Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама принял участие в церемонии вручения степеней геше-лхарамбы в Бодхгае3 января 2024 | Версия для печати
Бодхгая, штат Бихар, Индия, 3 января 2024 г. – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама был приглашен председательствовать на торжественном собрании Университета Гелуг и церемонии вручения степеней геше-лхарамбы монахам, окончившим обучение в последние четыре года. У ворот, ведущих на площадку Калачакры, духовного лидера встречали настоятели великих монастырских центров обучения на юге Индии – Гандена, Дрепунга и Сера. Они проводили его до сцены, где Его Святейшество занял место между Ганден Три Ринпоче (по правую руку) и Джангце Чойдже Ринпоче (по левую руку).
Церемонию открыли чтением строфы выражения почтения Будде: Воздаю почтение главе рода Шакьев, Который, руководствуясь состраданием и искусными средствами, родился семье Шакьев, Непобедимому, одержавшему верх над злонамеренными существами, Обладающему телом, подобным величественной золотой горе. Геше Тулку Тензин Шераб из Гелугпинского университета выступает со вступительным словом на церемонии вручения степеней геше-лхарамбы. Бодхгая, штат Бихар, Индия. 3 января 2024 года. Фото: Тензин Чойджор Ведущий церемонии геше Тулку Тензин Шераб поприветствовал Его Святейшество и других гостей и высокопоставленных лиц, сидящих на сцене. Он сказал, что после вторжения Китая в 1959 году, уничтожившего большую часть буддийской традиции в Тибете, многие тибетцы смогли добраться до Индии благодаря благословениям Его Святейшества. Монахи собрались в лагере в Буксадуаре, где под руководством Его Святейшества и двух его наставников была создана экзаменационная комиссия для проведения экзаменов на степень геше-лхарамбы. Тем временем монахи, принадлежащие к трем великим монастырям-университетам, продолжали поддерживать свои традиции обучения. Ведущий отметил, что доброту Его Святейшества, возглавившего и вдохновившего это движение, невозможно переоценить. В 1970 году была создана экзаменационная комиссия школы гелуг, в которую вошли настоятели и экзаменаторы, разработавшие процедуры и правила. С тех пор более 1000 геше получили высшее образование. Многие из них служат Дхарме в разных уголках мира. Слово передали Ганден Три Ринпоче. Он сказал: «Хранитель буддийской дхармы, Его Святейшество Далай-лама, находится сегодня с нами, когда мы собрались, чтобы провести собрание Университета Гелуг и церемонию присуждения ученых степеней. Сегодняшние выпускники тщательно учились, упражнялись в логике и философских диспутах, готовились к экзаменам. В результате они получат свои степени геше-лхарамбы. Как советовал Дже Ринпоче, мы должны изучать буддийскую философию, размышлять о том, что узнали, и делать это часть своего сознания». «После получения степени геше принято поступать в тантрический колледж Гьюдмед или Гьюто, чтобы изучать четыре взаимосвязанных комментария к тантре Гухьясамаджи. Это традиция, которая передается, не прерываясь, со времен Дже Ринпоче. Есть и другие тексты, которые необходимо заучивать новоиспеченным геше, но особенно важно получить устную передачу комментариев к тантре Гухьясамаджи. Я призываю всех вас приложить усилия к тому, чтобы это выполнить. Как говорил Серконг Ценшаб Ринпоче, очень важно сохранить эту традицию». «Я молюсь о долголетии Его Святейшества Далай-ламы и глав других буддийских традиций». Ганден Три Ринпоче выступает на церемонии вручения степеней геше-лхарамбы. Бодхгая, штат Бихар, Индия. 3 января 2024 года. Фото: Тензин Чойджор «Сегодня завершается монлам ченмо, или большое молитвенное собрание, – сказал Его Святейшество Далай-лама. – Все мы, собравшиеся здесь, последователи Будды. Мы должны понимать, что учение Будды заключается не в произнесении молитв и выполнении ритуалов. Главное – преобразовывать свой ум, взращивая бодхичитту и постижение пустоты». «Будучи буддийским монахом, я каждое утро начинаю с зарождения бодхичитты и размышлений о пустоте, чтобы зародить правильную мотивацию на весь последующий день. Порождение бодхичитты позволяет мне осуществлять собственные цели и цели других, и я приглашаю всех существ стать моими гостями на празднике пробуждения». «Я также прикладываю все усилия для того, чтобы объединить бодхичитту с воззрением пустотности, что является способом преодоления омрачений ума и тревожащих мыслей. Какими бы сильными ни были омрачения ума и тревожащие мысли, их корень в неведении, а значит, они не имеют прочного основания. Бодхичитта и пустотность, напротив, сильнее, поскольку они подкреплены логикой и критическим анализом». «Дже Цонкапа писал: Сперва я то и дело искал обширных знаний, Затем постиг, что все учения ― упражнения [ума]; И, наконец, осваивал их днем и ночью, Молясь о том лишь, чтобы Дхарма возрастала! «Потому, чем больше мы изучаем [буддийскую философию], тем больше обретаем прозрений и опыта. Буддийская дхарма опирается на логику и критический анализ. Как сказано в поэме Шантидевы “Путь бодхисаттвы” (Бодхичарья-аватара), нет ничего, что не становилось бы легче в силу тренировки ума. По мере приучения себя к пониманию пустоты, мы все больше ослабляем свое неведение». Его Святейшество Далай-лама выступает на церемонии вручения степеней геше-лхарамбы. Бодхгая, штат Бихар, Индия. 3 января 2024 года. Фото: Тензин Чойджор «Каждый день я работаю над тем, чтобы сделать бодхичитту и пустотность частью мое ума, и я вижу, какой это приносит результат. Йога божеств – это важная практика, но зарождение бодхичитты и понимания пустоты еще важнее. Я призываю вас со всем усердием заняться этими практиками, поскольку они действительно помогут вам чувствовать себя спокойно. Бодхичитта и пустотность – вот что делает жизнь осмысленной. Практика йоги божеств без бодхичитты и постижения пустоты будет неэффективной». «Сегодня, когда вы получаете дипломы геше-лхарамбы, мы можем признать, что изучение буддийской дхармы – это нечто невероятное. Это традиция, присущая только тибетскому буддизму. У меня много друзей из других стран, где практикуют буддизм, но мало где буддийскую философию изучают так, как мы. Я начал учиться, когда был еще совсем ребенком. Как я говорил вам на днях, в возрасте трех лет я посетил монастырь Кумбум, и меня поразил вид юных монахов, совершающих простирания и начитывающих мантру “ом ара паца на дхи”. Мне захотелось подражать им. Со временем я приехал в Центральный Тибет, чтобы начать учебу по традиционной программе, включающей такие предметы как собрание тем, теория познания, логика. Практика философских диспутов позволяла эффективно закреплять полученные знания». «Мы можем быть озабочены текущей ситуацией в мире. Нас могут беспокоить экологические проблемы, но Манджушри укрепит наш интеллект, чтобы мы могли решить стоящие перед нами проблемы. Это все, что я хотел сказать на данный момент». Модератор объявил, что более 300 выпускников поднимутся на сцену, где Ганден Три Ринпоче вручит им дипломы геше-лхарамбы. Так они и поступили. Каждому монаху, поднимавшемуся на сцену, надевали на шею церемониальный белый шарф (хадак). Получив диплом, геше кланялись Его Святейшеству перед тем, как покинуть сцену. Ганден Три Ринпоче вручает дипломы геше-лхарамбы монахам, окончившим обучение в 2021, 2022 и 2023 годах. Бодхгая, штат Бихар, Индия. 3 января 2024 года. Фото: Тензин Чойджор Затем геше, закончившие обучение в последние четыре года, разбились на группы и сфотографировались с Его Святейшеством Далай-ламой. Его Святейшества сказал, что хотел бы еще раз обратиться к собравшимся. «Дже Ринпоче сказал, что о чем бы мы ни услышали или прочитали, нам следует применить четырехчастный анализ, чтобы действительно это понять. Мы можем спросить в отношении чего-либо: “Это частица? Или это не частица? Является ли она одновременно и частицей, и не частицей? Или это не частица и не не-частица?”» «Получив определенное понимание, мы исследуем его и проверяем во время диспута. Так мы обретаем убежденность в учении. Затем мы расширяем свое понимание, размышляя над смыслом всего, что изучили. Этот подход является отличительной чертой традиции Наланды. Шантаракшита и другие индийские и тибетские ученые-философы размышляли над тем, что они узнали, и делали это частью своего ума. Нам тоже следует так поступать. Суть в том, чтобы изучать [буддийскую философию], размышлять и практиковать». Его Святейшество Далай-лама позирует для фото с одной из групп монахов, получивших степень геше-лхарамбы, на площадке для проведения учений по Калачакре. Бодхгая, штат Бихар, Индия. 3 января 2024 года. Фото: Тензин Чойджор «Мы должны задумываться над смыслом учения. Мы не можем полагаться только на слова классических трактатов, мы должны преобразовывать заложенный в них смысл в собственный живой опыт». «Те из вас, кто сегодня получил дипломы геше, добились хороших результатов. Теперь я призываю вас показать пример другим, применяя полученные знания на практике. Благодаря изучению, размышлениям и медитации, вы можете сделать полученные знания частью своего ума». «Позавчера сильное в Японии произошло сильное землетрясение. Многие жители страны теперь с тревогой думают о том, что будет дальше. Япония – буддийская страна, где также читают “Сутру сердца”. Когда в любой точке мира происходит стихийное бедствие, мы должны сочувствовать пострадавшим. Поэтому сегодня давайте вместе прочитаем “Сутру сердца” для жителе Японии, особенно для жертв землетрясения». Все собравшиеся последовали просьбе Его Святейшества и присоединились к чтению «Сутры сердца», завершив его несколькими повторениями мантры Львиноликой дакини. Перевод: Наталья Иноземцева. ФОТОРЕПОРТАЖПросмотров: 573 | Тэги: Далай-лама
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |