Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Два национализма Китая7 мая 2008 | Версия для печати
Какой из двух соперничающих китайских национализмов проявит себя в ходе августовской Олимпиады? Национализм, основанный на обиде и подозрительности или национализм уверенный и гордый?
В китайском обществе можно встретить и тот и другой, что отражает глубинную двойственность китайской идентичности: корни ксенофобского национализма лежат в унижениях, в прошлом пришедшихся на долю китайского народа, а другой вариант, более космополитический, формировался под влиянием и интеграции Китая в международное сообщество. В последние недели, пока олимпийский огонь совершал свой трудный путь вокруг света в Пекин, мир столкнулся со злокачественной формой китайского национализма. Если китайское общество было искренне потрясено и задето протибетскими и антикитайскими демонстрациями, охватившими три континента, то ответные нападки на Запад и антизападные демонстрации в Китае и китайской диаспоре в свою очередь удивили многих во внешнем мире. Хотя такое поведение и идет в разрез с культурой, наследием и достоинством Китая и в целом не является характерным для китайского национализма, мир должен приготовиться к подобным всплескам ксенофобии в ходе подготовки к Олимпиаде и, возможно, во время самих Игр. Чем же это вызвано? Оттенок обиды в китайском национализме присутствует еще со времен унижений, наносившихся Китаю европейскими колониальными державами, американскими миссионерами и японскими интервентами с 18 века вплоть до середины 20 века. Недаром этот период официально называется в современных китайских учебниках 'веком стыда и унижения'. Боксерское восстание 1900 года, бойкот 1902 года, направленный против Америки, движение 'За новую жизнь' 1934 года, и тому подобные события первой половины двадцатого века оживили антизападный национализм. В конце концов, Мао со своими коммунистами смог использовать его в своих интересах и захватить власть в 1949 году. Международное сообщество должно понять, насколько глубоко исторический опыт и связанные с ним эмоции укоренились в душе и общественном сознании китайского народа. На этом и держится современное китайское коммунистическое правительство, пришедшее к власти с обещанием объединить нацию, вернуть ей достоинство, и никогда больше не позволять иностранцам подчинять, ущемлять или пытаться 'расчленить' Китай. Более пятидесяти лет государственной пропаганды и идеологической обработки еще глубже укоренили эти идеи в сознании населения. Именно поэтому китайское общество так болезненно реагирует на вопросы, связанные с Тибетом, Тайванем и Синьцзяном. Часть китайской души практически не переносит иностранной критики, не терпит 'потери лица', и плохо осознает, как выглядят националистические выходки из-за рубежа. Как недавно объяснили мне китайские коллеги, нынешний подъем гипернационализма подогревается также глубинными чувствами неудовлетворенности и разочарования, все больше распространяющимися в китайском обществе. Виной этому задолженности по зарплате, застой в доходах, безработица, инфляция, коррупция, заметное классовое неравенство, разрушение окружающей среды, моральный вакуум и общее ощущение регресса в гоббсовской экономике Китая. В какой-то мере, правительство использует националистические настроения, чтобы контролировать это разочарование общества, направляя его в сторону от правящей коммунистической партии. К счастью, национализм обиды, который мы видим в последнее время, не полностью охватил общественное сознание китайцев. Другую его сторону можно назвать 'национализмом уверенности'. Этот более позитивный вариант китайского национализма все еще до конца не сформировался, и пока с трудом сосуществует с китайским национализмом обиды. Такой образ мыслей и чувств ближе к патриотизму, чем к национализму. Его корни лежат в настоящем и будущем Китая, а не в его прошлом. Гордость достижениями Китая за 59 лет существования Народной республики сочетается в нем с осознанием множества стоящих перед страной вызовов. Это национализм скорее космополитический, а не изоляционистский и ксенофобский. Национализм многих (хотя и не всех) горожан и интеллектуалов. Национализм, гордящийся вновь обретенным влиянием Китая на международную политику, его новым статусом мировой державы, его постоянным членством в Совете Безопасности ООН, его ролью двигателя мирового экономического роста, его разительной социоэкономической трансформацией, его успехом в избавлении 200 миллионов людей от нищеты, его вкладом в решение проблем международных 'горячих точек', таких как Северная Корея, его участием в поддержании международного порядка. Олимпийские игры должны были стать триумфом Китая. Вместо этого, он рискует подорвать собственный кредит своим внушающим отвращение национализмом. Если гипернационалистическая истерия вырвется из-под контроля во время самих игр - неважно, выиграют китайские спортсмены в соревнованиях или проиграют - страна потерпит пропагандистское фиаско, которое отрицательно скажется на имидже Китая и его 'мирного подъема'. Если китайский национализм продолжит демонстрировать свою подозрительность вместо уверенности в себе, другим странам придется соответствующим образом изменить свою политику в отношении Китая, и вместо уважения мира Китай может навлечь на себя ту самую 'политику сдерживания', на которую регулярно жалуется. В 2006 году, когда Германия победила Аргентину в борьбе за Кубок мира, я сидел на трибуне Олимпийского стадиона в Берлине, на котором проводилась нацистская Олимпиада 1936 года, наблюдая за ликующей толпой, и думал об уверенном, но не чрезмерном национализме современной Германии и о том, проявят ли китайцы такой же самоконтроль на Олимпиаде 2008 года. В августе мы это увидим. Дэвид Шамбо - директор программы по китайской политике в вашингтонском Университете Джорджа Вашингтона (George Washington University), внештатный старший научный сотрудник Института Брукингса (Brookings Institution), автор недавно вышедшего исследования 'Коммунистическая партия Китая: отмирание и адаптация' ("China's Communist Party: Atrophy and Adaptation"). The International Herald Tribune (США) Перевод ИноСМИ.ru Китайские студенты в поддержку Олимпиады и Тибета в составе КНР. Фоторепортаж Сергея Чернова Санкт-Петербург, 3 мая. Китайские студенты, узнав о санкционированном митинге питерских друзей Тибета, решили провести альтернативный митинг. Парадоксально, обе стороны любят Тибет, обе - за Тибет в составе КНР, и обе не особенно нравятся представителям местной власти. Подробности на сайте Общества Друзей Тибета (ОДТ) г. Санкт-Петербург Смотрите также: Фоторепортаж Новой газеты Видеорепортаж из Санкт-Петербурга City Activists Turn Out in Support of Tibet Китайские студенты на митинге в Санкт-Петербурге. Фото Сергея Чернова Китайские студенты на митинге в Санкт-Петербурге, часть 2 В Петербурге задержали китайского студента на митинге в защиту Тибета (фото) В Петербурге китайским представителям не дали защитить Тибет (фото) (фото) Фоторепортаж: в Петербурге китайцы поддержали Олимпиаду без предупреждения Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |