Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Сарнатхе

13 января 2013 | Версия для печати
| Еще
Сарнатх, штат Уттар-Прадеш, Индия, 9 января 2013 г. – Утром бхикшу из Шри-Ланки нараспев прочитали Мангала-сутру на пали, после чего трижды была зачитана Сутра сердца: на японском, вьетнамском и английском языках.

Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Сарнатхе

Его Святейшество Далай-лама начал сессию без предварительного вступления: «Чтобы преодолеть неведение, корень всех страданий, нам необходимо понимать реальность. Нагарджуна превозносит Будду за то, что он снабдил нас безошибочными воззрениями, позволяющими это осуществить».

Продолжая тему, он сказал, что если мы совсем не знаем алфавит или нам не знакомы отдельные буквы, мы не устраним это незнание вознесением молитв, медитацией о сострадании или визуализацией божеств. Не помогут в этом и простирания. Нам нужно целенаправленно изучать алфавит. Схожим образом, неведение реальности можно преодолеть пониманием сути (таковости) вещей и их взаимного возникновения. Будда преподал Дхарму, чтобы устранить неведение относительно многообразия вещей и относительно явлений в частности. Большая часть того, чему он учил, соответствовала ментальным наклонностям его учеников. Его собственное достижение заключалось в осуществлении единства мудрости и сострадания.

В отличие от животных, мы, человеческие существа, можем развивать и мудрость и сострадание. Но чтобы сделать это, нам нужно применить целостный подход. Чтобы достичь цели нам нужно смотреть на перспективу под разными углами. Кубик для игры в кости, например, имеет шесть граней, с разным количеством точек. Если мы, посмотрев на одну сторону, скажем, что на кубик нанесены две точки, это не будет ошибкой, но информация будет не полной. Она не будет отражать картины в целом.

В мире, в котором мы живем, мы зависим от других людей; мы не можем осуществить свои цели, не учитывая при этом интересы других людей. И снова нам нужно смотреть на вещи под разными углами.

Счастье возникает в результате разных причин и условий. Если вы под воздействием гнева причините кому-нибудь вред, то сможете почувствовать поверхностное удовлетворение, но в глубине души будете понимать, что это было неправильно. Вы будете терять уверенность в себе. Руководствуясь же в своих поступках альтруизмом, вы будете чувствовать себя в присутствии других людей удобно и уверенно. В обществе в целом люди со вспыльчивым характером не пользуются уважением. И даже лающая собака не может найти себе товарищей, тогда как спокойная, дружелюбная собака всегда ими окружена.

Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Сарнатхе

Учение Будды отвечает разным наклонностям разных людей. Но, как бы то ни было, Его Святейшество ясно дал понять, что не одобряет попыток широкой пропаганды буддизма во всем мире. Он предлагает обсуждать буддийскую философию, такие вопросы, как сострадание, терпение и добросовестность в контексте борьбы с беспокоящими эмоциями. Он сказал, что многие его друзья-христиане заимствовали некоторые учения из буддизма, а буддистам он рекомендовал бы обратить внимание на общественную деятельность христиан. Буддисты используют идею о взаимозависимом происхождении явлений в духовных целях, но её можно применить и в других областях, потому что она помогает понять действительность. Это пример вклада, который буддизм может внести в развитие мира.

Его Святейшество упомянул о том, как много сегодня происходит убийств. Животных забивают для пропитания, как будто их жизнь не представляет другой ценности. Если у человека нет сострадания к животным, у него не будет сострадания и к другим людям. В мире, сложилась ситуация, в которой такие представления как сострадание и взаимное возникновение очень важны.

Буддийскую литературу можно разделить на три категории: буддийская философия, буддийская наука, рассказывающая о внутреннем мире, психологии и работе эмоций, и буддийская религия. Изложение Буддой Четырех благородных истин – истины о страдании, истины о причинах страдания, истины о прекращении страдания и истины о пути, ведущем к прекращению страдания – представляет собой пример научного подхода. К тому же Будда учил в соответствии с ментальными наклонностями своих слушателей. Его Святейшество ещё раз выразил уверенность, что буддийская наука и философия это то, чем буддизм может поделиться с остальным миром.

Делясь своим личным мнением, Далай-лама сказал: «За последние 50 лет я встретил много людей, в том числе учёных и экспертов в разных областях. У меня нет современного образования, и мой английский оставляет желать лучшего, хотя я в тайне начал изучать его ещё в 1940 году. Несмотря на это я вижу, что не так уж сильно отстал от ученых, благодаря умению размышлять, опираясь на логику, которое я приобрёл в результате буддийского обучения. Я часто нахожу логические несоответствия в докладах и выступлениях учёных, что побуждает меня задавать вопросы, а их ещё раз задуматься. Я думаю, это свидетельствует о ценности образования, основанного на тибетской литературе, и показывает, что мы, используя наше наследие, можем внести вклад в развитие мира».

После этого духовный лидер возобновил чтение текста «Бодхичарья-аватары» с того места в шестой главе, на котором он остановился вчера, и в котором повествуется о терпении. Вскоре он перешёл к седьмой главе, рассказывающей об усердии, комментируя, что уверенность, о которой говорит здесь Шантидева, появляется не вследствие высокомерия, а в результате принятия на себя ответственности за благополучие других существ.

Третий день учений Его Святейшества Далай-ламы в Сарнатхе

Во второй половине дня Далай-лама обратился к восьмой главе текста, в которой говорится о медитации и однонаправленном сосредоточении. Он отметил, что в тибетских текстах упоминается о 51 ментальном состоянии, в то время, как в палийских текстах, как он слышал, упоминается о 200 подобных состояниях, правда у него до сих пор не было возможности в этом удостовериться. Современная наука проводит различие между 15 эмоциональными состояниями, которые сопровождаются соответствующими выражениями лица. Эти 51 состояние подразделяются на пять категорий, одна из них связана с различением, вторая с сосредоточением, другая с интеллектом или аналитическими способностями и мудростью. Способность к сосредоточению и аналитические способности можно усилить. Если вы развиваете сосредоточение, вы можете удерживать концентрацию на объекте более длительное время, но для этого нужна тренировка. У большинства из нас ум нестабилен, он не может фокусироваться и блуждает от одного объекта к другому. Тренировка сосредоточения напоминает формирование сильного потока воды, с помощью которого можно вырабатывать электричество.

«Учения Будды можно отнести к трём корзинам, касающихся тем нравственности, сосредоточения и мудрости. Цель нравственности и сосредоточения – помочь нам понять действительность, применяя медитацию о таковости или реальности. Когда мы осознаём это [отсутствие независимого существования явлений] в результате медитативного анализа, наши умопостроения относительно их проявлений теряют свою силу. Когда мы выходим из медитативного состояния, вещи представляются нам в виде иллюзии, что помогает нам сдерживать привязанность и гнев. Эти негативные эмоции коренятся в неведении».

Его Святейшество отметил, что высшие тренировки мудрости основаны на высших тренировках сосредоточения, которые в свою очередь опираются на высшие тренировках нравственности.

«Даже если вы живёте в уединении, а ваш ум при этом блуждает от одного объекта к другому, то, такое уединение нельзя считать подлинным».

Часть восьмой главы о медитации посвящена объяснению того, как развивать пробуждённый ум или бодхичитту, в том числе практике, которую Шантидева называет «тайной ума». Это практика визуализации замены собственного счастья на страдания других, связанной с отслеживанием дыхательных процессов. Для её выполнения сначала нужно почувствовать всех живых существ дорогими и близкими вашему сердцу, и тогда вы сможете развить сильное желание избавить их от страданий.

Окончив объяснение восьмой главы, Его Святейшество объявил, что завтра проведёт посвящение Авалокитешвары, ритуал зарождения бодхичитты, дарует обеты мирянина и обеты бодхисаттвы. А также закончит рассмотрение девятой и десятой глав текста.

Поскольку посвящение и получение обетов создаёт чистую духовную связь с ламой, Его Святейшество предупредил тех, кто поклоняется Шугдену, или Долгьялу, которого Пятый Далай-лама назвал вероломным духом, и кто намерен продолжать свою практику, что им не следует приходить на завтрашнюю сессию. Его Святейшество упомянул, что так же, как и он сам, многие его друзья прекратили выполнение этой практики, и не столкнулись с негативными последствиями. Он призвал людей отказаться от неё не потому, что их просит Далай-лама, а следуя доводам, которые он сегодня вкратце изложил и объяснял ранее.

Перевод: Юрий Пучко
Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
dalailama.ru
Просмотров: 2372  |  Тэги: Далай-лама, учения

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Январь 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru