Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Два национализма Китая

| Еще
Какой из двух соперничающих китайских национализмов проявит себя в ходе августовской Олимпиады? Национализм, основанный на обиде и подозрительности или национализм уверенный и гордый?

В китайском обществе можно встретить и тот и другой, что отражает глубинную двойственность китайской идентичности: корни ксенофобского национализма лежат в унижениях, в прошлом пришедшихся на долю китайского народа, а другой вариант, более космополитический, формировался под влиянием и интеграции Китая в международное сообщество.

В последние недели, пока олимпийский огонь совершал свой трудный путь вокруг света в Пекин, мир столкнулся со злокачественной формой китайского национализма. Если китайское общество было искренне потрясено и задето протибетскими и антикитайскими демонстрациями, охватившими три континента, то ответные нападки на Запад и антизападные демонстрации в Китае и китайской диаспоре в свою очередь удивили многих во внешнем мире.

Хотя такое поведение и идет в разрез с культурой, наследием и достоинством Китая и в целом не является характерным для китайского национализма, мир должен приготовиться к подобным всплескам ксенофобии в ходе подготовки к Олимпиаде и, возможно, во время самих Игр.

Чем же это вызвано? Оттенок обиды в китайском национализме присутствует еще со времен унижений, наносившихся Китаю европейскими колониальными державами, американскими миссионерами и японскими интервентами с 18 века вплоть до середины 20 века. Недаром этот период официально называется в современных китайских учебниках 'веком стыда и унижения'.

Боксерское восстание 1900 года, бойкот 1902 года, направленный против Америки, движение 'За новую жизнь' 1934 года, и тому подобные события первой половины двадцатого века оживили антизападный национализм. В конце концов, Мао со своими коммунистами смог использовать его в своих интересах и захватить власть в 1949 году.

Международное сообщество должно понять, насколько глубоко исторический опыт и связанные с ним эмоции укоренились в душе и общественном сознании китайского народа.

На этом и держится современное китайское коммунистическое правительство, пришедшее к власти с обещанием объединить нацию, вернуть ей достоинство, и никогда больше не позволять иностранцам подчинять, ущемлять или пытаться 'расчленить' Китай.

Более пятидесяти лет государственной пропаганды и идеологической обработки еще глубже укоренили эти идеи в сознании населения. Именно поэтому китайское общество так болезненно реагирует на вопросы, связанные с Тибетом, Тайванем и Синьцзяном. Часть китайской души практически не переносит иностранной критики, не терпит 'потери лица', и плохо осознает, как выглядят националистические выходки из-за рубежа.

Как недавно объяснили мне китайские коллеги, нынешний подъем гипернационализма подогревается также глубинными чувствами неудовлетворенности и разочарования, все больше распространяющимися в китайском обществе. Виной этому задолженности по зарплате, застой в доходах, безработица, инфляция, коррупция, заметное классовое неравенство, разрушение окружающей среды, моральный вакуум и общее ощущение регресса в гоббсовской экономике Китая.

В какой-то мере, правительство использует националистические настроения, чтобы контролировать это разочарование общества, направляя его в сторону от правящей коммунистической партии.

К счастью, национализм обиды, который мы видим в последнее время, не полностью охватил общественное сознание китайцев. Другую его сторону можно назвать 'национализмом уверенности'. Этот более позитивный вариант китайского национализма все еще до конца не сформировался, и пока с трудом сосуществует с китайским национализмом обиды.

Такой образ мыслей и чувств ближе к патриотизму, чем к национализму. Его корни лежат в настоящем и будущем Китая, а не в его прошлом. Гордость достижениями Китая за 59 лет существования Народной республики сочетается в нем с осознанием множества стоящих перед страной вызовов.

Это национализм скорее космополитический, а не изоляционистский и ксенофобский. Национализм многих (хотя и не всех) горожан и интеллектуалов. Национализм, гордящийся вновь обретенным влиянием Китая на международную политику, его новым статусом мировой державы, его постоянным членством в Совете Безопасности ООН, его ролью двигателя мирового экономического роста, его разительной социоэкономической трансформацией, его успехом в избавлении 200 миллионов людей от нищеты, его вкладом в решение проблем международных 'горячих точек', таких как Северная Корея, его участием в поддержании международного порядка.

Олимпийские игры должны были стать триумфом Китая. Вместо этого, он рискует подорвать собственный кредит своим внушающим отвращение национализмом.

Если гипернационалистическая истерия вырвется из-под контроля во время самих игр - неважно, выиграют китайские спортсмены в соревнованиях или проиграют - страна потерпит пропагандистское фиаско, которое отрицательно скажется на имидже Китая и его 'мирного подъема'.

Если китайский национализм продолжит демонстрировать свою подозрительность вместо уверенности в себе, другим странам придется соответствующим образом изменить свою политику в отношении Китая, и вместо уважения мира Китай может навлечь на себя ту самую 'политику сдерживания', на которую регулярно жалуется.

В 2006 году, когда Германия победила Аргентину в борьбе за Кубок мира, я сидел на трибуне Олимпийского стадиона в Берлине, на котором проводилась нацистская Олимпиада 1936 года, наблюдая за ликующей толпой, и думал об уверенном, но не чрезмерном национализме современной Германии и о том, проявят ли китайцы такой же самоконтроль на Олимпиаде 2008 года. В августе мы это увидим.

Дэвид Шамбо - директор программы по китайской политике в вашингтонском Университете Джорджа Вашингтона (George Washington University), внештатный старший научный сотрудник Института Брукингса (Brookings Institution), автор недавно вышедшего исследования 'Коммунистическая партия Китая: отмирание и адаптация' ("China's Communist Party: Atrophy and Adaptation").

The International Herald Tribune (США)
Перевод ИноСМИ.ru

Китайские студенты в поддержку Олимпиады и Тибета в составе КНР. Фоторепортаж Сергея Чернова
Санкт-Петербург, 3 мая. Китайские студенты, узнав о санкционированном митинге питерских друзей Тибета, решили провести альтернативный митинг. Парадоксально, обе стороны любят Тибет, обе - за Тибет в составе КНР, и обе не особенно нравятся представителям местной власти.











Подробности на сайте Общества Друзей Тибета (ОДТ) г. Санкт-Петербург

Смотрите также:
Фоторепортаж Новой газеты

Видеорепортаж из Санкт-Петербурга

City Activists Turn Out in Support of Tibet

Китайские студенты на митинге в Санкт-Петербурге. Фото Сергея Чернова

Китайские студенты на митинге в Санкт-Петербурге, часть 2

В Петербурге задержали китайского студента на митинге в защиту Тибета (фото)

В Петербурге китайским представителям не дали защитить Тибет (фото) (фото)


Фоторепортаж: в Петербурге китайцы поддержали Олимпиаду без предупреждения
Просмотров: 5032  |  Тэги: Олимпиада, Китай, протест

Комментарии:

СК (Гости) | 7 мая 2008 23:39  
Причина китайского национализма, как ни парадоксально - та же, что у падения Маньчжурской империи, куда Китай входил составной частью вместе с Тибетом и другими странами: экспансия западного либерализма и демократии туда, куда их не звали. Сейчас этот национализм дирижируется КПК (опять же партией с заемной марксистской идеологией) по тем же схемам, по каким немецкий национализм дирижировался НСДАП. Хорошо, если где-то разгоняют "мирные митинги" китайских националистов: в лучшем случае, их участники не знают, на чью мельницу льют воду.
Gillian (Гости) | 5 июля 2008 05:52  
Пусть они любят Тибет в Китае, а не Питере!!!!!!!!!
doc58 (Посетители) | 5 июля 2008 10:58  
Как-то странно читать американца с подобными социологическими взглядами. Национализм вероятно можно назвать гордым с большой натяжкой (используя смысл "гордыня"), но уверенным назвать точно нельзя. Национализм - это всегда защитная реакция на собственную слабость, ущербность и недостаток самоидентификации. Короче, национализм - это всегда симптом социально-политической болезни.
doc58 (Посетители) | 5 июля 2008 11:16  
Олимпийские игры должны были стать триумфом Китая

да, уже не станут - это правда...

Это национализм скорее космополитический, а не изоляционистский и ксенофобский. Национализм многих (хотя и не всех) горожан и интеллектуалов

ну вообще бред... национализм космополитический... интеллектуалов... первый раз такое слышу, такого даже в России не пишут...

Гордость достижениями Китая за 59 лет существования Народной республики

Жалко не написали, кто эту гордость испытывает... тоже интеллектуалы наверное... Аккуратнее писать надо, уж поставили бы интеллектуалы в кавычки, или написали бы "китайские интеллектуалы". А то как то за интеллектуалов обидно, в частности за американских... Хотя, может быть, автор не причисляет себя к интеллектуалам... всякое бывает... даже в Америке...

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Май 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100