Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

TAIPEI TIMES: Tибетцы рассказывают миру о восстании весной 2008 года

17 марта 2011 | Версия для печати
| Еще
TAIPEI TIMES: Tибетцы рассказывают миру о восстании весной 2008 годаЦеванг Дхондуп и Лобсанг Тхуптен, участвовавшие в тибетском восстании 2008 года, рассказали "Taipei Times" о стрельбе и побеге от китайских властей. Более года они скрывались в горах, пока не сумели перебраться в Индию, и теперь несут миру правду о тех событиях.

В мире многие считают, что обширное восстание против китайского правления в Тибете и других населенных тибетцами регионах Китая, вспыхнувшее в марте 2008 года, было всего лишь очередным примером того, как тибетцы выражают свое несогласие с китайским правлением. Но для двух тибетцев из крестьянских семей, живущих в удаленной горной деревне Техор (Tehor) в автономном тибетском округе Карцзе провинции Сычуань это стало событием, изменившим всю их жизнь.

Цеванг Дхондуп и Лобсанг Тхуптен, родившиеся в 1970-м и выросшие в находящемся под контролем Китая тибетском регионе, слишком хорошо знают, насколько лжива китайская пропаганда об “улучшении жизни” тибетцев и “уважении к тибетской культуре и религии”. “Если уровень жизни на самом деле повысился и пришла современность, то почему в нашей деревне нет таких основных вещей, как обустроенная элементарная школа?”, – указывает Цеванг. “С 1 по 4 класс у нас не было бумаги и ручек, не было даже мебели в классе, - рассказал он в интервью тайваньской газете. – Мы сидели на земле, у каждого была веточка, которой чертили в пыли. Из четырех учителей в школе самое лучшее образование было у того, который закончил эту же элементарную школу и остался учителем, так как не смог сдать вступительные экзамены в среднюю школу”.

Но образование, продолжил он, все равно не считалось в деревне чем-то ценным – все знали, что у тибетцев не будет таких же возможностей, как и у китайцев, пусть даже они получили одинаковое образование. Поскольку учеба в школе обязательна, многие тибетские дети из крестьянских деревень ходят в школу поневоле. “Большинство тибетцев традиционно занимаются сельским хозяйством, но в школе нас ничему не учат, мы только утрачиваем навыки крестьянского труда, потому что приходится оставаться в школе вместо того, чтобы помогать на ферме. Как следствие, когда мы покидаем школу, мы остаемся ни с чем – просто впустую теряем там время”. “Это не значит, что я не хотел учиться – мне всегда хотелось узнать что-то новое, но для этого не было возможностей”, - добавляет он.

Его деревня всегда была самодостаточной благодаря выращиванию картофеля и других культур, отмечает Цеванг, “но с тех пор, как пришла компартия, они стали заставлять нас сажать бесполезные растения вроде чертополоха и колючек, чтобы сделать нас зависимыми от внешнего мира”.

Его недовольство китайскими властями копилось всю жизнь, пока 24 марта 2008 года не настал момент, который показался возможностью свергнуть китайский режим. Вместе с более чем ста другими крестьянами Цеванг помогал строить акведук в местном монастыре, когда услышал звуки, напоминавшие скандирование и стрельбу.

“Мы знали, что случилось в Лхасе, так что, когда я это услышал, то испытал сильное возбуждение, [подумав], что и наша деревня наконец взбунтовалась”, - вспоминает он. Хотя никто не отдавал приказов, все трудившиеся на акведуке крестьяне бросили инструменты и побежали к месту протеста. Перед местным отделением милиции Цеванг увидел, как несколько сот человек – монахи и простые крестьяне – скандируют лозунги “Мы хотим, чтобы Далай-лама вернулся” и “Тибет должен быть свободен”.

Служащие милиции пытались арестовать участников протеста, но как только кого-то из них хватали, остальные бросались на помощь и вступали в стычку, чтобы отбить своих. Затем от отделения милиции раздались выстрелы, и многие были ранены, в том числе монах по имени Конка. “Я видел, что Конка получил огнестрельное ранение; он пытался встать, но рухнул на землю, громко сказав: ‘Меня подстрелили’, - продолжил Цеванг. – Увидев это, я пережил большую печаль, ведь мы очень уважаем монахов”.

Повторяя про себя молитвы, Цеванг подбежал к монаху - пули чудом миновали его. “Монах из местного монастыря Ринзин Карма и я стали помогать Конке, но как только я его поднял, то почувствовал, что меня ранили в поясницу, но ничего не сказал. Я пытался вытащить Конку оттуда, но через несколько секунд был ранен еще и в руку”, - вспоминает он. Из раненой руки обильно хлынула кровь - Цеванг едва успел позвать на помощь, прежде чем потерял сознание.

В этот момент Лобсанг и еще четверо односельчан, которых он раньше только видел, пришли ему на помощь. Они сразу же вывезли его на мотоцикле в другую деревню, откуда на самодельных носилках отнесли в горы. “Мне нельзя было в больницу, – продолжает Цеванг, - меня включили в розыскные списки и местная милиция объявила, что каждый, кто даст информацию о моем местонахождении, получит наличными от 150 тысяч до 200 тысяч юаней [22800 – 30000 долларов]”. Но никто из друзей его не предал.

Они прятали его в горах, по очереди дежурили рядом и приносили еду. Из-за раны в пояснице Цеванг не мог ни сидеть, ни стоять; без необходимой медицинской помощи раны загноились и покрылись язвами. Друзья могли только срезать язвы бритвой и отсасывать гной через трубочку, обеззараживая раны спиртным. “В течение первых шести месяцев я вообще не мог двигаться и целыми днями лежал. Готовить пищу было невозможно – дым мог привлечь внимание, так что друзья всегда старались сохранить еду теплой, пока несли, но сами ели только холодное”, - вспоминает Цеванг. “В какой-то момент я стал подумывать о самоубийстве, но друзья говорили, что я должен выжить, чтобы рассказать миру о том, что китайцы делают с тибетцами, - продолжает он. – Они даже отнесли подальше от меня все острые предметы”.

Наверное, именно эти слова друзей помогли вернуть волю к жизни, потому что, приняв решение рассказать свою историю всем, Цеванг начал поправляться. Проведя в горах год и два месяца, он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы уйти в Индию.

“Как-то раз, когда Лобсанг пришел на свое дежурство ко мне, я сказал, что хотел бы уйти в Индию, и спросил, не может ли он пойти со мной. Он согласился без всяких колебаний”. Лобсанг довез Цеванга до Лхасы на своем мотоцикле – этот переезд занял 10 дней и ночей, так как нужно было обходить блокпосты на дороге. В Лхасе они нашли проводника и в мае 2009-го добрались в Дхарамсалу, где находится резиденция правительства Тибета в изгнании.

Лобсанг не успел сказать ничего своей семье – дома у него остались мать, которой уже за 60, двое маленьких детей - шести и восьми лет, а также беременная жена. У Цеванга тоже остались жена и четверо детей, один из которых еще не родился, когда ему пришлось бежать. “Моя семья должна меня понять, - говорит Цеванг. - Ведь я бежал не в поисках лучшей жизни для себя. Я поступил так, потому что хотел рассказать миру, что происходит с тибетцами”. Для Лобсанга “боль от того, что пришлось оставить семью, ничто по сравнению со страданиями тибетского народа”.

Вечером 14 марта они планировали присутствовать на стоянии со свечами на Liberty Square в Тайбэе, которое первоначально посвящалось памяти тех, кто погиб во время восстания 2008 года, но потом решено было читать молитвы о жертвах разрушительного землетрясения и цунами в Японии.

Валерий Никольский

Видео по теме:


Вы спрашивали, что происходит в Тибете?



Короткометражный фильм Центральной тибетской администрации (Дхарамсала, Индия) выпущен 21 марта 2009 года.

Просмотров: 2719  |  Тэги: Валерий Никольский

Комментарии:

калмык (Гости) | 18 марта 2011 12:19  
Опускается вечер на плечи уходящего человека,он унесет в своем сердце тайну за пределы ночи.Среди домов и церквей женщина ищет того,кого больше нет.И сколько людей не вернется во имя тебя.СВОБОДА...Скольких ты заставила плакать.Но без тебя столько одиночества..До тех пор пока есть смысл жить чтобы получить тебя СВОБОДА...Когда поднимается хор голосов.Он будет петь Чтобы получить тебя СВОБОДА... Есть карт-бланш на боль.С каждым днем растет цинизм по отношению к низшим( униженным).НО рождается солнце в ночи и в сердцах слабых,И из молчания прорежется голос, Зовущий тебя СВОБОДА...песня LIBERTA.

СВОБОДА!скольких ты заставила плакать,без тебя столько одиночества.До тех пор пока есть смысл жить.Я буду жить,Чтобы получить тебя СВОБОДА!!!FREE TIBET!!!

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru