Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Анонсы Статьи О центре О фонде
 

Анонс. Фильм "Избранный" на канале "Культура"

5 февраля 2011 | Версия для печати
| Еще
5 февраля в 22.00 на канале "Культура" состоится показ фильма Нати Бараца "Избранный" о поиске новой реинкарнации геше ламы Кончога. По окончании фильма состоится дискуссия, к участию, в которой, к сожалению, не приглашены представители тибетской буддийской традиции. Обсуждать "фольклорные приметы и артефакты, мифы и сказания, которые становятся основой выбора монахов, насколько правомерен такой выбор и стоит ли лишать ради этого ребенка детства" будут: историк Артем Кобзев, детский психолог Гражина Будинайте, кинокритик Алена Солнцева, художник Павел Каплевич, режиссер Григорий Константинопольский.

Профессор Роберт Турман о фильме "Избранный":


«Избранный» ― красивый фильм, рассказывающий удивительную и трогательную историю о геше Ламе Кончоге, его длительном затворничестве, его смерти и кремации, а также последующем процессе обнаружения и распознавания его новой реинкарнации в теле чудесного ребенка, появившегося на свет в замечательной тибетской семье в отдаленной долине Цум в Непале, рядом с границей с Тибетом.

Мне очень понравился этот фильм, и я искренне восхищаюсь молодым монахом, которому удается найти новое воплощение своего ламы в ребенке по имени Тензин Пунцок и отважными кинематографистами, которые снимали его так с таким терпением и творческим подходом.

Со времен Будды, приходившего в мир 2500 лет назад, буддисты уверены, что живое существо ― нечто гораздо большее, нежели одно-единственное воплощение, ограниченное рамками этой человеческой жизни. В тибетской буддийской традиции считается, что все мы перерождаемся с безначальных времен, и череда наших будущих воплощений также уйдет в бесконечность. Эта вереница рождений сопряжена со страданием от того, что нам не известна истинная природа реальности; от того, что мы думаем, будто важнее других существ и всей Вселенной и, вопреки всему, изо всех своих сил пробуем выйти победителем из сражения, которое ведет наше маленькое «я» против бесконечного множества других существ.

Когда же человек узнает о том, что есть способ сознательно направить свою эволюцию к пробуждению от тяжелого сна, в который его ввергло это себялюбивое неведение, к освобождению от страдания и неизменному блаженству состояния Будды, то он взращивает в себе мудрость Освобождения. И когда эта мудрость проявляется в нем, ему становится намного лучше, а наполняющая его блаженная энергия открывает перед ним возможность подарить свое сострадание другим существам, что по-прежнему томятся в сетях незнания и страдания. Поток сознания этого существа затем может проявляться в новых воплощениях, дабы оставаться рядом со страждущими существами и помогать им превозмогать выпадающие на их долю трудности. Эта способность проявляться в разных формах носит название «тело эманации» (на санскрите: нирманакая, на тибетском: тулку).

Процесс перерождения включает сознательное посмертное путешествие в «тонком теле». (Оно отчасти напоминает наделенное ясностью и осознаванием тело сновидения, которое проявляется после того, как мы засыпаем). Цель этого путешествия ― поиск соответствующего отца и матери (в том случае если для следующего воплощения будет выбрано человеческое тело, необходимое для оказания помощи другим людям) и осознанное вхождение во чрево матери в момент зачатия. Хотя во всех буддийских культурах мы найдем веру в биологическую теорию кармы и основанное на здравом смысле принятие реальности перерождений и реинкарнаций, лишь в Тибете и Монголии существует институт просветленных лам. Поэтому область, которая исследуется в этом замечательном фильме, является уникальной особенностью именно этих буддийских сообществ.

Перед своей кончиной лама оставляет указания о том месте и той семье, где он намерен переродиться, затем во время кремации получают дополнительные сведения, собрав оставшиеся в пепле реликвии, а также получив другие знаки. Прибегают к помощи особо одаренных, способных к ясновидению лам, медиумов-оракулов и астрологов, и, наконец, поисковая партия отправляется в путь, указанный собранными таким образом подсказками. Среди детишек, родившихся через несколько месяцев или чуть больше после ухода ламы, выявляются кандидаты на его новое перерождение. И нередко от них требуется узнать тех людей, с которыми почивший лама был знаком в прошлой жизни. После прохождения этих испытаний ребенка обычно забирают в тот монастырь, который принадлежал ему в прошлом рождении. Родители должны дать на это свое согласие, и обычно они делают это с радостью, поскольку сами являются людьми верующими; для них честь, что в их доме нашло пристанище просветленное существо.

В этом фильме, поскольку лама жил в затворничестве в долине Цум в окружении деревенских жителей, все сообщество радуется возвращению святого ламы и считает его присутствие великим благословением. На протяжении всего фильма мы встречаемся с людьми очень милыми и благостными: с пожилым ламой, с его новым воплощением, с преданным помощником, который верой и правдой служил почившему ламе на протяжении 23 лет, с высокими ламами ― с ламой Сопой и Его Святейшеством Далай-ламой. Этот фильм дарит нам волшебную возможность стать свидетелями мгновений, обладающих великой преобразующей силой, заглянуть в распахнутые настежь сердца всех его героев на фоне приземленных реалий незамысловатой жизни.

Мне особенно запомнился эпизод, где юный лама впервые встречается с Далай-ламой. Далай-лама вручает ему белый шарф в знак приветствия и благословения, а крошечный тулку отказывается его принять и пытается надеть его на шею Далай-ламы! Крайне нетрадиционный и спонтанный жест. Этот эпизод навел меня на мысль о том чувстве преданности, которое, должно быть, переполняло его сердце в прошлой жизни, во время его многолетнего затворничества. Уверен, он медитировал о благословенном присутствии Его Святейшества ― воплощения Авалокитешвары, божественного Бодхисаттвы, который «с любовью взирает» (санскр. Авалокита-) на всех существ. И теперь в теле маленького ребенка, еще не восполнившего запасы прежних знаний, он вдруг оказывается лицом к лицу с предметом своего почитания и чувствует сильнейшее желание поднести Его Святейшеству Далай-ламе свою веру и все благословение своего сердца.

Роберт Турман
Профессор индологии и тибетологии Колумбийского университета


Посмотреть фильм
Просмотров: 7159  |  Тэги: буддизм, буддийский

Комментарии:

vopros (Гости) | 5 февраля 2011 23:53  
Что за перевод по каналу Культура?!!!!!!!!!!! Какой фикус?!!!! Можно как-то исправить?!!!!!!!!!
sergey (Гости) | 6 февраля 2011 01:02  
spasibo za film
savetibet (Администраторы) | 6 февраля 2011 01:06  
Это, конечно, достойно внесения в "классику" переводческой профессии )))))
Перевод молитвы о Бодхичитте словами: "Фикус, фикус, вырастай, никогда не увядай" (что-то в таком духе). Лет 15 тому назад можно было бы понять переводчика, не нашедшего в англо-русском словаре Бодхичитты, но обнаружившего дерево Бодхи, относящееся к фикусам и т.д. Но сегодня все-таки есть интернет, не так уж трудно найти определение Бодхичитты, даже если ты не буддист.
В любом случае, большое спасибо каналу "Культура". Так много людей смогли что-то узнать о тибетской традиции и даже Далай-ламу увидеть...
Обсуждение было тоже весьма занятным.
Лариса (Гости) | 6 февраля 2011 11:13  
А мне фильм очень понравился!
И все эти глупые обсуждения - такая ничтожная малость, глупая при том же, нисколько дух увиденного не передавающая (для самих обсуждающих в первую очередь)... Так жаль от смазанности "обсуждения". И для меня, может быть редкого телезрителя канала Культуры, неожиданное и удивительно неуместное!
vopros (Гости) | 6 февраля 2011 11:50  
Да, смех сквозь слезы. Обсуждение "Экспертов" действительно было "экспертным". Можно было пригласить все-таки сведущего человека. Надежду вселило молодое поколение, увидевшее доброе и светлое в фильме. Вот так и вращаемся в сансаре в неведении.
Shanti (Гости) | 6 февраля 2011 13:40  
Во время передачи не те люди были у руля..НЕ о том говорили. Образованные люди, а могли бы перед передачей подковать себя информацией. НЕ брали в расчет, что у людей, живущих на тибете, другие ценности, другое представление о жизни.
Asanga (Гости) | 6 февраля 2011 13:41  
Да, конечно если бы буддистов пригласили на обсуждение, было бы более интерсно. Я например в Амаравати жил в соседнем ряду палаток и видел этого мальчонку. Мне сосед австралиец Сэм, тогда говорил, что это очень высокий лама. Вокруг него столько было много народу. Волей неволей в играх с ним участвовал весь палаточный лагерь.
дмитрий1 (Посетители) | 6 февраля 2011 15:33  
Фильм Классный, хорошо, что показали. Лама Сопа просто супер. Я его люблю. Он очень скромный.
Дискуссии после фильма мне напоминают басню Крылова "Мартышка с очками".
VeraH (Гости) | 6 февраля 2011 19:51  
Доброта Учителей восхищает. Они рождаются и самых юных лет заботятся о других.
Различными способами они показывают нам, что существовала предыдущая жизнь и непременно будет следующая.
И следующая жизнь во многом будет зависеть от того, что мы говорим и делаем сегодня. Большое спасибо создателям фильма и телеканалу ‘Культура’ за предоставленную возможность еще раз убедиться в этом.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Февраль 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2022   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru