обладают собственной природой, было бы неверно. Когда мы говорим, что явление пусто, это значит, что сам предмет нашего анализа лишен самосущего бытия или собственной природы. В процессе высшего анализа невозможно логически доказать Происхождение от другого или от себя. И даже с точки зрения условной истины это невозможно обосновать. Что же будет тогда с вашей теорией происхождения? (6.36) Пустые явления, такие как отражения и прочие, зависящие от сочетания причин и условий, Тоже не являются чем-то неизвестным (6.37). Его Святейшество добавил, что, размышляя над строфами, завершающими шестую главу «Введения в мадхьямаку», он стремится достичь пути видения. Так, озаренный лучами светоносной мудрости, Бодхисаттва видит изначальную нерожденность трех миров Столь же ясно, как ягоду амлы у себя на ладони, И благодаря силе относительной истины приходит к прекращению (6.224). Пусть ум его и достиг окончательного прекращения, Он по-прежнему питает сострадание к беззащитным. Продвигаясь к высшим ступеням, он превосходит мудростью Даже шраваков, рожденных Словом Сугаты, и пратьекабудд (6.225). Словно царь лебедей, летящий во главе стаи, Он расправляет два крыла: относительной и абсолютной истины. Подгоняемый попутным ветром добродетели, Бодхисаттва пересекает океан и достигает дальних берегов добродетели пробуждения (6.226). Чандракирти предупреждает, что суть таковости может привести в ужас некоторых людей, однако те, кто обладает прежней тренировкой, обязательно смогут ее постичь. Другие, даже весьма ученые, не смогут ее понять. Его Святейшество начал подготовку к предварительным ритуалам для посвящения Авалокитешвары, которое он дарует завтра. Собравшиеся тем временем начитывали мантру «ом мани падме хум». Далай-лама призвал их войти в мандалу, дабы быть уверенными, что Авалокитешвара будет заботиться о них жизнь за жизнью. В рамках предварительных ритуалов провели церемонию зарождения бодхичитты, раздали всем освященную воду, защитные веревочки, а также короткие и длинные веточки травы куша. Затем участников призвали обратить пристальное внимание на сны, которые они увидят ночью. Завершая сегодняшнюю встречу, Его Святейшество объявил: «Завтра мы встретимся снова». Перевод: Инна Балтырева. Фоторепортаж о событииСмотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |