Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Ум, мозг и материя. Первый день 26-й конференции «Ум и жизнь» в монастыре Дрепунг21 января 2013 | Версия для печати
Дрепунг Лачи, Мандгод, штат Карнатака, Индия. 17 января 2013 года – В основном зале храма монастыря Дрепунг Лачи около тысячи ученых, монахов, учеников-мирян и гостей с утра в нетерпении ожидали прибытия Его Святейшества Далай-ламы. Множество громкоговорителей и видеоэкранов были предназначены для того, чтобы все собравшиеся, независимо от того, где они сидят, могли видеть и слышать обсуждение между учеными и Его Святейшеством, находящимися в центре храма. Как только Его Святейшество занял свое место, геше Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов в Дхарамсале, приветствовал присутствующих и выразил благодарность Его Святейшеству за то что он всегда поддерживает диалог между современной наукой и буддийской науки и философии. Он отметил важность и того, что подобная встреча происходит в стенах монастыря.
Утренняя тема для обсуждения, «Точка зрения буддизма и науки», была выбрана в качестве вступления. Артур Зайонц, президент института «Ум и жизнь», напомнил, что первая подобная встреча произошла 25 лет назад, отметил, что сегодня научные дисциплины включают в учебную программу монастырей. «Это отважный шаг», – отметил он и пояснил, что наука – это не только одно из проявлений материализма, но также попытка проникнуть в природу реальности. «Мы исследуем информацию, которую получаем от органов чувств, опираясь при этом на силу ума. Цель наших лабораторных исследований в том, чтобы принести пользу человечеству». Ричард Дэвидсон заметил, что исследования ученых института «Ум и жизнь» «уже принесли ощутимые плоды в области здравоохранения и образования», добавив, что эти области сегодня более склонны принимать во внимание созерцательные практики. Его Святейшество выступает во время первой сессии 26-й конфе- ренции «Ум и жизнь» в Мандгоде, Индия. 17 января 2013 г. Фото: Ned Dunn «В исследованиях, которые мы проводим наших монастырях, мы много цитируем священные тексты, но мы также должны применять логические рассуждения. Традиционно в буддизме, исследуя реальность, мы опираемся на четыре принципа: закон природы, принцип зависимости, принцип функциональности и логические доказательства». Далай-лама отметил, что и ученые в своих изысканиях для того, чтобы получить данные исследуют функциональность, зависимости и природу объекта. Очевидно, что оба подхода схожи. Также он упомянул, что в буддийских исследованиях принято полагаться не на человека, а на его слова; не на сами слова, а на их смысл; не на условный, а на абсолютный смысл; не на чувственное восприятие, а на ум. Кроме того, он упомянул и буддийскую классификацию явлений на явные, частично скрытые и полностью скрытые. В то время как буддийская традиция разрабатывала средства для достижения счастья через преодоление негативных эмоций, наука сосредотачивалась на материальном развитии с акцентом на поиски истины и реальности. Буддизм и современная наука используют схожие методы, чтобы принести пользу человечеству. «Я надеюсь, что собравшиеся здесь монахи, сохранившие буддийскую традицию исследований, размышления и медитации, получат также представление и о глубоких исследованиях, которыми занимается наука. В 1955 году, Мао Цзэдун хвалил меня за научный склад ума, но это не помешало китайцам в 1960-е обвинять буддизм в том, что он требует слепой веры, от которой тибетцы должны избавиться». «Когда я сказал своим наставникам о своем интересе к науке, они восприняли это с одобрением. Но, несмотря на то, что мы интересуемся наукой, это не значит, что мы должны посвятить ей все свое время и энергию. Я провожу основную часть времени в медитации о любви, сострадании и мудрости, которая является источником моего интереса к науке. Мой образ мышления похож на тот, что присущ ученым, благодаря тренировке в логических размышлениях и изучению философии мадхьямаки». В презентации о точках зрения буддизма и современной науке Артур Зайонц провел параллель между молодым Далай-ламой, наблюдавшим Луну на крыше дворца Потала в телескоп своего предшественника, и Галилео, который совершил великое открытие много веков назад. «Вы смотрели и размышляли. Вы видели, что свет, идущий от Солнца, отбрасывает тени на Луне. В 1607 году Галилео, используя самодельный телескоп, увидел горы на Луне. Он изменил ход научных исследований. Тем не менее, в 1633 году Католическая Церковь обвинила его в ереси, и он был заключен под домашний арест». Его Святейшество ответил: «Я, конечно, не искал лунного зайца, просто я увидел направление теней, и я сделал вывод, что источником света является Солнце. Я показал это своим наставникам, и они согласились с моим умозаключением». Арутр Зайонц выступает на 26-й коференции «Ум и жизнь» в Манд- годе, Индия. 17 января 2013 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ) Ричард Дэвидсон задал вопрос: «Почему нейронаука столь плодотворна, и почему ее результаты столь эффективны? Потому что многие из наших вопросов являются также основными вопросам буддизма – что такое я и где оно находится? В чем разница, с точки зрения мозговой активности, между концептуальным и неконцептуальным мышлением и какая разница между позитивными и негативными эмоциями?» Далее он провел короткую наглядную демонстрацию эффектов мигания внимания, слепоты к изменению и распознавания выражения лица, которые доказывают, что мозг далеко не всегда правильно оценивает видимые явления. «Человеческий мозг, возможно, является самым сложным материальным объектом в мире», – сказал он. – «И, тем не менее, ученые до сих пор очень мало знают о том, как он работает. Однако нам известно, что он является источником и заблуждений, и прозрений». Послеобеденная сессия была посвящена теме: «Диапазон науки: знание и природа реальности. Туптен Джинпа пояснил, что решил сделать презентацию на тибетском. Он сказал, что свойство объекта претерпевать ежемоментные изменения, ключевая тема буддийской философии, в науке объясняется совсем иначе. Он отметил, что в прошлом году было принято решение внедрить научные дисциплины в учебную программу монастырей, однако еще предстоит обсудить, как это лучше сделать. Ведь обучение монахов имеет свои особенности, поэтому введение новых научных дисциплин нельзя проводить как в случае с обычной школой. «Если наука – это метод исследования, каковы ее особенности? Как сказал этим утром резидент института «Ум и жизнь», когда он говорил об интересе Его Святейшества к науке и о его наблюдениях за Луной, наука использует наблюдение, создание гипотез на основе эмпирических данных и тестирования этих гипотез. И буддизм, и наука привержены схожим методам достижения истины». Его Святейшество внимательно слушал Джона Дюрана, который выступал от имени своей супруги Энн Харрингтон, которая не смогла присутствовать. Венди Хайзенкамп представила краткое введение в действие мозга с иллюстрацией работы нейронов. Его Святейшество сказал, что было бы чрезвычайно полезно, если бы нейронаука научилась распознавать концептуальные и неконцептуальные процессы, сделав интересное предположение, что один из случаев, когда ум функционирует на тонком ментальном уровне, а сигналы органы чувств отключены, это состояние сна. Перевод: Елена Ондар dalailama.ru Материалы по теме:Четыре дня, которые потрясли мою душу. Краткие впечатления о конференции "Созерцательная наука" Петр Брежестовский, директор по науке Национального Института Медицинских Исследований (Марсель, Франция): "За более чем 40-летний период жизни в науке мне приходилось принимать участие в десятках конференций самых разных уровней организации: от закрытых, в примерно 20 участников, до огромных форумов собирающих несколько тысяч человек. Конференция, которая проходила в Дели ― сверхособенная, выходящая далеко за рамки привычных научных форумов"... "Ум и жизнь". Начало диалога между буддизмом и наукой (Часть 1) В конце октября 1987 года пять западных ученых в течение недели обсуждали с Его Святейшеством Далай-ламой буддизм и науку о процессе познания. Встречи проходили в приемной Его Святейшества в Дхарамсале, Индия, и носили неофициальный характер дружеской беседы. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы диалога, опубликованные в журнале в журнале "CHÖ YANG. The voice of Tibetan Religion and Culture", 1991 г. "Ум и жизнь". Начало диалога между буддизмом и наукой (Часть 2) Предлагаем вашему вниманию окончание статьи "Ум и жизнь", в которой приведены выдержки из стенограммы диалога между Его Святейшеством Далай-ламой и западными учеными, опубликованные в журнале в журнале "CHÖ YANG. The voice of Tibetan Religion and Culture", 1991 г. Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |